Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Копилка материалов. Спрашиваем и уточняем то, о чем говорит С.Н. Лазарев. Цитаты и вырезки приветствуются.
Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 347
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 02 май 2017, 20:59

Информации о мировоззрении Толстого масса - достаточно, для минимума, ознакомиться со статьями Википедии про Толстого, "Анну Каренину" и "Толстовство".
Как не раз говорил Сергей Николаевич, всё определяется мировоззрением и психологией.
Одни и те же законы и взаимосвязи действует как на уровне межличностных отношений в семье, так и на уровне отношений в обществе.
Есть своя канва по роману "Анна Каренина", и аналогичная, как представляется, есть и на уровне общественной жизни России в целом, - с т. з. одних и тех же базовых мировоззренческих моментов.
По словам Толстого, у него была «привычка к постоянному моральному анализу, уничтожившая свежесть чувства и ясность рассудка». С другой стороны, душа Толстого искала внутренней свободы и естественного счастья, не обременённого различными ограничениями. По сути, вот они - два крайностных образа - Каренин (голова) с одной стороны, и Вронский, как олицетворение "свободы", "удали" и т. п. (к слову - ещё одной чертой Толстого было увлечение азартными играми - сброс с гордыни в азарт, вожделение, раскрепощение сознания) - с другой, где оба эти начала, как бы, были проявлены и в личности самого Толстого (в той или иной мере). Где, всё же, по итогам основным олицетворяющим Толстого персонажем стал Левин/Лёвин (как некий идеал).
Налицо у Толстого повышенный ИДЕАЛИЗМ. Это видно во всей концепции "Толстовства" - непринятие никаких ограничений и НАСИЛИЯ со стороны государства. Осн. положения толстовства - "непротивление злу насилием", отказ от службы в армии, призыв к неуплате налогов и т. д. и т. п., вегетарианство, нежелание эксплуатировать животных в сельском хозяйстве и др. При этом, Толстой считал, что этим самым он "восстанавливает истинное Христианство". Писал постоянные петиции о недопустимости насилия всем царям - начиная от ... заканчивая Николаем 2-м. Концепция "христианского анархизма".

Важный эпизод из жизни:
В июле 1866 года Толстой выступил на военно-полевом суде в качестве защитника Василя Шабунина, ротного писаря стоявшего недалеко от Ясной Поляны Московского пехотного полка. Шабунин ударил офицера, который приказал наказать его розгами за нахождение в нетрезвом виде. Толстой доказывал невменяемость Шабунина, но суд признал его виновным и приговорил к смертной казни. Шабунин был расстрелян. Этот эпизод произвёл большое впечатление на Толстого, так как он в этом страшном явлении видел беспощадную силу, которую представляло собою государство, основанное на насилии[40]. По этому поводу он писал своему другу публицисту П. И. Бирюкову:

«Случай этот имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей»[41].
Также, периодически возникавшая депрессия, смерть родственников (брата) от туберкулёза и пр.
Налицо, по ДК, с одной стороны, ГОРДЫНЯ в аспекте темы ИДЕАЛОВ - "недопустимость насилия" во всех её формах, с другой стороны - тема РЕВНОСТИ в аспекте поклонения ЕДИНСТВУ где никакое насилие "есть недопустимым". То есть гордыня здесь идёт в аспекте, фактически, НЕПРИНЯТИЯ БОЖЬЕЙ ВОЛИ, восприятия мира как "НЕСПРАВЕДЛИВО УСТРОЕННОГО".
Но с другой стороны, такой внутренний настрой Толстого также был чем-то обусловлен, какими-то проблемами в обществе.
В Православной России - на примере диагностики того же Николая 2-го, видна сильнейшая (17-кратная) зацепка за ИДЕАЛЫ, но уже не в аспекте "НЕНАСИЛИЯ", а в аспекте ДУХОВНОСТИ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ и т. п.
То есть у России шла тема, аналогичная теме фильма "Левиафан".
Против этой "левиафановской" темы и пытался протестовать Толстой.
Но в итоге одна крайность тех перегибов, что были в мировоззрении Православной России, в идеологии Толстого перешли в диаметрально противоположную крайность - поклонение человеческому и НЕВИДЕНИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛИ в каких-то аспектах бытия, в т. ч. связанных с т. н. "НАСИЛИЕМ" и "ПРИНУЖДЕНИЕМ". Толстой пытался построить УТОПИЮ.
Наиболее ярко этот аспект проявлен в т. н. "ЗЕЛЁНОЙ ПАЛОЧКЕ" - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97% ... 0%BA%D0%B0
Старший брат Льва Толстого, Николай Толстой, играя с другими детьми, рассказал, что вырезал на зелёной палочке секрет всеобщего счастья и закопал на краю оврага, сказав, что откроет секрет вырезанного на палочке тому, кто не сп