САТВИЧЕСКАЯ ПИЩА И ПОСТ

Как составить режим дня, чем лучше питаться
Правила форума
Аватара пользователя
Iswaramba
Зарегистрированный участник
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 29 ноя 2016, 19:45
Ник: Iswaramba

САТВИЧЕСКАЯ ПИЩА И ПОСТ

Сообщение Iswaramba » 29 ноя 2016, 19:55

Пища, душа, интеллект, Бог - все взаимосвязано. С употреблением животной пищи в человеке пробуждаются животные импульсы. Какова ваша пища, таковы и мысли. Люди в настоящее время ведут себя хуже диких животных. Они стали жестокими, безжалостными и бессердечными. Взаимопонимание и сочувствие отсутствуют между людьми. Основная причина - тип пищи, которую употребляет человек. Позаботьтесь о том, чтобы она способствовала вашему здоровью и счастью.
Саи Баба


САИ: - Знаешь ли ты, насколько важен процесс принятия пищи для садхака (духовного искателя)? Начнем с того, что есть три вида пищи: раджасическая, тамасическая и саттвическая.
Раджасическая пища - слишком горячая, слишком острая и жирная, она усиливает раджасическую природу человека и рождает такие качества, как сильный гнев, гордость, тщеславие, эгоизм, высокомерие и т.п.
Тамасическая пища - несвежая, безвкусная, слишком соленая, слишком кислая, слишком горькая и приготовленная дважды. Она усугубляет тамасические качества, подобные сонливости, медлительности и лени, и более низменные качества, такие как вожделение, страстное желание и т.п.
С другой стороны, саттвическая пища - это сбалансированная и умеренная пища, не слишком горячая, не слишком острая, не раджасическая, не тамасическая. Она легка для желудка, не вызывает пищеварительных расстройств и легко удаляется, она не вредит уму. Наоборот, она вызывает состояние мира и спокойствия, которые очень существенны для дхьяны (медитации) и садханы (духовной практики).
Я приведу тебе пример, чтобы проиллюстрировать, как несаттвическая пища воздействует на ум. Бхишма, благородный предок Кауравов и Пандавов, был очень мудрым, образованным и просветленным человеком. Каждый безмерно уважал и почитал его, поскольку он всегда твердо придерживался принципов дхармы (праведности). Но что произошло со всей его дхармой и мудростью, когда принцы Пандавы и принцесса Драупади были оскорблены и унижены при дворе царя Дхритараштры? Разве Бхишма стал протестовать, разве он спорил, разве пытался он положить этому конец, когда культура Бхараты и дхарма втаптывались в пыль бесстыдным поведением Кауравов? Нет, он молчал, он чувствовал беспомощность, он чувствовал бессилие. Я спрашиваю вас, почему? Это произошло из-за того, что он годами ел пищу Кауравов. Кауравы были раджасическими людьми, они ели раджасическую пищу и имели раджасические привычки. Бхишма также питался той же самой пищей, приготовленной в дворцовых кухнях. И это с течением времени повлияло на его ум. Он потерял чистоту видения и правильное мышление. Когда пришел час испытания, ум подвел его. Но позднее, когда он лежал раненый и умирающий на поле битвы Курукшетра, именно стрелы Арджуны пронзили его тело и заставили всю испорченную кровь вытечь. Когда это случилось, ум его стал свободен от заблуждения и испорченных мыслей, его видение прояснилось, он снова обрел ясность ума и смог сообщить Пандавам принципы дхармического (праведного) правления.
Теперь ты видишь, как важно есть правильную пищу. Раджасическая и тамасическая пища содержит определенные нежелательные химические элементы, которые входят в тело и смешиваются с кровью. Благодаря этому рассудок и ум также подвергаются воздействию и теряют свою чистоту и ясность. Следовательно, каждому садхаку следует быть очень разборчивым в отношении вида пищи, которую он ест. Саттвическая пища не содержит никаких опасных химических элементов и идеальна для питания.
S. - Да, Баба. Я понимаю, что качество пищи - это очень важно.
САИ: - Сначала - качество, затем - количество. Недостаточно, если вы просто едите пищу хорошего качества. Слишком много тоже плохо; избыток вреден. Питаться обильно - это раджасически, есть слишком мало - тамасически. Но есть в должном количестве - это саттвически. Итак, каждому следует научиться есть умеренно. Вот основная проблема и недостаток человечества: люди имеют тенденцию есть слишком много, слишком большое количество пищи. Большинство болезней тела от переедания. Тело требует только определенного количества пищи, чтобы функционировать оптимально, и только определенное число калорий, чтобы расходовать энергию. Что-либо сверх требуемого количества удаляется. В самом деле, зачем набивать тело без всякой необходимости ненужной пищей и приглашать болезни? Достаточно брать только необходимое количество пищи для поддержания тела здоровым и в хорошем состоянии. Человек ест, чтобы жить, не следует жить, чтобы есть. Лучше есть ровно столько, чтобы лишь утолить голод. Лучше всего, если желудок заполнен только на три четверти; половина - твердой пищей, четверть - водой и четверть - воздухом. Такая привычка в еде не приведет к проблемам.
S. -Это очень важно - ограничивать количество приемов пищи?
САИ: - Вне всякого сомнения, да. Качество и количество - это два (первых) критерия. Затем идет число приемов пищи. Большинство людей ест 3 раза, некоторые даже 4 или 5 раз в день. Это плохо, поскольку создает лишнюю нагрузку на желудок.
Рассмотрим машину на фабрике. Если она работает без остановки, не начнет ли она портиться? Она непременно будет совершать неверные действия и однажды сломается. Так же обстоит дело и с желудком. Желудок подобен машине, которая отвечает за нормальное функционирование пищеварительной системы, он является главным пищеварительным органом. Если желудок вынужден работать постоянно 18-20 часов, он непременно выйдет из строя. Если вы используете свой проигрыватель 20 часов в день без передышки, он перегреется и перестанет работать. То же самое случится и с желудком, если ему не давать необходимого отдыха.
В области желудка, позади пупка, расположена Манипура чакра. Это место, где энергия создается, запасается и распределяется. Если эта чакра не будет функционировать должным образом, все тело разбалансируется. Следовательно, также важно, чтобы человек ел определенное количество пищи в определенное время. Прежде Я уже сказал, что те, кто ест 3 раза в день, - роги, те, кто 2 раза, - бхоги, а те, кто 1 раз, - йоги. (Йоги обычно едят один раз в день в 12 часов. Те, кто ест дважды в лень, обычно принимают пищу в 9.30 утра и в 6.30 вечера.) Желудку не следует быть переполненным или слишком много работать. Если вы не можете есть только один раз в день, попытайтесь, по крайней мере, развить привычку есть дважды в день. Эта привычка приведет к замечательному изменению вашего организма и конституции. Вдобавок к этому, если вы разборчивы и едите только саттвическую пищу, вы будете создавать правильные вибрации для духовной практики и медитации.

Пища важна для тела. Она является причиной даже самого рождения в теле. Мать и отец употребляют пищу и дают рождение ребенку. Все тело состоит из пищи. Какова пища, которую вы едите, таковы и мысли, посещающие ваш ум. Если вы едите сатвическую пищу, то она окажет соответствующее воздействие. Это орехи, фрукты, молоко, а также другая пища, не слишком горячая, не слишком острая, не слишком сладкая, не слишком соленая. Мясо, воздействуя на кровь, вызывает страсть и другие подобные чувства. Нечистые мысли появляются от рыбы.
Животные существуют не для того, чтобы служить пищей для людей. Они пришли в этот мир, чтобы прожить свою собственную жизнь. Лисицы и другие звери могут съесть мертвое человеческое тело. Но предназначение человека не в том, чтобы служить пищей для животных.
Саи Баба

Типы пищи по Аюрведе.

Саттвическая пища
- Саттвическая пища та, что очищает тело и успокаивает ум.
- Саттвическое питание состоит из чистой пищи, легкоусваеваемой и богатой праной (жизненной энергией).
- Саттвическое питание улучшает качество ума и его энергию и, таким образом, улучшает состояние сознания.
- Она помогает сохранять гармонию и баланс в теле и уме, формирует и перестривает ткани тела, улучшая их.
- Легкое питание – саттвическое.
- Саттвическая еда на вкус ровная без резких перепадов
- Приготовленная пища, съеденная в течение 3-4 часов может считаться саттвической.

Саттвическая пища включает:
- Свежие фрукты
- Свежие зеленые листовые овощи (шпинат, и т.д.).
- Свежие или пареные овощи, овощные соки. Овощи, приготовленные с умеренным количеством специй.
- Крупы - рис, раги, пшеница, ячмень, маис, другие
- Сырые или слегка поджаренные семечки и орехи.
- Свежее молоко, свежий творог, масло, ги. Свежее молоко саттвическое, но пастеризованное становится немного тамастическим.
- Специи – имбирь, кардамон, корица, фенхель, кориандр и куркума.
- Умеренно сладкий вкус сатвический – мед, пальмовый сахар-сырец, сахар-сырец.

Раджастическая пища
- Эта пища стимулирует тело и ум на действие.
- В излишке такая еда может привести к гиперактивности, беспокойности, - злости, раздражительности и бессоннице.
- Она также увеличивает уровень токсинов в крови.
- Излишне вкусная пища – раджастична.

Раджастическая пища включает:
- Чрезмерно острую, соленую и кислую пищу.
- Острые овощи, жареная еда, печеная и соленая еда, чили, чеснок, лук, маринад, уксус, вина, алкогольные напитки, кола и кофе.
- Мясо и рыба раджастичны по природе.
- Излишек капусты, брокколи, цветной капусты и горчицы может также стать раджастичным.

Тамасичная пища
-Тамасичная еда та, которая делает ум глупым и приносит вялость, замешательство и дезориентацию.
- Тамасичная еда также может увеличивать агрессивное качество Раджаса к насилию.
- Под эту категорию попадают несвежая и разогретая еда, еда, которая слишком масляная или тяжелая, и искусственная пища.

Тамасичная еда включает:
- Консервы, консервированную пищу, мясо и рыбу.
- Слишком холодное или пастеризованное молоко, твороги и сыр.
- Излишек жиров, масел, сахара и мучного.
- Белый (рафинированный) сахар и белая мука.
- Все продукты питания, произведенные с нанесением вреда живым существам (такие, как мясо и рыба), pаджастичны или тамасичны по природе и должны быть исключены из рациона.
- Саттвичные продукты, приготовленные в тамасичной и токсичной обстановке становятся тамасичными.

Серебрянная чашка.
Жил один брахман, известный своими добродетелями. Однажды к нему пришел странствующий аскет и попросил еды. Жена в те дни не готовила пищу, и ее приготовила соседка. Во время еды у аскета появилось непреодолимое желание стащить серебряную чашку, в которую ему налили воды. Он поел и, уходя, прихватил чашку с собой. Когда он вернулся в монастырь, его начала мучить совесть. Он вернулся к брамину, признался в воровстве и вернул чашку назад. Позже выяснилось, что соседка попросила помочь готовить еду женщину, которая прежде занималась воровством.

Пища, которую вы едите должна быть чистая (саттвичная). Она должна соответствовать трем требованиям:
- Посуда, для приготовления должна быть чистая.
- Человек, готовящий пищу должен быть чист телом и умом.
- Все используемые компоненты должны быть чистыми и добыты честным путем.
Саи Баба


S. - Когда мы говорим о саттвической пище, означает ли это только физическую органическую пищу, которую мы едим?
САИ: - Нет, есть и иные аспекты, поскольку существуют другие органы в теле. Кроме рта есть глаза, уши и руки. Возьмем рот, источник вкуса, речи и темперамента. Язык наслаждается, пробуя вкусную пищу. Также он наслаждается разговором. Иногда бесконтрольно, что приводит к лживости, пустой болтовне, сплетням, клевете и критиканству. Временами язык становится неуправляемым и в гневе разражается бранью. Все это усиливает неблагоприятные вибрации в теле и уме, физическое и умственное здоровье разрушаются. Нет легкости, нет покоя. Поэтому очень важно контролировать три "Т" (от англ. слов: taste - вкус, talk - речь, temperament - темперамент): вкусовые ощущения, речь и темперамент. Язык следует тренировать и дисциплинировать, чтобы есть только саттвическую пищу, говорить только правду и оставить раздражение.
Глаза - это окна ума. Так же, как в своем доме вы закрываете окна от пыли, дождя или сильного ветра, так и ваши глаза следует закрывать на нежелательное. "Видьте" только хорошее и не смотрите на плохое. Любая роза окружена шипами, но вы наслаждаетесь красотой розы и даже не замечаете шипов. Шипы колются и причиняют боль, но роза - только восхищает. Точно так же, когда вы идете по жизни - позволяйте вашим глазам останавливаться только на хорошем и приятном: игнорируйте плохое и неприятное. Не смотрите дурные фильмы и не слушайте вульгарные рассказы. Позволяйте вашим глазам впитывать только хорошее и только то, что является саттвическим [благим].
Уши - это двери ума. Разве вы не держите двери вашего дома закрытыми от нежелательных посетителей и воров? Так же и ушам не следует впускать нежелательных гостей, таких как сплетни, скандалы, ложь и неистина. Они подобны ворам, которые вторгаются в уединение вашего дома и крадут ваш покой. Следовательно, не позволяйте вашим ушам слушать распущенные и нежелательные разговоры. "Слышьте" только хорошее.
Далее - руки. Из органов действия они наиболее важны. Руки следует использовать только для благих действий - для выполнения своих собственных обязанностей с преданностью и дисциплиной, для помощи нуждающимся, для служения бедным и страждущим, и для борьбы за благоденствие общества. Никогда не позволяйте вашим рукам указывать пальцем критики на других. Помните, что когда один палец указывает на кого-нибудь, три других указывают на вас. Используйте ваши руки только как инструмент служения. Служить человечеству значит служить Богу.
Итак: говорите только хорошее, "видьте" хорошее, "слышьте" хорошее, делайте хорошее и будьте хорошими - это путь к Богу. Таким образом ваш ум очистится. Читта шуддхи поможет вам реализовать Бога.

S. - Баба, пожалуйста, расскажи мне что-нибудь о посте. Это действительно необходимо?
САИ: - Во-первых, вам должно быть совершенно ясно действительное значение поста. Что вы делаете, когда поститесь? Вы воздерживаетесь или держитесь подальше от еды, но язык - не единственный орган тела. Есть и другие органы, такие как глаза и уши. Держать глаза подальше от раджасических и тамасических объектов, свои уши - от аналогичных разговоров - разве это не пост? Пост - это не просто воздержание тела от пищи. Пост - это воздержание вообще. Это означает, что человек воздерживается от несаттвической пищи любого типа, вкушаем ли мы эту пищу через рот, глаза или уши. Действительное значение поста - это контроль всех чувств и понимание, что они удерживаются от зла и нежелательных вещей. Это не означает пропускать приемы пищи или не есть рис, как считают некоторые люди. Санскритский эквивалент слова "пост" - "упаваса". Но существует более глубокое значение, касающееся этого слова. "Упа" означает "рядом" или "близко", и "васа" означает "жить" или "оставаться". Таким образом, слово "упаваса" значит "жить рядом" или "оставаться близко". Жить рядом или оставаться близко к кому? К Богу, конечно. Ум должен быть неколебимо сосредоточен на Всевышнем; и во все моменты пробуждения, еды, работы или движения, ум должен взывать: "Господь, Господь, Господь." Вот это - истинная упаваса. Упаваса - это постоянное переживание присутствия Бога и развитие близости, внутренней связи с Ним. Это и есть истинное значение упавасы, а не пропуски приема пищи и голодание. Люди говорят: "Сегодня амавасья (новолуние), поэтому я не буду есть", или: "сегодня пурнами (полнолуние), поэтому я буду есть только после восхода луны" и так далее. Они воздерживаются от пищи, но они не сосредотачивают свой ум на Боге. Их ум занят совсем другими мыслями. Это не упаваси в истинном смысле слова. Какая польза в воздержании от пищи, когда ум блуждает где угодно, только не по направлению к Богу?
Если вы хотите практиковать упавасу (пост) искренне, единственный путь делать это - контроль чувств, дисциплина ума и концентрация на Боге. Воздержитесь от ненужных страстей, контролируйте свои желания и держите в узде свои чувства. Чувства подобны лошадям. Если не сохранять власти над ними, они будут блуждать здесь и там. Сделайте интеллект (буддхи) возницей (саратхи) и крепко держите поводья. Тогда вы сможете направлять чувства по правильному пути. Если чувства контролируются, страсти также исчезают и ум становится послушным и спокойным. Он умирает и становится алмазом (англ. игра слов: It is die-mind and becomes diamond). Тогда путь для постижения Бога свободен. Вот как следует соблюдать и практиковать упавасу.
https://vk.com/natanta

Господи дай нам глаза, которые видят в людях лучшее,
Сердце, которое будет прощать худшее,
Ум, что забывает плохое,
И душу, которая никогда не теряет веру.

Аватара пользователя
Хелене
Зарегистрированный участник
Сообщения: 85
Зарегистрирован: 15 окт 2012, 12:53
Ник: Хелене

Re: САТВИЧЕСКАЯ ПИЩА И ПОСТ

Сообщение Хелене » 26 фев 2017, 09:49

Спасибо!

Аватара пользователя
Iswaramba
Зарегистрированный участник
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 29 ноя 2016, 19:45
Ник: Iswaramba

Re: САТВИЧЕСКАЯ ПИЩА И ПОСТ

Сообщение Iswaramba » 27 фев 2017, 18:46

Крепкое здоровье - следствие собранной и активной жизни.

Саи Баба: Чем вы питаетесь?
Посетительница: Мы едим овощи.
Саи Баба: Очень хорошо. Овощи содержат все необходимые протеины и витамины. Вы должны есть овощи и зелень. В них есть всё, что необходимо организму. Мясо — это очень вредно. Животные едят нечистую пищу. Иногда они питаются трупами. Если вы будете есть невегетарианскую пищу, то весь этот яд проникнет в вас. Кроме того, в вас разовьются животные качества. Вы не должны есть невегетарианскую пищу. Женщины обычно очень осторожны в вопросах питания. Они едят только овощи. А вот мужчины ходят по ресторанам, посещают всякие забегаловки на базарах и едят там что попало, в том числе невегетарианскую пищу.
Многие люди в наше время болеют раком, туберкулёзом. А у животных нет рака и туберкулёза. Почему? Потому что животные питаются естественной, сырой пищей. Поэтому у них не бывает таких болезней. А человек потребляет искусственную пищу и смешивает несовместимые компоненты.
Посетительница: Можно ли есть рыбу?
Саи Баба: Рыба — это очень плохо. В наше время воды океана загрязнены. Такие страны как Китай и Япония сбрасывают туда различные отходы, в том числе ядерные. Поэтому рыба часто бывает отравлена.

Интервью Свами для группы 39 женщин из России в Прашанти Нилаям 25 июня 2002 года.
Источник: https://www.sathyasai.ru/post/117

В использовании нашего тела необходимо соблюдать умеренность. Как в отношении пищи, которую мы потребляем, или воды, которую мы пьем, так и в отношении слов, которые мы произносим и слышим, - а на самом деле в отношении всех наших жизненных привычек, - ключевым правилом должны быть ограничение и умеренность. Превышение ограничений и норм влечет за собой опасность. Излишества в еде и невоздержанность, многословие в речи приводит к потере ясности ума, в то время как умеренность в еде и воздержанность в речи делают жизнь приятной и легкой. Вот как нужно использовать тело, извлекая счастье и радость человеческого существования.
Саи Баба


Даже машинам требуется отдых, они не могут работать непрерывно. А что говорить об этом тонко организованном человеческом теле? Поститесь раз в неделю. Это полезно как для тела, так и для страны. Пейте в это время только воду, и вся грязь будет вымыта. Птицы и звери поддерживают свое здоровье в порядке только благодаря диете! И только здоровый человек может забыть о теле, посвятив свои мысли Богу, и обрести таким образом счастье.
Болезни - это неизбежный результат праздности и потворства чувствам; крепкое здоровье - это столь же неизбежное следствие собранной и активной жизни. Удовлетворенность - вот лучшее тонизирующее средство.
Саи Баба
https://vk.com/natanta

Господи дай нам глаза, которые видят в людях лучшее,
Сердце, которое будет прощать худшее,
Ум, что забывает плохое,
И душу, которая никогда не теряет веру.

Аватара пользователя
Iswaramba
Зарегистрированный участник
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 29 ноя 2016, 19:45
Ник: Iswaramba

Re: САТВИЧЕСКАЯ ПИЩА И ПОСТ

Сообщение Iswaramba » 31 мар 2017, 14:07

Принятие пищи – это внутреннее жертвоприношение

"Правильное питание - ахара и правильные действия - вихара являются неотъемлемыми компонентами йоги как пути к самосовершенствованию. На протяжении веков этим действиям отводилась значительная роль как в повседневной, так и в ритуалистической жизни.
Принятие пищи – это внутреннее жертвоприношение (пранагнихотра), когда пищеварительный огонь рассматривается как священный Брахман (Бог), которому вы жертвуете еду. В Упанишадах говорится, что от пищи зависит работа ума. Если питаться духовно нечистой пищей, то сознание может быть омрачено тамасом (невежеством), и это скажется на практике дхьяны (медитации - самопознания). Поэтому, как и все наши действия, принятие пищи – сакральный процесс."

Адеш № 3-4. «Ахара – вихара»
https://vk.com/natanta

Господи дай нам глаза, которые видят в людях лучшее,
Сердце, которое будет прощать худшее,
Ум, что забывает плохое,
И душу, которая никогда не теряет веру.


Вернуться в «Образ жизни, питание и продукты»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя