Реформа образования была нужна?

Размещаем информацию об экономике, новшествах и происшествиях, влияющих на жизнь общества.
Правила форума
Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 07 мар 2012, 01:36

Есть распространенное мнение, что система образования СССР была достаточно хороша, чтобы ее реформировать. Предлагаю, не касаясь последней реформы и ее последствий, обсудить потребность в ней, причины ее возникновения.

Желательно, с аргументацией. Приветствуются авторитетные мнения.

innafairy
Зарегистрированный участник
Сообщения: 2339
Зарегистрирован: 13 май 2011, 12:17
Ник: innafairy
Благодарил (а): 267 раз
Поблагодарили: 115 раз

Сообщение innafairy » 07 мар 2012, 02:48

простите за неавторитетное мнение, но мне лично кажется, что цель тут может быть одна - воспитать глупых послушных рабов которые поверят в то, что им скажут и не смогут думать самостоятельно. или как всегда - тупо скопировать запад не думая о последствиях.. ни для кого не секрет что очень немногие американцы- умные люди. я работаю с иностранцами. пару раз встретила очень умных американцев, но это были исключения. образование у них никакое вообще, хотя говорят, что наши дипломы за рубежом не признавали..но может потому что они только свои стандарты признают, а в реальности наше образование было в сто раз лучше. к сожалению, БЫЛО.

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 07 мар 2012, 03:03

То, что наше образование было лучше западного - объективный факт.

Но здесь хотелось бы поговорить о проблемах образования в СССР. Были ли они? Требовалась ли реформа, или можно было обойтись небольшими изменениями?

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 08 мар 2012, 18:46

Из письма народного учителя В.Ф. Шаталова в Политбюро ЦК КПСС (1984 г.)

"Десятилетиями руководители МП СССР скрывали от Политбюро ЦК КПСС чудовищные провалы в народном образовании, выставляя напоказ несуществующие проценты так называемой успеваемости и прикрываясь фиговыми листками всевозможных олимпиад, в чем им вторили реакционные газеты США и израильский Кнессет, выделивший премию в 100 000 долларов руководителю печальной славы реформы в математическом образовании.

Это общеизвестно.

Остановимся на других фактах и документах.

1. Ежегодно из Ленинградского университета отчисляются около 500 студентов. А по стране? В каких отчетах МП СССР фигурируют эти провалы?

2. 90 процентов первокурсников ПТУ на проверочных работах по математике получают двойки. Это те, которые еще накануне бодро шагали под бравурные марши министерских процентов.

3. "У Маши было 19 открыток. Две из них она подарила подруге, а 3 отдала в школьную газету. Сколько открыток осталось у Маши?"

"У хоккеистов было 12 старых клюшек и 4 новых. Во время игры 3 клюшки сломались. Сколько всего клюшек осталось у хоккеистов?"

...Эти задачи из учебника первого класса были предложены ученикам двух четвертых классов городской школы. Итог: из 76 учащихся, из которых 68 закончили третий класс только на 4 и 5, 17 человек получили оценки "0". 17 учеников 4 класса не смогли за 45 минут урока решить ни одного примера и ни одной задачи из учебника 1 класса.

А когда в этих же классах была проведена контрольная работа по упражнениям из учебника 3 класса, то итогом ее стали 47 нулевых оценок.

4. По текстам ОБЛОНО в одной из школ области были проведены диктанты во всех классах. После того, как все ошибки разделили на количество писавших диктанты, получили среднюю оценку на каждого ученика школы - "1".

Ни в 1960 году, ни тем более в 1950 году такой вопиющий результат не мог быть получен ни в одной школе страны. Все это в значительной степени - итоги деятельности М.А. Прокофьева, В.М. Коротова и других руководителей просвещения.

5. Белоруссия, 1980 г. 457 учащихся 10 классов писали контрольную работу по математике. 201 двойка! А по годовому отчету МП БССР - 99,7 процента успеваемости по математике.

6. Белоруссия, г. Кричев, 1983 год. Фронтальные контрольные работы по математике. Результат: 55 процентов двоек в 8-х классах и 31 процент двоек в 10-х классах.

По физике - 58 процентов двоек.

В двух десятых классах Чериковского района - 100 процентов двоек.

29 учеников писали контрольную работу у отличника народного образования школ БССР. 19 из них получили двойки и единицы.

7. Базовая экспериментальная школа Академии педагогических наук СССР. При проверке знаний географической номенклатуры в 6 классе только два ученика смогли показать на карте местонахождение Волго-Донского канала, пять - Магелланов пролив, семь - Балтийское море, три - Скандинавские горы, шесть - Прикаспийскую низменность, четыре - реку Урал, шесть - Кавказские горы, два - Берингово море, четыре - остров Сахалин... Общий итог - 18 процентов знаний.

Для сравнения: пятиклассники обычной школы №35 г. Донецка показали результат почти вдвое выше, а в 5 классе СШ №136 г. Донецка, где обучение велось по новой методике, даже 10 самых слабых ребят показали результат, относящийся к результату десяти самых лучших учащихся базовой школы АПН СССР как 407:280. Десять же лучших учащихся пятого класса СШ №136 показали результат 922. Можно предположить, что М.А. Прокофьев ничего не знает о результатах работы по новой методике, но совершенно очевидно, что он не имеет ни малейшего представления даже о том, что происходит в подмосковных базовых школах, находящихся под его непосредственной опекой, не говоря уже о школах всей страны.

8. Базовая школа АПН СССР. 7 класс. 24 сентября.

Учащимся предложена контрольная работа по физике без ограничения по времени на выполнение. Содержание работы: один теоретический вопрос, не требующий специальной подготовки, и две задачи, не выходящие по уровню сложности в их логическом содержании за пределы четвертого класса.

Образцы теоретических вопросов.

1. Напиши все, что ты знаешь об атмосферном давлении.

2. Напиши все, что ты знаешь о сообщающихся сосудах.

3. Что ты знаешь о молекулярном строении вещества?

4. Напиши все, что ты знаешь о силе трения.

Один из лучших ответов на четвертый вопрос звучит добуквенно так: "Все мАлекулы малы. Они движутся в непрерывном беспорядочнЫм движением. У них есть силы притяжения и сила отталкиВОвания. Они состоят из трех видов в твердом, жидком и газообразнЫм."
Вот и все, чему научили Володю Артемова за шесть лет в базовой школе АПН СССР. Все, потому что задачи он не решил ни одной. А 26 одноклассников Володи на теоретический вопрос вообще не дали НИКАКОГО ответа.

Образцы задач.

1. Самолет вылетел из Москвы в 9 час. 30 мин. Средняя скорость самолета 600 км/час. Расстояние от Москвы до Минска 720 км. В котором часу самолет прилетит в Минск?

2. Длина стенки аквариума 40 см, ширина - 20 см, высота - 30 см. С какой силой вода давит на дно аквариума?

3. Расстояние между пристанями 3,6 км. По течению реки катер двигался со скоростью 12 км/час., а против течения - со скоростью 9 км/час. Определите, с какой средней скоростью катер прошел путь от первой пристани до второй и назад.

Работу писали 32 семиклассника. Тридцать из них не решили ни одной задачи.

А ведь по результатам работы в базовых школах АПН СССР и МП СССР разрабатываются методические рекомендации для всей страны."

Источник: В.Ф. Шаталов. Трудных детей не бывает. - М., ГУП ЦРП "Москва - Санкт-Петербург", 2009, 92 с.

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 09 мар 2012, 17:25

Реформы и реформаторы

1943-й год. Страна в руинах. Уничтожены миллионы людей. Далекая победа едва только вспыхнула залпами первых салютов и вдруг в тяжелейшем экономическом состоянии страны по чьей-то инициативе и волевому настоянию принимается решение о введении раздельного обучения. Причастие Сталина к этой реформе сомнений не вызывает: на такой шаг в те годы не мог самовольно решиться ни один из членов Политбюро, тем более – руководитель Наркомпроса. По здравому размышлению строгие научные выводы можно было сделать на базе эксперимента в одной только области, но мужские и женские школы объявились одновременно по всей стране, уничтожив в пересчете на суммы после 1947 года, когда цена одного рубля увеличилась в 10 раз, более 30 млрд. рублей. Непредвиденная причина была предельно простой:

50 одноклассников в мужской школе образовывали два класса, в женской – еще два, в то время как 100 одноклассников в обычных школах распределялись на 3 класса. И так по всем учебным параллелям, не говоря уже об отдаленных школах, где в угоду раздельному обучению классы и вовсе дробились на микроскопические группы. Но пировали – веселились, подсчитали – прослезились. Спустя 10 лет раздельное обучение было похоронено, так и не оправдав ни одной из возлагавшихся на него надежд, и почти одновременно падкие до сенсаций и диссертаций ученые от педагогики и администраторы от наробраза объявили о реформе 11-летнего обучения.

Реформаторы раздельного обучения многоголосо обещали привести к моральным идеалам отношения между мальчиками и девочками, обеспечить высокую военно-политическую подготовку мальчиков и семейно-кухонное искусство девочек. Первое усугубилось, второе и третье не претерпели никаких заметных изменений. Новые реформаторы были еще более щедры на посулы: и здоровье ребят укрепится, и учебная нагрузка сообразуется с гигиеническими нормами, и программы научно углубятся, и свободного времени у детей станет больше. И сами по себе исчезнут ухабы на перепутьях между школами и высшими учебными заведениями. Прошло 4 года, и всем – от школьников до родителей и преподавателей вузов – стало понятно, что и Минпрос, и академия, и школьный отдел ЦК старательно и дружно выдували мыльные пузыри, не опасаясь за свое будущее, обласканные вниманием генерального реформатора – Н.С. Хрущева. Но – лиха беда начало! Во время дружеского визита в Англию на генсека произвели неотразимое впечатление ухоженные и сытые тамошние интернаты, и – раззудись, рука! – необустроенные и хилые интернаты стали тысячами и тысячами насаждать по всем республикам. Никому и дела не было до простого анализа состояний. Охватывая элитных детей, английские интернаты практически не поглощали государственных средств, но создавали при этом комфортные условия для родителей, которые перепоручали обучение и воспитание своих наследников опытным учителям с высокими тарифными ставками. Идея интернатов пришлась по душе не только генсеку, но и партийным бонзам на местах. Интернаты взошли по стране, как грибы после теплого летнего дождя. Да вот беда: грибы-то в большей своей части оказались поганками, поглощавшими бездну денег и развращавшими своих воспитанников в безделии и наглости. Следствие очевидное: без передовиц, фанфар и цимбал были закрыты каждые 9 из 10 интернатов, а виновников и слезами омытых народных миллиардов никто и искать не стал. А ведь как было просто начать с малого и неторопливо расширять до разумного предела, не уповая на рассаду из зарубежных теплиц.

Столь же бесславно почила в бозе и реформа шестилеток, выпестованная академией, ЦК КПСС и Минпросом с печальной славы М.А. Прокофьевым во главе. Нелепость этой реформы проявилась практически сразу: к пятому классу исчезали все различия между детьми, обучавшимися с 6 и 7 лет. Но диссертации по модной теме легко уживались с совестью исследователей. Прошло почти 30 лет, и не только диссертации, но и сами диссертанты в большей своей части ушли в небытие, и, не мытьем, так катаньем, нулевые классы поименовали первыми, а в школу, как полуночный клоп, снова заползла 11-летка. Но все это уже из эпохи нового генсека, в период которого образование заселили ловкачи с кроликами в цилиндрах, и игральными картами в манжетах. С легкостью в мыслях необыкновенной, школу охмурили теорией множеств, погрузив детские головенки в пучину махровой зубрежки и нумерованных теорем.

«Если бы я был агентом ЦРУ и мне поручили бы написать такие учебники, которые начисто отбили бы у детей любовь к математике, то лучше Колмогорова я сделать бы это не смог». Эту самоцитату мне довелось повторять тысячи раз в переполненных залах Камчатки и Сахалина, Ленинграда и Мурманска, Воркуты и Сыктывкара, Алма-Аты и Ташкента на протяжении шести лет, начиная с 1972 г., вызывая на себя первые залпы реформаторов, пока с разгромной статьей «Этика и арифметика» в газете «Социндустрия» не выступил академик Л.С. Понтрагин. Слепой ученый увидел пагубность теории множеств для школы и спустя год нанес ей еще один разящий удар в журнале «Коммунист», после чего в борьбу включился ректор МГУ академик Логунов, профессор Н.Я. Виленкин и другие ученые. Теорию множеств вынесли за скобки школьных программ. Следствие о государственном преступлении сдали в архив. Преступники остались безнаказанными, а это – основа для новых криминальных поползновений. Умышленных или по причине вопиющей профессиональной безграмотности. В их ряду и реформа производственного обучения, заполнившая соглядатаями-школьниками производственные площади фабрик и заводов. Токари и слесари, плотники и каменщики работают, а ученики глядят. Изредка стружки выметают или кирпичи подносят. Терпения ребячьего доставало на две-три недели, после чего они классами, школами отправлялись в кино, выполняя потом за пять дней программную нагрузку шестидневки. Абсурдность реформы была столь очевидна, что ее тихо усыпили и переключили внимание общественности на УПК, штамповавшие свидетельства о рабочих разрядах и неумехам и тем, кому они были вовсе ни к чему. Вершина нелепости – производственно-учебные комбинаты по подготовке химиков-технологов. На химические предприятия до 18 лет не зачисляют, и 17-летние абитуриенты, отработав год на соседнем заводе, в химию больше – ни ногой. 100% брака! Головотяпство? Да. Но уголовно наказуемое! О какой профессиональной подготовке можно вести речь, если заводы получали новое оборудование, а на комбинаты списывали станки, отслужившие свои сроки еще в довоенные годы? На тебе, небоже, то, что мне негоже.

Так уж повелось, что приход к власти нового руководителя сопровождается указами и реформами в деле образования. С них начинали свое правление и Клинтон, и Ельцин, да вот только у первого денег было много, чтобы содержать 12-летку, а у второго и на горемыку-десятилетку – ни гроша. Но самое-самое произошло в дни короткого правления Ю.В. Андропова, который из президиума всесоюзного совещания вдруг обратился к телезрителям программы «Время»:

- Мы здесь сейчас посоветовались и пришли к мысли о необходимости провести реформу в народном образовании.

Вот так. Не больше и не меньше: «здесь», «сейчас», «посоветовались»… Французы печально шутят, что значительно проще перенести на новое место городское кладбище, чем провести реформу в народном образовании, и они знают, о чем говорят. Всенародными манифестациями, кровопролитием и сменой кабинета министров обернулась для них реформа, которую готовили несколько лет. А тут вдруг… С кем посоветовались-то? Да со стоявшим рядом Прокофьевым, министром, не имевшим ни малейшего представления о работе учителя, завуча или директора школы, не говоря уже о работе районного или городского отдела народного образования. Выпускник химфака вдруг возник в кресле министра и 17 лет наводнял школы обезличивающим аттестациями учителей, продленками (дети их называют продлюгами), бесплодными классами выравнивания (за десятки лет в таких классах, по официальной статистике, не удалось выровнять ни одного «кривого» ученика), комбинированными учебниками (семиклассники получали учебники для 7-8-9-10 классов и год за годом носили в ранцах тысячи тонн таежных массивов, дремучих, как министерство и академия вместе взятые). По здравому смыслу, при проведении реформы необходимо сразу же отстранить от руководства тот слой управления, который довел дело до реформы. Не понимая этого, приемники Андропова стали шить гангренозную ткань образования руками эскулапов, которые довели школьное дело до гангрены. Стоит ли после этого удивляться, что ни промелькнувшему в кресле министра Щербакову, ни трудоголику Шадрикову, ни амбициозному Ягодину, так и не удалось удержаться на облучке взбесившейся квадриги наробразовских рысаков. В назидание потомкам о них еще расскажут и напишут.

Источник: В.Ф. Шаталов. Трудных детей не бывает. - М., ГУП ЦРП “Москва - Санкт-Петербург”, 2009, 92 с.

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 10 мар 2012, 18:39

Экзамены вчера, сегодня и завтра

Не вдаваясь в анализ системы экзаменов в дореволюционное время, можно отметить только одно: экзаменовали всегда, всех, обстоятельно и беспристрастно. Экзаменовали малолеток при поступлении в гимназию, экзаменовали гимназистов по каждому учебному предмету на протяжении всех лет обучения, и общее число экзаменов за все годы обучения мало чем отличалось от трёхзначного числа. Дурно ли это, разумно ли, судить не станем – корни вопроса уйдут в социальные, политические и экономические слои, до которых нам сегодня, скажем просто, докопаться будет безнадежно трудно. Иное дело – оценить преемственность дореволюционной, экзаменационной системы, организации контроля в последующие десятилетия. И вот здесь-то и проявил себя во всей полноте консерватизм всей структуры образования. Переподчинить руководство предприятий, банков и систем управления было, понятное дело, не просто, но с приходом молодых и сплошь и рядом малоопытных руководителей, разрастаясь вкривь и вкось, обрела, наконец, своё лицо новая формация. А в школах? К школам никто и никаких решающих претензий не имел, состав учительства механически перешёл из одного общественного строя в другой, ревностно сохранив традиции прошлого столетия. Программы, учебники и сетки часов, изменяясь в корне, могли насыщаться каким угодно содержанием, а структурный подход к самому процессу изменить было практически невозможно до тех пор, пока не произойдет массовая смена поколений учительских кадров, а это исчисляется полутора-двумя десятками лет. Так оно, в сущности, и произошло: основные нововведения, в равной степени и разумные и надуманные, обрушились на школу после 1930 года. Но, и в этом суть вопроса, система контроля, система экзаменационных итоговых проверок сохранилась даже в послевоенные годы. Два экзамена (по математике и русскому языку) сдавали учащиеся четвертого класса по завершении обучения в начальной школе. Дальше – больше: по мере перехода в старшие классы количество переводных экзаменов увеличивалось до 4-6 в каждом классе, а в выпускных - до 8 и даже в отдельные годы – до 10 экзаменов. В сущности, экзамены ежегодно сдавались по всем ведущим предметам – истории, географии, биологии, иностранным языкам, химии, не говоря уже о таких предметах, как математика, русский язык, русская литература, национальный язык и национальная литература. От 30 до 40 экзаменов сдавали школьники за все время обучения в средних и старших классах. Было ли это хорошо? Не в даваясь в дебри категорического ответа, скажем проще: это было привычно, и никто не роптал до тех пор, пока среднестатистическая успеваемость в школах находилась в пределах устойчивых 80%. В лучших (?) школах она поднималась до 85%, в худших (?) застывала на 78. О большем никто и не помышлял, на меньшее никто не покушался. А всего вернее сказать, что методическая система и её результаты находились во взаимно-однозначном соответствии.

Так продолжалось до 1956-1957 года, когда в отдельных школах итоговые результаты стали приближаться к 90%, и школы эти выходили на праздничные демонстрации с переходящими красными знаменами, а аттестационные комиссии без учета рабочего времени оформляли представления к званиям, наградам и денежным вспомоществованиям передовиков дела народного образования. И это не говоря уже о докладах партийных руководителей на январских, августовских и всяких других совещаниях, где не жалели елея для передовиков и липкой грязи для неподдающихся. Однако же, ни елей, ни грязь никак не могли оказать решающего влияния на учителей, абсолютное большинство которых стояло на позициях долга и профессиональной чести. Тем более, когда речь шла об учителях математики и русского языка, где строгие нормы оценок и высокая экзаменационная ответственность сводили на-нет усилия ревнивого наробразовского руководства.

- Вот нормы оценок, - говорила молодому директору Любовь Власовна Ткаченко, - а вот тетради с итоговыми диктантами тех, кого я вынуждена оставить на второй год. Если есть на то ваша власть и ваше право, переведите их в следующий класс без моего на то согласия.

Тетради в руки брать было бессмысленно: против нормы в 6 ошибок, каждая из них содержала от 10 до 15.

- Мне до пенсии, - говорила Сарра Ильинична Гутина, - осталось совсем немного, и если меня станут понуждать идти против своей совести, я уйду из школы по выслуге лет без права получения пенсии. Я не утверждаю, что за 6 ошибок нужно оставлять ученика на второй год. Возможно, есть смысл дать ему исправиться в следующем классе, но тогда нужно официальное распоряжение об изменении норм оценок и о праве перевода в следующий класс при семи или даже восьми ошибках. Время покажет, разумно ли это.

В приведенных выше примерах речь идет о двух языковедах одной и той же семилетней школы №8 г. Донецка, добросовестных, честных языковедах, каких по всей стране было сотни тысяч.

Два заслона на пути процентомании – математики и языковеды – в течение нескольких лет держали круговую оборону, и потому вожделенный ПРОЦЕНТ УСПЕВАЕМОСТИ, относительно легко расправившись с другими учебными предметами, замер на числе 90.

И тогда…

И тогда из школьных программ была вычеркнута как самостоятельная учебная дисциплина – ТРИГОНОМЕТРИЯ. Это был удар ниже пояса. Располагая после него только двумя оценками (алгебра и геометрия), математики лишились векового права ВЕТО – оставлять нерадивых на второй год с тремя двойками без кооперирования с учителями по другим учебным предметам. Две двойки – это осенний экзамен, а на осенний экзамен строптивого учителя можно и не пригласить. Для этого достаточно спланировать летний отпуск так, чтобы конец его пришелся на последние числа августа, когда более покладистые учителя в угоду проценту-молоху примут «экзамены» у всех, кто не поленится прийти в школу. Явление для тех лет трафаретное, и учителя математики, часто даже не разобравшись в существе дела, приняли единый учебник «Алгебра и элементарные функции», поглотивший на своих страницах небольшую и в высшей степени самостоятельную науку – тригонометрию.

С учителями русского языка и литературы поступили еще более жестоко. Из трех оценок – «русский устно», «русский письменно» и «русская литература», - которые они выставляли в конце учебного года, располагая таким же правом вето, как учителя математики, без всякого на то предлога ликвидировали «русский письменно», что сразу же поставило языковедов в такое же зависимое от превратностей судьбы и администрации положение, в котором до этого уже оказались учителя математики. Но вся трагедия состояла теперь в том, что школьники просто стали игнорировать оценки, полученные за сочинения, изложения и диктанты. Всё стали перекрывать короткие устные ответы на уроках. И, да будь ученик трижды безграмотным, положительная оценка, а вместе с нею и перевод в следующий класс стали процессуально формальными актами. Попустительство и вопиющая безграмотность вот прямые следствия, которые захлестнули страну в период министерского владычества Прокофьева, Веселова, Коротова и иже с ними министров союзных республик. Педагогическую трагедию тех лет, будем надеяться, еще напишет педагог Драйзер, но в своих стремлениях представить дело народного образования в свете вожделенных звезд Героев, реформаторы пошли дальше. Сначала особым распоряжением были освобождены от переводных экзаменов школьники, которые по экзаменационным предметам получили годовые отличные оценки. Газетная подоплека звучала заманчиво: в своем стремлении получить один-два сводных дня многие ребята приложат усилия и пополнят редкие ряды отличников в средних и старших классах. Пировали – веселились, подсчитали…

- Как изменилось отношение детей к экзаменационным учебным предметам за последние 10 лет после введения положения об освобождении от экзаменов при наличии годовой отличной оценки? Стали ли дети учиться старательнее?

- Нет! Нет! Нет! – единогласно отвечали на эти вопросы многотысячные аудитории десятков городов, где проходили встречи с учителями и работниками народного образования.

Подготовка к экзаменам для отличника – сущая формальность и не представляет собой напряженного труда, каким она становится для ребят с большими пробелами в знаниях. И, тем не менее, системное повторение всего изученного материала в равной степени важно для всех – и для отличников, и для отстающих ребят. Тем более еще и потому, что в процессе подготовки к экзаменам отличные ученики стабилизируют учебный процесс и оказывают самое благотворное влияние на своих товарищей.

Еще более непродуманным оказалось нововведение по сокращению количества переводных и выпускных экзаменов. Безответственность – вот прямое следствие этого «новшества», и прежде всего оно относится к учителям, теряющим ориентиры в долгом и трудном плавании по штормовому океану знаний. Сиюминутные результаты оттесняют на второй план повторение раннее изученного материала, и горе-наставники едут и едут «по Ушинскому», теряя поклажу, а, приехав, хвастают, что проделали большую дорогу. Оно, конечно, без установки на предстоящий экзамен работается вольготней, да только кто сочтет потери от такой профессионально недопустимой вольницы.

Можно предположить, что с этими строками согласятся далеко не все, и главным аргументов в возражении несогласных будет фигурировать здоровье школьников, якобы подрываемое чрезмерными перегрузками при подготовке к экзаменам и во время самих экзаменов. Вступать в спор по этому поводу столь же бессмысленно, сколь и бесперспективно. За долгие годы дискуссий сторонники и противники экзаменов укрепили свои позиции и готовы держать оборону, не прилагая даже усилий, чтобы осмыслить аргументы и контраргументы своих научных противников.

Источник: В.Ф. Шаталов. Соцветие талантов. Часть 2. - М.: ГУП ЦРП "Москва - Санкт-Петербург", 2003.

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 11 мар 2012, 17:35

Разогнутный вопросительный знак

К неправомерным и антипедагогическим следует относить вопросы, к сожалению, еще часто встречающиеся в лекционной практике: "А что произойдет, если школьники и все студенты будут учиться только на "4" и "5" и все будут получать высшее образование? Кто же тогда будет выполнять черновую, рутинную работу?" За этим вопросом всегда стоят высокомерие, чванство, страх за свое сытое благополучие и элитное будущее отпрысков. "А кто будет вкалывать?" - еще более цинично спросил заведующий сектором физики НИИ педагогики бывшей УССР в 1980 году. С горьким чувством горечи и стыда за подобных интервьюеров приходится в меру сдержанно отвечать на вопросы, ответы на которые, образно говоря, лежат на поверхности. Всеобщее начальное, всеобщее неполное среднее и, наконец, всеобщее среднее образование - вот этапы развития школы после 1917 года. Но в мировой печати уже встает вчера еще казавшийся невероятным вопрос: "Всеобщее высшее?" Думается, совсем уже не долго осталось ждать того дня, когда парламент одной из стран, ориентируясь на экономические и финансовые ресурсы своего народа, разогнет знак вопроса и превратит его в восклицательный. Иного пути просто нет.

Источник: В.Ф. Шаталов. Соцветие талантов. Часть 2. - М.: ГУП ЦРП “Москва - Санкт-Петербург”, 2003.

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 13 мар 2012, 04:37

Для статистики нет закрытых зон. Статистика знает все... Есть ложь, есть бесстыдная ложь, но есть еще и статистика... В каком из этих мнений больше истины, судить трудно - все зависит от того, какую сферу жизни освещает статистика, но если речь вести о статистических данных бывшего Минпроса о знаниях школьников по всем учебным предметам, то руководствоваться придется третьим мнением.

17% положительных оценок - таков низший результат массовых контрольных, проводившихся сектором контроля и учета знаний АПН СССР в 70-80-е годы. Вот одна из них - по физике в VII классе.

1. Кусок олова массой 0,2 кг, нагретый до температуры плавления, расплавили. Какое количество теплоты было передано олову при плавлении?

2. Воду массой 500 г, имевшую температуру 50 градусов Цельсия, нагрели до кипения и превратили в пар (испарили). Какое количество теплоты для этого потребовалось?

3. Один раз руку поднесли к свече сбоку, а другой раз на такое же расстояние сверху. В каком случае рука ощутит больший жар? Ответ объясните.

А это контрольная работа по алгебре для VII класса.

Решите неравенства:

1) 13-2х2,4x-7,5.

4) (5-x)/3 + (x-3)/5 15; в) 3х-1<6,5?

Учителя физики и математики, глядя на такие работы, только руками разведут: примитивизм, однообразие и абсолютная бездумность. Для их выполнения необходимы только оперативные навыки самого низкого уровня. Но даже в этом случае 30% верных ответов считались уже неплохим результатом. Не потому ли за последние десятилетия в периодической печати не публикуются ни результаты работы инспекционных комиссий, ни составы этих комиссий, что первые же реальные статистические данные не оставили бы на своем посту ни одного работника Министерства просвещения - от рядового инспектора до министра. Вот и вынуждены были научные сотрудники сектора контроля и учета работать в корзину, роль которой выполняла инспекция Минпроса. Ни один ведомственный журнал, ни одна просвещенческая газета не имели права опубликовать результаты проверки знаний школьников, и школа все глубже и глубже погружалась в трясину лжи.

Источник: В.Ф. Шаталов. Соцветие талантов. - М., ГУП ЦРП "Москва - Санкт-Петербург", 2001

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 14 мар 2012, 19:56

5 задач по геометрии из учебника А.В. Погорелова для VI класса.

№41. «Постройте треугольник, если задана сторона, прилежащий к ней угол и сумма двух других сторон».

№42. «Постройте треугольник, если задана сторона, прилежащий к ней угол и разность двух других сторон».

№44. «Постройте треугольник по стороне, противолежащему ей углу и высоте, проведенной из вершины этого угла».

№54. «Как построить касательную к двум окружностям?» (Имеется в виду два случая: построение общей внешней касательной и построение общей внутренней касательной).

В 1988 г. они были предложены тысяче учителей математики из разных городов и республик страны. 5 тысяч возможных решений могло быть получено. Итог: 5 человек решили по одной задаче и один (!) учитель решил все 5 задач; 10 решений из 5000. Два промилле результативности! Все пять задач решил учитель математики из Тбилиси Л.Штейнгарц. Но как же такое могло произойти? А вот как. После безуспешных попыток навязать советской школе учебники А.Н. Колмогорова, сложилась критическая ситуация: новой концепции математического образования никто предложить не мог, а возврат к верой и правдой служившему многие десятилетия учебнику А.П. Киселева был равносилен профессиональному краху для Академии педагогических наук, всех республиканских и союзного министерств просвещения, а сверх того – аппарата партийных работников отделов науки и учебных заведений. В этой, прямо скажем, непростой обстановке был создан учебник А.В.Погорелова, автор которого усердно старался свести к минимуму теоретический материал, перебросив ряд разделов теории в задачный реквизит, облегчая вроде бы изучение курса геометрии для тех, кто особого интереса к ней не проявляет. На деле же получилось совершенно иное. Задача №44 стала вообще нерешаемой даже для учителей, так как в ее основе лежит построение на данном отрезке сегмента, вмещающего данный угол, а эту «частность» из программы курса выплеснули вместе с водой.

Сложность задач № 41 и №42 была очевидна и 100 лет назад, и поэтому в учебнике А.П. Киселева задача №41 разбиралась со всей тщательностью и назывался этот анализ «Пример более сложной задачи на построение». В учебнике А.В. Погорелова анализа этого типа задач нет, отсюда и результат. То же самое произошло и с задачами на построение внутренней и внешней касательных. Одолеть их самостоятельно трудно даже учителю, а обязанность знать их решение ушла вместе со страничкой теоретического материала. Так вот и получилось, что учителя оказались в роли без вины виноватых: закон о линии наименьшего сопротивления в равной степени распространяется на всех. На учителей тоже. Но если такое произошло даже с задачами из стабильного учебника, то нетрудно представить себе, в каком состоянии находится готовность учительского корпуса решить любую задачу из любого конкурсного или олимпиадного сборника. Грустно? До слез.

Источник: В.Ф. Шаталов. Соцветие талантов. - М., ГУП ЦРП “Москва - Санкт-Петербург”, 2001

Validol
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 00:45
Ник: Литвинов Валерий

Сообщение Validol » 18 мар 2012, 14:32

А нужно ли много знать?

Как ни странно, но этот вопрос не сходит с трибуны даже самых ответственных совещаний. Вспоминается случай, когда известный в стране академик, директор института на съезде учителей призывал к сокращению и упрощению программ, мотивируя это тем, что сам он в школе учился преимущественно на одни тройки и все-таки дошел до "степеней известных". Правда, слушая его, невольно думалось о том, на каких степенях довелось бы ему остановиться, не будь его папа тоже академиком, ученым с мировым именем. Но эта деталь, как малосущественная, осталась в выступлении за кадром. Сегодня, кажется, в угоду веяниям в сокращении программ досокращались до того, что далее сокращать уже нечего, а знания школьников продолжают снижаться год от года.И вот предлагается новая панацея: разделить школьные предметы по интересам, склонностям и возможностям. Не ладится с математикой - занимайся историей. Вроде бы историкам логическое мышление и ни к чему. Не складывается дело с грамматикой - занимайся химией. Вроде бы безграмотные химики немедленно совершат революционный переворот в области полимеров и сельскохозяйственных удобрений. Так ли важно, будет он в отчетах писать "Удобрение" или "удабрение", лишь бы ветвистая пшеница урожаи давала.

До какого абсурда можно еще договориться, если у неудавшегося математика был учителем такой же неудавшийся математик, а воспитанный на избирательном отношении к учебным предметам языковед при первых же трудностях с правописанием будет норовить сплавить своего неумеху ученика в соседний "химический" класс. А пока суд да дело, пока будут выяснять, к каким же наукам пристроить того, у кого вообще ничего не получается, смотришь, и совершеннолетие приспело. И пойдут они, солнцем палимы... Куда? В винно-водочные магазины или в места не столь отдаленные? Будем надеяться, что в ближайшее время будет снято табу со статистики общего количества имеющихся сегодня в наличии заключенных, молодых людей в частности. И тогда сразу станет понятным, что это же наши вчерашние дети. Дети эпохи "развитого социализма"! Наш народ потерял миллионы в годы культа и 20 000 000 в Великой Отечественной войне, и мы знаем сегодня, кто в этом повинен. Но кто повинен в тех неизвестных миллионах, осужденных во все послевоенные годы, и в абсолютном большинстве своем по той простой причине, что школа в погоне за пресловутыми процентами, всеми правдами и неправдами выколачиваемыми работниками Минпроса во главе с министрами, уничтожала на корню всю систему воспитания, подменяя ее "воспитывающим обучением"? И все это происходило на глазах у бывших заведующих отделом науки и учебных заведений ЦК КПСС! Так неужели и сегодня еще мы не сможем до конца понять, что уровень общей культуры человека определяется одним из непреложных факторов - образованностью. Выражаясь языком математики, глубина и обширность знаний - условие не всегда достаточное, но обязательное. И чем раньше мы прекратим разговоры о дифференцированном образовании, о принципе "природобезобразности", о насильственном определении детей в классы с "равными интеллектуальными задатками", тем большую и заслуживающую того часть нашего внимания и наших усилий мы обратим к поиску путей реализации всеобщего среднего образования в самом широком и высоко требовательном понимании этого понятия.

Источник: В.Ф. Шаталов. Соцветие талантов. - М., ГУП ЦРП "Москва - Санкт-Петербург", 2001.

kalayder
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 23 июн 2012, 20:54
Ник: Андрей А Х

Сообщение kalayder » 24 июн 2012, 17:32

Новая политика образования идет от запада сейчас. Факт в том что необразованным человеком легче управлять. Дать человеку основные знания для того чтобы он мог выполнять основную его функцию - это работать на другого без лишних вопросов и проблем. На сегодняшний день, индустрия развлечений эффективно способствует отупению детей.
дети становятся рабами развлечений и моментальному удовольствию. Это продукты питания, фильмы, мультфильмы, спиртное, курение, секс, наркотики. Но главная это средство массовой информации которое непосредственно в мозг человека впихивает ложные ценности. И с этим надо бороться.

Polkovnik271
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 28 июн 2012, 19:49
Ник: Сухомлинов Сергей Александрович

Сообщение Polkovnik271 » 29 июн 2012, 11:17

[quote="Литвинов Валерий"]Есть распространенное мнение, что система образования СССР была достаточно хороша, чтобы ее реформировать. Предлагаю, не касаясь последней реформы и ее последствий, обсудить потребность в ней, причины ее возникновения.

Желательно, с аргументацией. Приветствуются авторитетные мнения.[/quote]
Конечно надо реформировать и кто сказал, что наше образование лучшее в мире, я помню, что Калчак и Деникин - враги народа, а сердце Бонивура - вообще эталон жервенности!!! Кто тогда бы поспорил? А научный коммунизм? При отсутствии зачета по нему вообще к защите не допускали. Я вот кол в школе схватил, в младших классах, за то, что в слове рабочий увидел и сумел доказать - корень РАБ и не более того. Долго таскали и промывали мозги.... Так что, реформа нужна и очень глубокая. А начинать ее надо с преподавателей и садичных воспитателей. Первый предмет должен называться НРАВСТВЕННОСТЬ, второй - РЕЛИГИЯ, третий - РОДНОЙ ЯЗЫК, четвертый - АРИФМЕТИКА, ВСЕ. Потом естествознания. И только те, которые нужны, а не те, которые боком выходят, ведь все знают, что излишнее образование ведет к смуте.

Sowa-ti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 04 окт 2011, 21:34
Ник: Sowa-ti

Сообщение Sowa-ti » 30 июн 2012, 08:33

Ну вы батенька и махнули! Я считаю "излишняя" образованность людей заставляет власть учитывать интересы этих людей. Люди думающие не будут молча смотреть как уничтожается страна, а вместе с ней гибнет и его дом и семья. Образованный народ потребует от власти отчета о том, что она делает, потребует и наказать тех кто не выполняет свои обязательства.

Polkovnik271
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 28 июн 2012, 19:49
Ник: Сухомлинов Сергей Александрович

Сообщение Polkovnik271 » 30 июн 2012, 18:19

[quote="Sowa-ti"]Ну вы батенька и махнули! Я считаю "излишняя" образованность людей заставляет власть учитывать интересы этих людей. Люди думающие не будут молча смотреть как уничтожается страна, а вместе с ней гибнет и его дом и семья. Образованный народ потребует от власти отчета о том, что она делает, потребует и наказать тех кто не выполняет свои обязательства.[/quote]
Так и я за то же. Одно дело говорить по существу, а другое пародировать глас народа. Вот как раз излишки понимания толкают на смуту а не на реальные действия. Надо требовать а не ломать, надо действовать, а не прибегать к насилию, покрывая прозападные миллионы, выделенные на бунт.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 78 гостей