Иисус - Бог. И ДК

Аргументированно критикуем, высказываем свое несогласие с автором по конкретным вопросам.
Правила форума
Аватара пользователя
dimavdv
Зарегистрированный участник
Сообщения: 5
Зарегистрирован: 10 май 2011, 03:55
Ник: dimavdv

Сообщение dimavdv » 25 окт 2013, 09:24

Катя, спасибо Вам за ролики, особенно последний: отрывок про любовь.
Надо же, как здорово услышать уже то, что часто на слуху из семинаров ДК, но другими словами, формами, определениями и подходами.
Здорово! :rose:

Аватара пользователя
Elsy
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 11 янв 2012, 15:24
Ник: Elsy

Сообщение Elsy » 25 окт 2013, 09:48

[quote="Перова Катерина"]Насколько тесен контакт с миром у человека и наличествуют денежные финансы, настолько сильна будет в нем динамика потребления. С одной стороны это развитие, а с другой деградация.
Начать с того, что наши потребности, всегда практически превышают наши возможности. Так или иначе стремление к достижениям присутствует в каждом, та же форумская тусовка и участие в темах это не что иное как желание развиваться и дальше. А вот насколько человеку не слабо отрешиться или добровольно выпасть из уровней потребления духовного и материального и устремиться к высшей потребности – любви к Богу, хотя бы на полгода? Наверное, когда человек четко увидет тот путь, по которому ему предстоит пройти. Так называемые Филипинские хиллеры, уходили в самоизоляцию на 40 дней как Христос и даже более.
И все же, все начинается с основного базового уровня –выживания. Пока человек не научился обеспечивать себе безопасность и выживание, вряд ли ли он сможет отказаться от базовых потребностей и потребностей более высокого уровня иерархий, например, получение образования в каком нибудь элитном заведении или же та же покупка брендового платка от Гуччи, хотя можно просто получить образование, которое доступно или купить недорогой платок на близлежащем рынке.[/quote]
На с амом деле мы сейчас живем в такой стране, где проблемы с выживанием более менее закрыты... Ну как говорится, не дадут умереть, наверное. Кусок хлеба да будет.
Вопрос с образованием и работой очень важный вопрос... Сейчас в большинстве своем делается выбор в плане образования исходя из таких рассчетов - престижность вуза, пофессии, возможность потом зарабатывать, быть успешным в карьере.... И очень мало слушается какой то внутренний голос, предназначение человека. У нас сейчас все во многом с ног на голову. А работа потом закабаляет, человек бегает в колесе. Меняет жизнь на деньги, тачки, квартиры. Успешный человек сейчас не всегда означает самореализовавшийся и счастливый.
Согласна что подмешиваются ложные ценности, впариваются в голову.
Я летом ездила на Онежское озеро, рыбачить. Мы арендовали судно, с каютой. Капитан был очень интересный человек. Он никогда не работал в обычном понимании нашем - не ходил на работу. Давно с другом они сняли фактически с рифов старый корабль и выкупили его у владельца за копейки. Постепенно его отреставрировали, заменили двигатель, переоборудовали. И вот он на нем сейчас плавает. Рыбалка для него любимое дело. У него есть дача - на острове посреди Онеги. Там даже света нет - стоит хороший дом, баня, добраться можно туда только на катере. Я спрашиваю - а как без света - он говорит - а зачем он нам. Днем на улице дела разные, вечером свечу зажжешь и нормально. Телевизор мы не смотрим. Я, говорит, купил генератор, пока не включали еще. " ну вот представляете - фактически у человека свой остров:))
Конечно у него есть нормальная квартира в городе, дети и семья. И он гораздо счастливее, думаю, многих бизнесменов. Живет в гармонии с природой. Перед каждым рейсом и после помолился - в капитанской каюте иконки, молитвенник. Не парится просто - Гуччи там, не Гуччи. На бензин для катера заработает, рыбы наловит или туристы заплатят. Для многих такая жизнь - просто шок. Не привыкли люди... Хотя человек, на мой взгляд, вполне реализовал себя. Он профессинальный капитан и рыбак, каких мало. Вот пример, на мой взгляд, когда работает "Ищите Царство Божьего и правды его - все остальное приложится..."

Аватара пользователя
Svechka
Зарегистрированный участник
Сообщения: 203
Зарегистрирован: 08 май 2013, 11:52
Ник: Svechka

Сообщение Svechka » 25 окт 2013, 10:28

[quote="Elsy"][quote="Перова Катерина"]Насколько тесен контакт с миром у человека и наличествуют денежные финансы, настолько сильна будет в нем динамика потребления. С одной стороны это развитие, а с другой деградация.
Начать с того, что наши потребности, всегда практически превышают наши возможности. Так или иначе стремление к достижениям присутствует в каждом, та же форумская тусовка и участие в темах это не что иное как желание развиваться и дальше. А вот насколько человеку не слабо отрешиться или добровольно выпасть из уровней потребления духовного и материального и устремиться к высшей потребности – любви к Богу, хотя бы на полгода? Капитан был очень интересный человек. Он никогда не работал в обычном понимании нашем - не ходил на работу. Давно с другом они сняли фактически с рифов старый корабль и выкупили его у владельца за копейки. Постепенно его отреставрировали, заменили двигатель, переоборудовали. И вот он на нем сейчас плавает. Рыбалка для него любимое дело. У него есть дача - на острове посреди Онеги. Там даже света нет - стоит хороший дом, баня, добраться можно туда только на катере. Я спрашиваю - а как без света - он говорит - а зачем он нам. Днем на улице дела разные, вечером свечу зажжешь и нормально. Телевизор мы не смотрим. Я, говорит, купил генератор, пока не включали еще. " ну вот представляете - фактически у человека свой остров:))
Конечно у него есть нормальная квартира в городе, дети и семья. И он гораздо счастливее, думаю, многих бизнесменов. Живет в гармонии с природой. Перед каждым рейсом и после помолился - в капитанской каюте иконки, молитвенник. Не парится просто - Гуччи там, не Гуччи. На бензин для катера заработает, рыбы наловит или туристы заплатят. Для многих такая жизнь - просто шок. Не привыкли люди... Хотя человек, на мой взгляд, вполне реализовал себя. Он профессинальный капитан и рыбак, каких мало. Вот пример, на мой взгляд, когда работает "Ищите Царство Божьего и правды его - все остальное приложится..."[/quote]
Как давно я хочу жить, как этот капитан! Агафья Лыкова в тайге живет... Есть же люди! Могут же.

Аватара пользователя
ТЮ-18
Зарегистрированный участник
Сообщения: 751
Зарегистрирован: 29 дек 2011, 15:40
Ник: ТЮ-18

Сообщение ТЮ-18 » 25 окт 2013, 10:48

[quote="dimavdv"]Катя, спасибо Вам за ролики, особенно последний: отрывок про любовь.
Надо же, как здорово услышать уже то, что часто на слуху из семинаров ДК, но другими словами, формами, определениями и подходами.
Здорово! :rose:[/quote]

Простите, dimavdv, но Ваш восторг вынуждает меня высказать свое мнение-впечатление. Мне показалось, что молодой человек говорит вовсе не о Божественной Любви, а о любви человеческой, или, скорее даже, о влюбленности. Для него важно, чтобы была гармония ("формула") в голове. Да, влюбленность дает поверхностное, кратковременное состояние любви ко всему миру, все мы это испытывали в юности.
Малосодержательно.

Аватара пользователя
Перова Катерина
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 08:40
Ник: Перова Катерина

Сообщение Перова Катерина » 25 окт 2013, 11:58

[quote="ТЮ-18"]

Простите, dimavdv, но Ваш восторг вынуждает меня высказать свое мнение-впечатление. Мне показалось, что молодой человек говорит вовсе не о Божественной Любви, а о любви человеческой, или, скорее даже, о влюбленности. Для него важно, чтобы была гармония ("формула") в голове. Да, влюбленность дает поверхностное, кратковременное состояние любви ко всему миру, все мы это испытывали в юности.
Малосодержательно.[/quote]
Ничего страшного в том нет, что dimavdv уловил другие смыслы и грани, которые ему помогли лучше раскрыть то что говорит СНЛ в своих семинарах. А любовь человеческая она отражает Божественную, и та и другая приходят как награда, в виде обратной связи. И не как усилие с нашей стороны, а просто как милость и помощь. Что тут такого "криминального"? что можно попрекнуть этим dimavdv.
Далее объясню, что мне лично помогло лучше понять семинары Лазарева СН.
Д.Шаменков довольно точно выразил суть наших страданий - в том, что именно ложное Эго или импринт, который внедряется чуть ли не с рождения в маленького человечка, а именно - что он автор своих действий, он отделен от остальных и т.д. заставляют человека постоянно стремиться удовлетворять базовые потребности, которым нет конца и края, то есть неудовлетворенность сопутствует практически всегда.
Человек, находящийся в плену такой мысли, находится под плотным управлением глобального Эго, заставляющего его тратить свою энергию на подпитку разных иллюзий и собственной значимости. Человек считает - он делает, он мыслит, он достигает. На самом деле нами мыслят, действуют и достигают. В религии это выражено в приоритете Божественного над остальным. Вот если бы мы понимали это с сознательного возраста, то ошибок было бы меньше.
Почему даже СНЛ непросто дается прощения, а мало того, сейчас он говорит, о том, что нужно обращаться к Богу, просить, молиться о помощи - научиться прощать. Значит получается, насколько в человеке сильна вера о его могуществе, отделенности, настолько ему труднее прощать как себя, так и остальных. Настолько нам тяжелее принять, что на все есть Божия воля.
Все в чем нуждается человек, а именно изначально - в любви, всегда находится в настоящем времени, а не достигается в будущем. Чем сильнее эго человека, тем ему это кажется неправдоподобным, потому что идея достижения из области эго. Да конечно, эго тоже нам нужно, но скорее для выживания, не более того. Альтернативой достижений эго является то, что душа всегда внутри счастлива, если находится в гармонии с миром, а значит и с Богом.

Аватара пользователя
Перова Катерина
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 08:40
Ник: Перова Катерина

Сообщение Перова Катерина » 25 окт 2013, 12:29

Поэтому как ни банально звучит - каждому свое.
Наука доказала, что все свои действия мы осознаем всегда с задержкой, потому что живем по большому счету эгом. Эго как известно или находится в прошлом или же перемещается в будущее, но никогда в настоящем. В настоящем может быть только любовь. Вот и разгадка, почему все таки тяжело дается прощение, а не автоматом, как хотелось бы. Жить душой - значит жить настоящим и воспринимать все проявленное правильно.
Преодолеть силу материального мира одному человеку не подстать, то есть не подсилу, очень много соблазнов и сильны иллюзии. Иисус Христос пришел, чтобы помочь человечеству окончательно не погрязнуть или деградировать, пришел помочь спастись, дать новую информацию развития. А это информация, как известно, может принимать разные формы помощи.

Аватара пользователя
Перова Катерина
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 18 апр 2013, 08:40
Ник: Перова Катерина

Сообщение Перова Катерина » 25 окт 2013, 12:42

[quote="Elsy"]
Я летом ездила на Онежское озеро, рыбачить. Мы арендовали судно, с каютой. Капитан был очень интересный человек. Он никогда не работал в обычном понимании нашем - не ходил на работу. Давно с другом они сняли фактически с рифов старый корабль и выкупили его у владельца за копейки. Постепенно его отреставрировали, заменили двигатель, переоборудовали. И вот он на нем сейчас плавает. Рыбалка для него любимое дело. У него есть дача - на острове посреди Онеги. Там даже света нет - стоит хороший дом, баня, добраться можно туда только на катере. Я спрашиваю - а как без света - он говорит - а зачем он нам. Днем на улице дела разные, вечером свечу зажжешь и нормально. Телевизор мы не смотрим. Я, говорит, купил генератор, пока не включали еще. " ну вот представляете - фактически у человека свой остров:))
Конечно у него есть нормальная квартира в городе, дети и семья. И он гораздо счастливее, думаю, многих бизнесменов. Живет в гармонии с природой. Перед каждым рейсом и после помолился - в капитанской каюте иконки, молитвенник. Не парится просто - Гуччи там, не Гуччи. На бензин для катера заработает, рыбы наловит или туристы заплатят. Для многих такая жизнь - просто шок. Не привыкли люди... Хотя человек, на мой взгляд, вполне реализовал себя. Он профессинальный капитан и рыбак, каких мало. Вот пример, на мой взгляд, когда работает "Ищите Царство Божьего и правды его - все остальное приложится..."[/quote]
Здорово, что такие, можно сказать - условно независимые и состоявшиеся люди, не забывают Его и понимают, что главное в жизни, все таки.

Аватара пользователя
azlena
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 12:50
Ник: azlena

Сообщение azlena » 25 окт 2013, 14:25

Дима писал:
От подобного явления автор ДК пытался оградить еще в самой первой серии во второй книге, говоря о том, что с удивлением для себя увидел, что можно зацепиться не только за земное, но и за духовное, которое по сути тоже земное, просто более масштабного и тонкого уровня, блага которого передаваться могут из жизни в жизнь.
Если деньги мы потеряем в этой жизни, то развитость духа не погибает со смертью тела и перерождается вместе с душою в новом теле.
Единственно, если гордыня накопилась вместе с ростом духа, то дух могут просто заблокировать временно болезнью, а так само развитие его никуда не теряется, а остается в душе.
Именно поэтому на блага духовные есть гораздо большее искушение поставить главную точку опоры, как вечное и нерушимое. как главная самоцель для души.
Еще в тех книгах Лазарев упоминал о том, что Православие зацеплено за духовность. Только недавно я стал это понимать, потому что не Любовь к Богу там главное, а именно процесс обретения духовности при неправильной трактовки главной цели, в которой обретение Царствия Божьего воспринимается как главная самоцель.
А на самом деле это не самоцель, это просто переходный момент в развитии человечества, в котором люди обретут определенное новое состояние души, под названием Царствие Божье (ИМХО).
Когда мы говорим о духовности, возникает путаница из-за различной терминологии, ИМХО. Православная духовность - это жизнь во Святом Духе. Если православные говорят, что смысл их пути в стяжании Святого Духа, то это не совсем «духовность» по Лазареву, она у него ближе к обычному философскому пониманию, где идеализм противопоставляется материализму. Святой Дух – это ближе к ДКашной любви божественной, как я это понимаю. То есть жизнь по заповедям Христа дает познание себя, познание того, кто ты есть на самом деле (когда сверяешь свою жизнь с заповедями), когда понимаешь, что ты несовершенен и без Бога бессилен и этим смиряешься. Смирением стяжается Святой Дух и любовь, любовь истинная, бесстрастная, не упрекающая, молчаливая, страдающая, ждущая, всепрощающая, живущая не собой, а другим, такая любовь, которой любит Бог. То есть дух - это то, в чем заключен образ и подобие Божие – начало свободное, творческое, мыслящее, самосознающее и бессмертное. А душа – это вместилище духа, и дух выше души. Душа – это то, что мы называем психикой, которая есть даже у простейших животных.
Такое понимание мне ближе.
Совсем недавно я осознала, чего мне не хватало в ДК как основного – именно правильного понимания смирения. Лазарев сделал упор на том, что самоуничижение – это главный недостаток Православия, что этим гордыня не преодолевается. Однако, как видится мне, это, ну так скажем, не глубокое понимание вопроса. Опыт святых совсем другой, нежели опыт мирян. Смирение несовместимо с отчаянием и унынием, так вот, я думаю, если мирянин может впасть в депрессию от своих грехов, то у святых уныния не было, а напротив была радость духовная. Есть некие вещи, которые труднообъяснимы, так и здесь то, что вроде не совместимо одно с другим, на деле таинственным образом совмещается – у святых был плач о грехах, и не было уныния и отчаяния. Я на своем опыте вижу, как искреннее покаяние действительно вызывает слезы, но ведь и утешение приходит почти сразу от такой молитвы, поэтому и отчаяния нет.
Нашла в инете интересную мысль одного богослова:
"Смирение Христа не мешает Ему утверждать Свою Божественность и Свое превосходство над всеми людьми именно потому, что смирение не есть обесценивание себя, но отказ от обесценивания других... Полнота бытия принадлежит смиренным, ибо они готовы возлюбить всё сущее.. "
Только на последних семинарах СН как то, на мой взгляд, приблизился к смирению. Стал говорить, что без помощи Бога, мы ничего не можем. У нас просто часто наше высшее Я (образ Бога) путается с нашим «я» слабым и несовершенным. И когда мы говорим "я преодолел что-то в себе", мы не отдаем себе отчет о каком "я" мы говорим. А православные говорят не я, а Бог помог. Ну вот как то так.

Аватара пользователя
azlena
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 14 сен 2011, 12:50
Ник: azlena

Сообщение azlena » 25 окт 2013, 14:37

[quote="dimavdv"]

Если Бог во всем, то все Его проявления важны и все эти проявления обделять любовью мы не имеем права. Мы имеем права лишь перераспределять, в соответствии с системой приоритетов: Богу богово, Кесарю - кесарево.
Кесарь тоже от Бога, но для Кесаря определена своя порция, соответствующая Кесарю.[/quote]

Серафим Саровский сказал почти как Вы :
"Надобно идти средним путем, не уклонятися «ни на десно, на шуе» (Притч.4:27) и давать духу духовное, телу – телесное, для поддержания временной жизни потребное. Но не должно также и жизни общественной отказывать в том, что она законно требует от нас, по словам Священного Писания: «Воздадите убо кесарева кесареви, и Божия Богови» (Мф.22:21). "

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 11:09

[quote="обычный"]:) На форуме очень много участников считающих Иисуса Богом.
Хотелось бы узнать у сторонников такого мнения - для чего тогда Вам ДК? Ведь в православии, католичестве и др. христианских религиях есть громадный объём информации от тех, кто считая Иисуса Богом, достиг больших успехов в развитии и понимании жизни. Можно сказать, что они прошли до конца Пути, поделились своим опытом - можно изучать и изучать.
Зачем тогда изучать мнение человека, который отрицает основу из основ - утверждает, что Иисус является не Богом, а является одним из проявлений Бога, одним из детей Божьих (да и не признает этого, потому что сие противоречит основам ДК)? Неужели у христианских богословов, старцев и святых чего-то не хватает? Они чего-то не понимали, если Вы изучаете ДК? Они не говорили о зацепках, о том, что всё существующее проявлено из Бога, что все мы божественны и т.д. Почему вы изучаете мнение СНча противоречащего тем, кто достиг успехов в различных конфессиях христианства, а о подобном его мнению и не обмолвились?

PS Не обещаю активного участия в теме - свободного времени маловато, да и нет намерения переубеждать в чём-то. Просто интересно мнение.[/quote]

я от ДК отрекся, покаялся. Вы это знаете.

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 11:32

[quote="марта"][quote="Корица"][quote="обычный"]:) На форуме очень много участников считающих Иисуса Богом.
Хотелось бы узнать у сторонников такого мнения - для чего тогда Вам ДК? Ведь в православии, католичестве и др. христианских религиях есть громадный объём информации от тех, кто считая Иисуса Богом, достиг больших успехов в развитии и понимании жизни. Можно сказать, что они прошли до конца Пути, поделились своим опытом - можно изучать и изучать.
Зачем тогда изучать мнение человека, который отрицает основу из основ - утверждает, что Иисус является не Богом, а является одним из проявлений Бога, одним из детей Божьих (да и не признает этого, потому что сие противоречит основам ДК)? Неужели у христианских богословов, старцев и святых чего-то не хватает? Они чего-то не понимали, если Вы изучаете ДК? Они не говорили о зацепках, о том, что всё существующее проявлено из Бога, что все мы божественны и т.д. Почему вы изучаете мнение СНча противоречащего тем, кто достиг успехов в различных конфессиях христианства, а о подобном его мнению и не обмолвились?

PS Не обещаю активного участия в теме - свободного времени маловато, да и нет намерения переубеждать в чём-то. Просто интересно мнение.[/quote]

я от ДК отрекся, покаялся. Вы это знаете.[/quote]
а чего тогда делаете здесь? агитируете отречься и покаяться?[/quote]
ага

Аватара пользователя
Владислав
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 10 май 2013, 10:58
Ник: Владислав

Сообщение Владислав » 02 ноя 2013, 12:13

Уважаемый модератор, пожалуйста забаньте корицу : )

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 14:02

Надеюсь, не помешает:

Библия о Божестве Христа и Святого Духа

Библейское Откровение учит нас, что Бог, Творец вселенной, есть, во-первых, Бог Единый и, кроме Него, другого бога нет. Во-вторых, оно учит, что Единый Бог, кроме Которого другого бога нет, познается и существует в Трех Лицах, как Бог Троица – Отец, Сын и Святой Дух, Которые не суть три Бога, но Единый Бог, кроме Которого другого бога нет. Учение о Триедином Боге до конца непостижимо для человеческого ума, оно есть чудо из чудес и тайна из тайн. Так учит Церковь Христова, являющаяся, по словам апостола Павла, столпом и утверждением истины (1 Тим. 3, 15), и о которой сказано, что силы ада ее не одолеют (Мф. 16, 18). Так учит нас и Библия, многие тексты которой приоткрывают нам эту Божественную тайну. Рассмотрим сначала места Священного Писания, подтверждающие, что Сын Божий, ставший Христом ради спасения людей, есть Истинный Бог, совершенно равный по Своей природе Богу Отцу [1].


I. Тексты Библии, подтверждающие, что Иисус Христос есть истинный Бог, равный Богу Отцу

Священное Писание называет Христа Сыном Божиим. Это означает, что Он родился от Бога. Родился до того, как стал человеком, до того, как был сотворен мир, до того, как пошло земное время. Уже из одного этого можно сказать, что Сын Божий есть Бог. Почему? Потому что элементарный здравый смысл нам говорит, что от рыбы рождается рыба, от птицы рождается птица, от человека рождается человек, а потому и от Бога рождается Бог и никто другой. Не может человек родить птицу, а рыба не может родить человека. Точно так же и Бог – Он рождает Бога, равного Самому Себе. Подобные отношения бывают и у людей: в обычной человеческой семье сын имеет точно такую же природу, как и отец, он во всем равен отцу. Пускай сейчас он еще младенец, однако потенциально сын является наследником имения своего отца, он имеет законные права на наследство, вступление во владение которым есть только вопрос времени [2].

Таким образом, даже и у людей, в условиях земного времени, сын по своему достоинству во всем равен отцу. Тем более такое равенство имеет место там, где рождается Сын Божий от Отца, – то есть в вечности. Ибо в вечности нет времени, нет изменения возраста, и потому Христос, рождающийся от Отца предвечно, то есть до того, как пошло земное время, всегда равен Отцу и во всем имеет равное с Ним достоинство [3]. И нужно сказать, что именно так и поняли иудеи проповедь Христа о том, что Он является Сыном Небесного Отца. В Евангелии от Иоанна читаем: «И еще более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин. 5, 18).

Итак, из того, что Христос есть Сын Божий, непреложно следует, что Он есть истинный Бог, равный Отцу. Напрасно возражают некоторые, что сынами Божиими в Библии много раз названы и Ангелы и люди: «…когда все сыны Божии восклицали от радости…» (Иов 38, 7); «Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки…» (Пс. 81, 6), «…верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1, 12) и мн. др. Однако во всех этих случаях речь идет совсем о другом – об усыновлении Богу по Благодати, а не о природном сыновстве, не о равенстве по сущности. Да, Ангелы и праведные люди могут быть названы сынами Божиими, и даже богами, но не в собственном смысле этого слова, а лишь по причастию и приближению своему к Богу, по усыновлению, по Благодати. Применительно же ко Христу выражение «Сын Божий» употреблено в собственном смысле этого слова – то есть Он является Сыном Божиим, одинаковым с Отцом по общей Божественной природе, по единой Божественной сущности. Откуда это видно? Это видно из того, что Христос назван в Библии Единородным: «… неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин. 3, 18) [4]. Слово «единородный сын» (греч. ο μονογενής υιός) применительно к людям означает «единственный сын» и употребляется тогда, когда у отца только один сын и больше нет детей. Поэтому выражение «Единородный Сын Божий» означает, что у Бога Отца есть только один Сын в собственном смысле этого слова. Этот Сын, когда пришло время, воплотился и стал Человеком – Иисусом Христом. Вот почему в Библии ни к каким Ангелам, ни к каким праведникам – там, где их именуют сынами Божиими – термин «единородный» никогда не прилагается. Христос есть Сын Божий в сущностно и принципиально другом смысле этого слова, чем Ангелы и праведники. Об этом говорит апостол Павел: «…кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? (Евр. 1, 5)

Далее, о предвечном рождении Христа у пророка Давида сказано: «…из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» (Пс. 109, 3). Ни о каких Ангелах, ни о людях Библия так никогда не говорит. Ангелы и люди были сотворены из ничего, а Сын Божий рождается «из чрева» Отца. Выражение «из чрева» (евр. מרחם) означает «из груди», «из сердца», «из внутренней сущности», – подобно тому, как у людей мать рождает младенца. Младенец, как уже говорилось, является законным наследником матери и по своей сущности и достоинству равен ей. Точно так же и Сын Божий, рождаясь из сердца Отца, имеет с Ним одну и ту же Божественную природу и равное Божественное достоинство [5].

Библия и во многих других местах полностью подтверждает рождение Сына Божия из самой сущности Отца и полное единство и равенство Сына и Отца. Вот, например, слова Самого Христа, Который о Своих отношениях с Отцом говорит: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30), то есть одно существо, одна природа, одно Божество. И в другом месте Он говорит: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9). Также и апостол Павел свидетельствует о Христе, что «В Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Кто из творений Божиих может сказать о себе, что в нем обитает вся полнота Божества? Никто. Даже самые высшие Архангелы – Михаил, Гавриил и другие не могут о себе так сказать. Они, конечно, причастны к Богу, близки к Нему, но всю полноту Божества они вместить не могут. Ничто сотворенное не может вместить и понести всю полноту Божества. Вся полнота Божества может пребывать только в Истинном Боге и ни в ком другом. Если же во Христе она пребывает, то это может означать только одно: Христос есть Истинный Бог.

А вот известный всем первый стих Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… все через Него начало быть» (Ин. 1, 1). Сказано совершенно ясно: Слово (греч. Λόγος – Логос) есть Бог. Тот Самый Бог, Творец и Создатель, Сотворивший небо и землю, как об этом повествуют (очень, кстати, созвучные рассматриваемым Евангельским словам) первые строки Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1, 1).

Евангелист Иоанн говорит о Слове, что Оно было «в начале». В книгах Священного Писания выражение «в начале» часто указывает на начало бытия мира [6]. В таком именно смысле оно употребляется, несомненно, и здесь. И отсюда следует, что в начале, когда Бог начал творить все, – в этом самом «начале», Слово уже было. Один толкователь Библии, комментируя это место, говорит: «Слова евангелиста имеют такой смысл: Слово было уже, когда начинал устрояться мир, то есть Слово было до устроения мира, если же Слово было прежде мира, то значит, что Оно было прежде времени, ибо начало мира есть вместе и начало времени, прежде сложения мира не было времени; а бывшее прежде времени было от вечности, следовательно, бытие Слова – вечное, безначальное. А что не имеет начала своего бытия, то не может иметь и конца; следовательно, бытие Слова в полном смысле вечное – безначальное и бесконечное». Такое бытие, конечно, может иметь только Бог и именно о таком Своем Божественном бытии свидетельствует Сам Христос, когда, например, говорит следующее: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира» (Ин. 17, 5).

Некоторые, однако, утверждают, что слово «Бог» употреблено у евангелиста Иоанна (Ин. 1,1) не в собственном смысле этого слова, что есть один только истинный Бог – это Бог Отец, тогда как воплотившийся и ставший Христом Бог Слово не является равным Ему Богом. Для доказательства этого они ссылаются обычно на те места Библии, где о Христе говорится как будто бы как о Существе, подчиненном Богу Отцу. Так, например, они приводят текст Евангелия, где Христос говорит: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28). Также они указывают и на слова апостола Павла: «Всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11, 3). Однако следует знать, что эти слова Священного Писания не только не опровергают, а, напротив, подтверждают Божественную природу Христа и Его полное равенство с Богом Отцом. Действительно, если мы вдумаемся в приведенные слова апостола, то на примере отношений мужа и жены нам будет видно, что хотя муж, бесспорно, и является главой жены, однако это отнюдь не означает, что жена, по сравнению с мужем, есть существо низшей природы. Жена по своей природе, по своему достоинству равна своему мужу, и более того, не просто равна, а едина с ним. Ведь Библия учит, что муж и жена – это одна плоть, они едины и вдвоем составляют одну природу, как об этом сказал Господь: «…оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). Итак, рассуждаем: муж – это человек? – Да. Муж – глава жены? – Да. Но ведь, несмотря на это, и жена – тоже человек? – Да. Следовательно, и муж, и жена – оба люди, они равны и имеют одну природу, одно и то же человеческое достоинство. Но при всем при этом муж – глава жены. По аналогии с этим следует мыслить и об отношениях Христа с Небесным Отцом: Отец – это Бог? – Да. Отец – глава Христу? – Да. Но, несмотря на это, и Христос есть тоже Бог, Он имеет с Отцом одинаковую Божественную природу и достоинство, Они с Отцом едины – («Я и Отец – одно» Ин. 10, 30).

Далее: как жена, признавая тот факт, что муж есть для нее глава, может (несмотря на свое равное человеческое достоинство с мужем) в некотором смысле сказать, что муж мой – больше, чем я, так и Христос приведенные выше слова: «Отец Мой более Меня» (Ин. 14, 28), – говорит в подобном же смысле, и Его полное равенство Отцу этими словами отнюдь не отвергается.

Апостол Фома сказал Христу, явившемуся после Своего Воскресения: «Господь мой и Бог мой» (Ин. 20, 28). Всем хорошо известно, до какой степени евреи были щепетильны и какую они имели ревность в вопросах славы Божией, – ведь они хорошо помнили, что Бог Иегова [7] есть Бог ревнитель, Который сказал Своему народу: «Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа (Иеговы – евр. יהוה); потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель» (Исх. 34, 14). И еще: «Я Господь (Иегова – евр. יהוה), это – Мое имя, и не дам славы Моей иному» (Ис. 42, 8). Поэтому никогда бы апостол Фома не назвал Богом того, кто Им не является. И уж совершенно точно эти слова никогда бы не вошли в состав Священного Писания, если бы те, кто написал Новый Завет, то есть апостолы, не знали с последней степенью достоверности, что Христос есть истинный Бог, в Божественном Своем достоинстве равный Богу Иегове.

Точно так же и святой евангелист Матфей никогда бы не поставил в один ряд с именем Отца имя Сына, – («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19), – если бы Сын не имел равного с Отцом Божественного достоинства.

Далее: апостол Павел, перечисляя Лица Бога Троицы, иногда даже ставит имя Бога Отца не на первом месте: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь» (2 Кор. 13, 13) [8], – разве написал бы так апостол Павел, бывший, по его собственным словам, «неумеренным ревнителем отеческих преданий» (Гал. 1, 14), ревнителем славы Божией – разве написал бы он так, если бы Христос и Святой Дух не имели бы равного Отцу Божественного достоинства? Конечно, никогда бы не написал.

Также никогда бы не сказал старший из апостолов, святой Петр, об имени Иисус, – что «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4, 12). Разве не знал Петр, что дано было через великого пророка Моисея евреям страшное и священнейшее имя Божие – Иегова (евр. יהוה)? Разве не знал он пророческие слова о том, что спасается тот, кто призывает имя Иеговы? Ибо сказано у пророка Иоиля: «всякий, кто призовет имя Господне (евр. יהוה), спасется» (Иоиль 2, 32)? Разве не знал он, что Сам Господь сказал, что Иегова – это имя Его вовеки (Исх. 3, 15)? Конечно, Петр все это знал. Как же он мог заменить это великое имя Бога, о котором Давид сказал: «Свято и страшно имя Его» (Пс. 110, 9), – как он мог заменить его на другое имя – Иисус? Как он мог осмелиться, как он мог дерзнуть на это? Но святой Петр без всяких колебаний делает это, ибо знает, что имя Иисус есть имя не менее святое и не менее страшное, чем имя Иеговы, потому что оно есть имя Сына Божия, равного Иегове по единой общей Божественной природе. И Библия особо подчеркивает, что Петр говорит свои слова (о том, что нет другого имени, которым надлежало бы нам спастись), «исполнившись Духа Святого» (Деян. 4, 8), чтобы засвидетельствовать для всех, что это не придумано людьми, но является новым Откровением от Бога Истинного, данным миру для спасения мира.

По той же самой причине – ревности о славе Иеговы библейских писателей – никогда бы не называли они в своих писаниях Христа теми же именами, что и Иегову, если бы не имели совершенного знания о Его истинном Божественном достоинстве. А таких мест в Библии имеется много. Например, Иегова говорит о Себе через пророка Исаию: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога» (Ис. 44, 6), а в Апокалипсисе Иоанна Богослова мы читаем о Христе: «…напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив…» (Апок. 2, 8).

Иегова говорит о Себе: «Я, Я Господь, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ис. 43, 11). А о Христе у апостола Павла сказано: «…ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа…» (Тит. 2, 13).

О Втором пришествии Христа говорится, что его откроет Господь Вседержитель – «…блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6, 15-16). А о Христе в Апокалипсисе сказано: «Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные…» (Апок. 17, 14).

Иеремия в известном мессианском пророчестве даже прямо называет Христа именем Иеговы: «Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: “Господь (евр. יהוה) оправдание наше!” (Иер. 23, 6)

Кроме того, полноценное Божественное достоинство Иисуса Христа ясно видно из внимательного сопоставления многих параллельных мест Библии, где разными священными писателями повествуется об одних и тех же событиях Священной истории или об одних и тех же пророчествах. Вот, например, пророк Исаия говорит об одном из своих видений: «…глаза мои видели Царя, Господа (евр. יהוה) Саваофа» (Ис. 6, 5). А святой евангелист Иоанн, описывая то же самое видение пророка, утверждает, что глаза Исаии видели Иисуса: «Сие сказал Исаия, когда видел славу Его и говорил о Нем» (Ин. 12, 40-41). Зададим вопрос: как же может быть, что пророк Исаия, смотря на Иегову, видя Его славу и говоря о Нем, видел при этом славу Иисуса и говорил об Иисусе? Ответ: это может быть только в том случае, если Иисус имеет с Иеговой одну и ту же общую Божественную природу [9].

Есть много и других подобных мест в Библии. Приведем некоторые из них. В книге Деяний сказано, что Христа из мертвых воскресил Господь Бог: «Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться…» (Деян. 10, 40). А Иисус говорит о Своем Воскресении, что это Он Сам воскресил Себя: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2, 19).

Повествуя о распятии Христа, евангелист Иоанн ссылается на пророка Захарию: «…воззрят на Того, Которого пронзили» (Ин. 19, 37). Однако у Захарии, в еврейском оригинале (как и в греческом переводе Семидесяти, и в латинской Вульгате), читаем следующие слова Иеговы: «והביטו אלי את אשר־דקרו», что дословно означает «…и они воззрят на Меня, Которого пронзили…» (Зах. 12, 10). То есть речь здесь идет как бы о предании на смерть Самого Иеговы. И объяснить это можно только тем, что Божественная природа Христа и Божественная природа Иеговы есть одна и та же общая Их Божественная природа.

Святой пророк Давид говорит в псалме: «В начале Ты основал землю, и небеса – дело Твоих рук; они погибнут, а Ты пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; но Ты – тот же, и лета Твои не кончатся» (Пс. 101, 26-27). Не подлежит никакому сомнению, что слова эти сказаны об Иегове, Создателе вселенной. Однако апостол Павел в Послании к евреям (Евр. 1, 8-12) утверждает, что Давид говорит здесь о Христе. И отсюда следует, что Христос является таким же Создателем вселенной, каким является Иегова Бог.

Еще пример: в Евангелии от Иоанна Христос говорит о Своих последователях, что Он дает им вечную жизнь и что «…никто не похитит их из руки Моей» (Ин. 10, 28). И далее говорит: «Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего» (Ин. 10, 29). Отсюда видно, что похитить овец из руки Христа есть то же самое, что похитить их из руки Отца. Следовательно, рука Христа и рука Отца есть одна и та же рука – рука Единого Бога, которой владеют в равной степени и Отец, и Сын. Именно так и объясняет это Сам Христос, продолжая речь: «Я и Отец – одно» (Ин. 10, 30). Под «рукой» же, согласно толкованию святых отцов Православной Церкви, здесь следует понимать силу и власть Божества. О том, почему и в каком смысле сказано об Отце, что Он «больше всех», уже говорилось выше – в толковании на Ин. 14, 28 и 1 Кор. 11,3.

Итак, приведенные тексты Библии со всей очевидностью свидетельствуют об истинном Божестве Христа и о полном Его природном единстве и равенстве с Богом Отцом. Однако следует также сказать, что в Священном Писании имеется немало и других текстов, в которых говорится не о Божестве, а о человечестве Христа, о том, что Христос есть истинный Человек, что Он имеет общую с нами человеческую природу. И, конечно, на эти тексты очень любят ссылаться отрицатели равенства Христа с Богом Отцом. Поэтому скажем несколько слов о проблеме правильного понимания всех подобных мест, которых в Библии действительно имеется очень много. Укажем некоторые из них. Прежде всего, Сам Христос называл Себя многократно «Сыном Человеческим» или даже просто «Человеком». «Ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину» (Ин. 8, 40), – говорит Он иудеям. Нередко и апостолы называли Христа Человеком. «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2, 5), – слова апостола Павла. О человеческой природе Христа косвенно свидетельствуют также и те многочисленные тексты Писания, из которых видно, что Христу были присущи все качества земной человеческой природы. Например, Он уставал от пути и зноя (Ин. 4, 6), нуждался во сне, пище и питии (Мк. 4, 38; Ин. 4, 7; Мф. 21, 18), испытывал свойственные людям эмоции, например, радость и любовь (Ин. 11, 15; Мк. 10, 21), гнев и скорбь (Мк. 3, 5; Мк. 14, 34). Все это, конечно, неопровержимо свидетельствует о том, что Христос – это настоящий, реальный, земной Человек.

Но ведь об этом никакого спора и нет, христианское богословие никогда не отвергало полноценное земное человечество Христа. Отвергали его еретики (докеты, аполлинаристы и др.) Истинное же православное богословие всегда категорически настаивало на том, что Христос есть истинный Человек. Однако при этом оно столь же категорически утверждало, что Он одновременно есть и истинный Бог. Христос имеет две природы – Божество и человечество, Он есть Богочеловек, то есть одновременно и Бог, и Человек. Не полубог-получеловек, но полный совершенный Бог и полный совершенный Человек, соединившиеся в одной Личности. Поэтому на вопрос, правда ли то, что Христос есть истинный и реальный Человек, следует ответить, что да, это правда, однако это не вся правда, а только половина правды. Вторая же половина правды заключается в том, что Христос одновременно есть и Истинный Бог. В единой личности Христа соединились две природы – Божество и человечество, и каждая из этих природ во время земной жизни Христа проявляла себя по-своему. «В каждом действии Христа, – говорит В. Лосский, – можно видеть два различных действования, так как Христос действует сообразно Своим двум природам, через обе Свои природы, – подобно тому, как раскаленный докрасна меч в одно и то же время режет и жжет: он режет, поскольку он – железо, и жжет, поскольку он – огонь. Каждая природа действует сообразно своим свойствам: рука Человека поднимает с одра девицу, Божество ее воскрешает; ноги Человека ступают по поверхности вод, Божество водную поверхность укрепляет. «Не человеческая природа воскресила Лазаря, но и не Божество проливало слезы у его гроба», – говорит святой Иоанн Дамаскин». Итак, именно этим следует объяснить общеизвестный факт, что Священное Писание иногда говорит о Христе как о Боге, а иногда как о Человеке. Это библейское учение о Богочеловеке, о соединении в единой личности Христа двух природ является тем незыблемым краеугольным камнем христианского богословия, без которого христианства нет и быть не может.

http://www.zavet.ru/a/post_1307277423.html

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 14:04

и еще о том же:



О Божестве Христовом

Отрывок из статьи епископа Александра (Милеанта) “Господь Иисус Христос - Спаситель Мира” о Божестве Христа

“Вера в божество Иисуса Христа является основой всех наших религиозных убеждений. Она вливает в нас духовные силы, воодушевляет делать добро, дает направление нашим трудам и чаяниям. Без нее христианство теряет свой смысл, свою вдохновляющую силу и превращается в коллекцию древних мифов и несбыточных обещаний.

Но при всей своей исключительной важности истина Божества Христова не самоочевидна. Некоторые места в Евангелиях даже как будто противоречат ей. Поэтому люди, оспаривающие Божество Христово, не встречают затруднения в нахождении таких Библейских текстов, которые якобы подтверждают их мнение, что Иисус Христос был или просто человеком, или, может быть, воплотившимся ангелом, и потому не может быть назван Богом в собственном смысле этого слова. При этом противники веры в Божество Христово указывают на то, что Сам Иисус никогда не называл Себя Богом и из этого делают неправильное заключение, что этот титул был приписан Ему позже.

Противоречивые мнения относительно природы Христа начали возникать еще с первых дней христианства. Особенно сильные споры и волнения вызвала в 4-м веке арианская ере сь, которая учила, что Иисус Христос только по названию Сын Божий, а по природе - ангел, созданный Богом. Арианская ере сь была внимательно рассмотрена Первым Вселенским Собором, состоявшимся в городе Никее в 325 году. Отцы Собора отвергли арианскую ере сь и составили Символ веры, употребляемый в Церкви и поныне, в котором точно изложили правильное учение об Иисусе Христе.

В наше время сек та свидетелей Иеговы вызвала из праха сокрушенную было арианскую ере сь и в своем варианте учит, будто Иисус Христос - это воплотившийся архангел Михаил. Опасность сек ты свидетелей Иеговы заключается в том, что, обладая неограниченными материальными ресурсами, она наводняет мир своей литературой и своими проповедниками. Особенно агрессивную миссионерскую работу она ведет сейчас в России, улавливая в свои пагубные сети тысячи доверчивых людей.

Православные русские люди находятся в особой опасности от сектантских проповедников, потому что в своем большинстве они мало знакомы со Священным Писанием и не знают, как защитить свою веру. С другой стороны, сектантские проповедники хорошо заучили нужные им тексты и умеют бойко забрасывать своего собеседника выгодными для них цитатами.

Хотя Священное Писание именует Иисуса Христа Сыном Божиим, люди, оспаривающие Его Божественную природу, указывают на то, что Священное Писание именует сынами Божиими и других лиц, как например, ангелов и людей. Для разрешения этого вопроса надо учесть следующее. Говоря о людях или ангелах, Священное Писание никогда не употребляет единственное число и никогда не называет такого-то человека или ангела сыном Божиим, но всегда употребляет множественное число в коллективном смысле: сыны Божии, Читателю всегда ясно, что здесь говорится о сынах Божиих не по природе, а по милости воспринимающего их Господа, они дети не по природе, а усыновленные. (Здесь буквальное понимание слова “сыновья” приводит к абсурдному заключению, что некоторые люди, например, богоборцы, которых Писание именует “сынами дьявола,” имеют другое происхождение, чем верующие.).

Только к Иисусу Христу Священное Писание применяет единственное число, именуя Его Сыном Божиим и, кроме того, только к Нему одному оно добавляет такие уточняющие слова, как Единородный (единственный), Возлюбленный, Сын Бога Живаго, Сын истинный или Собственный (idion, Рим. 8:22). Это указывает на то, что в отличие от нас Иисус Христос - Сын Божий по существу. Он Сын в собственном смысле этого слова. Поэтому мормоны допускают непростительную ошибку, когда говорят, что у Иисуса Христа были другие боги-братья, как, например, Люцифер (Сатана) и разные духи. Священное Писание строго различает Сына от сынов: Первый рожден, последние - сотворены.

Само начало проповеди Иисуса Христа Бог Отец предварил свидетельством о Своем Сыне, сказав: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение” (Мт. 3:4). Позже на горе Фавор Бог Отец повторил эти слова, добавив: “Его слушайте” (Мт. 17:5). Это указание на то, что люди должны принимать все сказанное Господом Иисусом Христом как совершенную и непреложную истину.

Но что можно, например, возразить отрицателям Божества Христова, когда Сам Иисус Христос говорил: “Отец Мой больше Меня ... О дне том и часе (конце мира) никто не знает, ни ангелы Божии, ни Сын, только Отец ... Сын не может делать ничего, если не увидит Отца творящего... Прискорбна душа Моя до смерти ... Не Моя воля, но Твоя да будет” и подобные фразы, в которых Он ставил Себя на второе и служебное место по отношению к Отцу? (Ин. 14:28; Мр. 13:32; Лк. 22:42; Мт 24:39). Кроме того, если Иисус Христос действительно сознавал Себя Богом, то почему Он не объявил об этом ясно и открыто? Этим Он рассеял бы всякие сомнения относительно Своей природы.

Цель этой статьи - помочь православному человеку разобраться в поставленных выше вопросах и дать ему необходимый материал для защиты своей веры в Божество Христово.

Чтобы понять, почему Господь Иисус Христос не объявлял всенародно о Своем Божестве, постараемся мысленно перенестись в ту эпоху и те условия, в которых Он проповедовал. Представим себе, как бы отнеслись люди к словам человека, ходящего по городу и заявляющего: “Я - Бог!” Несомненно, что толпа осмеяла бы его, как умопомешанного, а ревнители иудейской веры поспешили бы объявить его богохульником и потребовали его казни. Разве только язычники, признающие многих богов, могли бы принять подобное заявление серьезнее иудеев, понимая его, конечно, в духе своих суеверий. (Кстати, вспомним реакцию язычников на чудеса ап. Павла, как они хотели было объявить его одним из богов и принести ему жертву. см. Деяния 14:11) В наше же время от проповедника, объявляющего себя богом, просто отвернулись бы с презрением. В любом случае прямое заявление Спасителя о Своем Божестве принесло бы не тот результат, который надо было достичь.

Действительно, Сын Божий пришел в наш мир не для того, чтобы поразить современников Своим всемогуществом или, как рабов, подчинить Своей божественной власти, а чтобы убедить их обратиться от грехов и начать правильно верить и праведно жить. Люди настолько одичали духовно и огрубели нравственно, что они стали неспособными правильно понять истину Божества Христова. Вспомним из Евангелий, как трудно было Христу проповедовать среди иудеев, сколько насмешек пришлось ему выслушать от злобных книжников, которые превратно перетолковывали Его слова и отвращали от веры простой народ. Поэтому первым делом для Господа Иисуса Христа было убедить людей покаянно обратиться к Богу и отвергнуть свои религиозные предрассудки, заложить в них семена истинной веры. Достигнув этого, надо было вдохновить их к новому, праведному образу жизни, научить прощать, жалеть и любить друг друга.

Такого глубокого духовного переворота в обществе нельзя было достичь ни угрозами, ни чудесами. Действительно, когда Господь Иисус Христос каким-либо чудом выявлял Свою Божественную природу, это возбуждало в толпе иудеев нездоровые мечты о славном и могущественном мессианском царстве на земле, в котором они будут господствовать над прочими народами. Поэтому-то Господь Иисус Христос вынужден был запрещать разглашать о совершенных Им чудесах.

Чтобы нравственно обновить людей и сделать их восприимчивыми к истинной вере, Христос избрал путь доброго, вдохновляющего слова и личного примера. Из сострадания к гибнущим людям Он решил разделить с ними их нищету, тягости и горести. Чтобы излечить их нравственные язвы, Он взял на Себя людские грехи и на кресте смыл их Своей пречистой кровью. Вообще все дело спасения грешного человечества, начиная с момента воплощения Спасителя и кончая Его крестными страданиями, были для Него делом крайнего добровольного унижения. По словам апостола Павла: “Христос, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба” (Фил. 2:6-9).

Пророк Исаия так описывает подвиг добровольного самоуничижения Мессии: “Нет в Нем ни вида, ни величия. И мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изранен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, - и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязаем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его, кто изъяснит?” (Ис. 53 гл.).

Этими заключительными словами пророк обращается к совести тех, которые будут отвергать своего Спасителя, и как бы говорит им: вы с презрением отворачиваетесь от поруганного и страждущего Иисуса, но поймите, что из-за вас-то, грешников, Он так тяжело страдает. Всмотритесь в Его духовную красоту, и тогда, может быть, вы сможете понять, что Он пришел к вам из горнего мира.

Но добровольно унижая Себя ради нашего спасения, Господь Иисус Христос, тем не менее, постепенно открывал тайну Своего единства с Богом Отцом тем, которые способны были возвыситься над грубыми представлениями толпы. Так, например, Он говорил иудеям: “Я и Отец - одно ... Видевший Меня, видел Отца... Отец во Мне пребывает и Я во Отце... Все Мое Твое (Отца) и Твое Мое... Мы (Отец и Сын) придем и обитель у него сотворим” (Ин. 10:30, 14:10-23, 17:10). Эти и другие подобные выражения однозначно указывают на Его Божественную природу.

Кроме того, Господь Иисус Христос постепенно раскрывал такие Свои свойства, которыми не может обладать никто другой, кроме Бога. Так, например, Он именовал Себя Творцом, когда говорил: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (Иоан. 5:17). Знаменательно то, что иудеи, услышав эти слова, поняли их совершенно правильно и хотели было побить Христа камнями как богохульника, “потому что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу” (Иоан. 5:17-18). Не опровергнув их понимания, Господь этим подтвердил, что они правильно поняли Его.

В других беседах Господь Иисус Христос называл Себя вечным. Когда, например, иудеи спросили Его: “Кто Ты?” Иисус ответил: “От начала сущий” (Иоанн 8:25). И несколько позже добавил: “Истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь” (Иоанн 8:58). Здесь следует обратить внимание, что Иисус не сказал “Я был,” как это следовало бы грамматически правильно по контексту речи, но употребил настоящее время: “Я есмь” - или точнее: “Я - Сущий.” Глубокий смысл этого слова выясняется в оригинальном еврейском языке. Когда Моисей при несгорающем кусте спросил Бога, как Его имя, Господь ответил: “Я - Сущий” (на еврейском: Иегова). То есть само имя “Сущий” (Иегова) указывает на отличительное свойство Бога: Он Тот, Который всегда существует, Он вечный. Назвав Себя Сущим (Иеговой) Иисус Христос употребил то имя, которым евреи называют Бога. Вспомним при этом, что имя Иегова настолько чтилось иудеями, что они употребляли его лишь в особенно важных и торжественных случаях, а в обычной речи употребляли имена Господь, Творец, Всевышний, Благословенный и т.д.

После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос подтвердил о Своей вечности, сказав: “Я есмь альфа и омега, начало и конец, говорит Господь, который есть, и был и идет, Вседержитель” (Откр. 1:8). В других случаях Он именовал Себя всеведущим (всезнающим), говоря: “Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца” (Иоан. 10:15). Действительно, Божие естество непостижимо для ограниченных тварей. Только Бог может в совершенстве знать Свою природу. Господь Иисус Христос еще называл Себя вездесущим, когда говорил: “Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий (пребывающий) на небесах... Где два или три собраны во имя Мое, там Я среди них” (Иоан. 3:13; Мт. 18:20). Здесь Христос опять употребил слово “Сущий,” указывая на то, что Он не только был или будет на небесах, но постоянно пребывает там.

Итак, как разделяющий с Отцом все Его божественные свойства: творение, вечность, всеведение, вездесущие и т.д. - Иисус Христос должен признаваться всеми равным Отцу и по чести, поэтому “все должны чтить Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его” (Иоан. 5:23). Непредубежденному человеку все, сказанное здесь, должно внушить одну несомненную истину, а именно, что Иисус Христос является истинным Богом, равным Отцу по природе.

Хотя Иисус Христос избегал прямо называть Себя Богом, чтобы не возбуждать в толпе ненужных волнений, однако Он одобрял тех, которые способны были возвыситься до этой истины. Так, например, когда апостол Петр в присутствии других апостолов сказал: “Ты Христос, Сын Бога Живого!” Господь принял его исповедание веры, добавив, что Петр пришел к этому убеждению не по самостоятельному наблюдению только, но благодаря особому просвещению свыше: “Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах” (Мт. 16:16-18). Подобным образом, когда апостол Фома, дотоле сомневавшийся, увидев перед собой воскресшего Спасителя, воскликнул: “Господь мой и Бог мой” (Иоанн 20:28), - Христос не отверг этого наименования, но лишь слегка укорил Фому за медлительность и сказал: “Ты поверил, потому что увидел Меня (воскресшим). Блаженны не видевшие и уверовавшие” (Иоанн 20:29).

Вспомним, наконец, что самое осуждение Христа на крестную смерть было вызвано Его официальным признанием Своего Божества. Когда первосвященник Каиафа под клятвой спросил Христа: “Скажи нам, ты ли Христос, Сын Благословенного?” Христос ответил: “Ты сказал,” - употребив установленную форму утвердительного ответа (Мт. 26:63; Лк. 22:70; Иоан. 19:7).

Теперь следует уяснить другой, связанный с этим очень важный вопрос: откуда Каиафа, многие иудеи и даже демоны (!) могли почерпнуть идею, что Мессия будет Сыном Божиим? Ответ здесь один: из ветхозаветного Священного Писания. Именно оно подготовило почву для этой веры. Действительно, еще царь Давид, живший за тысячу лет до рождества Христова, в трех псалмах именует Мессию Богом (Псалмы 2, 44 и 109). Еще яснее раскрыл эту истину пророк Исаия, живший за 700 лет до Р.Хр. Предсказывая чудо воплощения Сына Божия, Исаия писал: “Вот Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил,” что значит: “С нами Бог.” И немного далее пророк еще определеннее раскрывает Свойства имевшего родиться Сына: “И назовут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности” (Ис. 7:14, 9:6). Такие наименования нельзя применить ни к кому, как только к Богу. О вечности имевшего родиться Младенца писал также пророк Михей (см.: Мих. 5:2).

Пророк Иеремия, живший примерно лет двести после Исаии, именует Мессию “Господом” (Иер. 23:5 и 33:16), подразумевая Того Господа, Который послал его на проповедь; а ученик Иеремии, пророк Варух, написал следующие замечательные слова о Мессии: “Сей Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее рабу Своему Иакову и возлюбленному Своему Израилю. После того Он явился на земле и обращался между людьми” (Вар. 3:36-38) - т.е. Сам Бог придет на землю и поживет среди людей!

Вот почему более чуткие из иудеев, имея такие определенные указания в Священном Писании, могли без колебаний признать в Христе истинного Сына Божия (смотри об этом брошюру “Ветхий Завет о Мессии”). Замечательно, что еще до Рождества Христова праведная Елизавета встретила Деву Марию, ожидавшую Младенца, следующим торжественным приветствием: “Благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне” (Лк. 1:40-43). Ясно, что у праведной Елизаветы не могло быть другого Господа, кроме Того, Которому она служила с детства. Как объясняет ап. Лука, Елизавета сказала это не от себя, а по вдохновению от Духа Святого.

Крепко усвоив веру в Божество Христово, апостолы насаждали эту веру в Него и среди всех народов. С раскрытия Божественной природы Иисуса Христа евангелист Иоанн начинает свое Евангелие:

“В начале было Слово И Слово было у Бога И Слово было Бог ... Все через Него начало быть, И без Него ничего не начало быть, что начало быть ... И Слово стало плотью и поселилось среди нас, полное благодати и истины ... И мы видели славу Его, Славу как Единородного от Отца, Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в лоне Отца, Он явил (Бога)” (Иоанн 1:1-18).

Наименование Сына Божия Словом более, чем другие наименования раскрывает тайну внутреннего взаимоотношения между Первым и Вторым Лицом Пресвятой Троицы - Богом Отцом и Богом Сыном. Действительно, мысль и слово отличны друг от друга в том, что мысль пребывает в разуме, а слово есть выражение мысли. Однако они неразлучны. Ни мысль не бывает без слова, ни слово без мысли. Мысль есть как бы внутри сокровенное слово, а слово есть выражение мысли. Мысль, воплощаясь в слово, передает слушателям содержание мысли. В этом плане мысль, будучи самостоятельным началом, есть как бы отец слова, а слово - как бы сын мысли. Прежде мысли оно невозможно, но и не откуда-либо извне оно происходит, но только от мысли и с мыслью остается неразлучным. Подобным образом и Отец, величайшая и всеобъемлющая Мысль, произвел из Своего недра Сына-Слово, Своего первого Истолкователя и Вестника (по св. Дионисию Александрийскому).

О Божестве Христовом апостолы говорили со всей ясностью: “Мы знаем, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, чтобы мы познали Бога истинного и да пребудем в истинном Сыне Его Иисусе Христе” (1 Ин. 5:20). От израильтян родился “Христос по плоти, сущий над всеми Бог” (Рим. 9:5). “Мы ожидаем блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа” (Тит. 2:13). “Если бы иудеи познали [премудрость Божию], то не распяли бы Господа славы” (1 Кор. 2:8).”В Нем (Христе) обитает вся полнота Божества телесно” (Кол. 2:9). “Беспрекословно - великая тайна благочестия: Бог явился во плоти” (1 Тим. 3:16). О том, что Сын Божий не творение, а Творец, что он безмерно выше всех созданных Им существ, апостол Павел обстоятельно доказывает в 1-ой и 2-й главах своего послания к евреям. Ангелы - это лишь служебные духи.

Необходимо помнить, что именование Господа Иисуса Христа Богом - Theos - само по себе говорит о полноте Божества. “Богом,” с точки зрения логической, философской, не может быть “второй степени,” “низшего разряда,” Бог ограниченный. Свойства Божественной природы не подлежат условности, уменьшению. Если “Бог,” то всецело, а не частично.

Только благодаря единству Лиц в Боге возможно сочетать в одном предложении имена Сына и Святого Духа наравне с именем Отца, например: “Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа” (Мт. 28:19). “Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца и причастие Святого Духа да будет со всеми вами” (2 Кор. 13:14). “Три свидетельствуют на небе: Отец, Сын и Святой Дух, и Сии три суть одно” (1 Иоан. 5:7). Здесь апостол Иоанн подчеркивает, что Три суть одно - одно Существо.

Примечание: Нужно ясно различать понятие “лица” и понятие “сущности.” Слово “лицо” (ипостась, person) обозначает личность, “Я,” самосознание. Старые клетки нашего организма отмирают, новые их заменяют, а сознание все в нашей жизни относит к нашему “Я.” Слово “сущность” говорит о природе, nature, physis. В Боге, одна сущность и три Лица. Поэтому, например, Бог Сын и Бог Отец могут беседовать друг с другом, принимать совместное решение, один говорит, другой отвечает. Каждое Лицо Троицы имеет Свои личные свойства, по которым Оно отличается от другого Лица. Но все Лица Троицы имеют одну Божественную природу. Сын имеет те же Божеские свойства, что и Отец, и Святой Дух. Учение о Троице приоткрывает людям внутреннюю, таинственную жизнь в Боге, фактически недоступную нашему пониманию, но в то же время необходимую для правильной веры в Христа.

Иисус Христос имеет одно Лицо (ипостась) - Лицо Сына Божия, но две сущности - Божескую и человеческую. По Своей Божественной сущности Он равен Отцу - вечен, всемогущ, вездесущ и т.д.; по воспринятой им человеческой природе Он во всем подобен нам: Он рос, развивался, страдал, радовался, колебался в решениях и т.д. Человеческая природа Христа включает душу и тело. Разница в том, что Его человеческая природа совершенно свободна от греховной порчи. Так как один и тот же Христос одновременно Бог и одновременно человек, Священное Писание говорит о Нем то, как о Боге, то как о человеке. Даже больше того, иногда Христу как Богу приписываются человеческие свойства (1 Кор. 2:8), а иногда Ему же как человеку приписываются Божеские свойства. Здесь нет противоречия, потому что речь идет об одном Лице.

Принимая во внимание ясное учение Священного Писания о Божестве Господа Иисуса Христа, отцы Первого Вселенского Собора, чтобы прекратить всякие перетолковывания слова Сын Божий и умаления Его Божественного достоинства, постановили, чтобы христиане верили: “В единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков. Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу (одной сущности с Богом Отцом), Которым все сотворено.”

Ариане особенно горячо возражали против слова единосущный, потому что его нельзя было толковать никак иначе, как в православном смысле, а именно, что Иисус Христос признается истинным Богом, во всем равным Богу Отцу. По этой же причине отцы Собора настояли, чтобы это слово вошло в Символ веры.

Суммируя сказанное, надо сказать, что веру в Божество Христа нельзя насадить в людские сердца ни цитатами, ни формулами. Здесь нужна личная вера, личное волевое усилие. Как было две тысячи лет тому назад, так будет и до конца мира: для многих Христос останется “камнем преткновения и камнем соблазна ... да откроются помышления их сердец” (1 Пет. 2:7; Лк. 2:35). Богу угодно было отношением ко Христу обнаружить сокровенное направление воли каждого человека. И то, что утаил Он от разумных и мудрых, то открыл младенцам (Мт. 12:25).

Поэтому эта статья не ставит себе целью “доказать,” что Христос - Бог. Доказать это невозможно, как и многие другие истины веры. Цель этой статьи - помочь христианину уяснить свою веру в Спасителя и дать ему нужные аргументы для защиты своей веры от еретиков.

Итак, кто Иисус Христос, Бог или Человек? - Он Бого-Человек. На этой истине должна утверждаться наша вера.”

http://www.askforbiblie.by.ru/forjw/true/deity.htm

Аватара пользователя
обычный
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 04 май 2013, 16:10
Ник: обычный

Сообщение обычный » 02 ноя 2013, 14:59

[quote="Корица"]я от ДК отрекся, покаялся. Вы это знаете.[/quote]
Вам так нравится выпячиваться? Сходу не по теме - о себе.
И вопрос - вы действительно отреклись от ДК? В том смысле - были ли её сторонником...

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 15:12

[quote="обычный"][quote="Корица"]я от ДК отрекся, покаялся. Вы это знаете.[/quote]
Вам так нравится выпячиваться? Сходу не по теме - о себе.
И вопрос - вы действительно отреклись от ДК? В том смысле - были ли её сторонником...[/quote]
нет, не нравится. просто месяц не был на форуме, гляжу -Ваша тема с просьбой отписаться. ну и написал. Кажется, по теме.
да, действительно отрекся. именно по причине непризнавания Лазаревым Христа как Бога.

Аватара пользователя
обычный
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 04 май 2013, 16:10
Ник: обычный

Сообщение обычный » 02 ноя 2013, 16:32

[quote="Корица"] именно по причине непризнавания Лазаревым Христа как Бога.[/quote]
С моей точки зрения мы мало что можем сказать о Боге в точности. И аргумент, что изначально было известно, что Иисус является Богом, несостоятелен. Иначе не спорили бы ранние христиане на первых соборах о том, кем он является. Причём один собор принимал догмат, что Иисус - Бог, другой отменял, третий вновь утверждал.
Такого не могло быть, если бы Иисусом однозначно утверждалось, что он - Бог.

Для меня важнее не каков именно Бог (не от большого разума мнение, что уже познали Истину о Нём), а важно то, что мы уже видим - привязанности (внутренние зависимости) образуются оттого, что мы цепляемся за какие-либо человеческий ценности. Бог приближает к Себе, а мы цепляемся, что и приводит к боли при отрыве от них.
И лично для меня важнее именно ответ Богу в виде освобождения от зацепленностей, непротивление Его водительству (по мере возможностей).
А уж каков Он в точности - это будет дано знать тогда, когда станем намного ближе, чем сейчас. Не считаю нужным для себя составлять о Нём однозначное мнение. Гордыня это и прелесть. Не знаю ещё.

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 16:47

[quote="обычный"][quote="Корица"] именно по причине непризнавания Лазаревым Христа как Бога.[/quote]
Причём один собор принимал догмат, что Иисус - Бог, другой отменял, третий вновь утверждал.


[/quote]

такого не было.

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 16:53

[quote="обычный"][quote="Корица"]

И лично для меня важнее именно ответ Богу в виде освобождения от зацепленностей, непротивление Его водительству (по мере возможностей).
[/quote]

соглашусь с Вами, да и Вы, наверно, согласитесь, когда я перефразирую это :" важно послушание Богу, Его воле". А зацепленность запросто бывает за идею, за ложную мысль.

но когда ере тики не по незнанию, а по противоречию отвергают Соборные постановления Церкви и Святых (главным из которых есть истина о Богочеловечестве Христа) - они же проявляют великое непослушание. Разве не так? - это огромная гордость..: "ере сь - грех ума".

Т.е. они не следуют воле Бога, проявившейся в Его Церкви в виде открытия во всей полноте сущности Спасителя. Впрочем, прикровенно вначале и ярко к концу Своей земной жизни Он об этом говорил и Сам.

Аватара пользователя
Корица
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 12 дек 2011, 07:13
Ник: Корица

Сообщение Корица » 02 ноя 2013, 16:58

[quote="обычный"]
С моей точки зрения мы мало что можем сказать о Боге в точности. И аргумент, что изначально было известно, что Иисус является Богом, несостоятелен.
А уж каков Он в точности - это будет дано знать тогда, когда станем намного ближе, чем сейчас. Не считаю нужным для себя составлять о Нём однозначное мнение. Гордыня это и прелесть. Не знаю ещё.[/quote]

Вы смешиваете воедино непознаваемость Божьего существа с тем, что Он благоволил открыть людям о Себе. Знать, что Христос - Бог не равнозначно сказать, что есть Бог в точности.
Первое, действительно, непознаваемо - см. православную апофатику.
Но отрицание второго - грех.
Как нельзя выпить озеро целиком, но как основании этого отрицать то, что из него можно напиться для избавления от смерти от жажды?


Вернуться в «Критика исследований»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость