Как не раз говорил Сергей Николаевич, всё определяется мировоззрением и психологией.
Одни и те же законы и взаимосвязи действует как на уровне межличностных отношений в семье, так и на уровне отношений в обществе.
Есть своя канва по роману "Анна Каренина", и аналогичная, как представляется, есть и на уровне общественной жизни России в целом, - с т. з. одних и тех же базовых мировоззренческих моментов.
По словам Толстого, у него была «привычка к постоянному моральному анализу, уничтожившая свежесть чувства и ясность рассудка». С другой стороны, душа Толстого искала внутренней свободы и естественного счастья, не обременённого различными ограничениями. По сути, вот они - два крайностных образа - Каренин (голова) с одной стороны, и Вронский, как олицетворение "свободы", "удали" и т. п. (к слову - ещё одной чертой Толстого было увлечение азартными играми - сброс с гордыни в азарт, вожделение, раскрепощение сознания) - с другой, где оба эти начала, как бы, были проявлены и в личности самого Толстого (в той или иной мере). Где, всё же, по итогам основным олицетворяющим Толстого персонажем стал Левин/Лёвин (как некий идеал).
Налицо у Толстого повышенный ИДЕАЛИЗМ. Это видно во всей концепции "Толстовства" - непринятие никаких ограничений и НАСИЛИЯ со стороны государства. Осн. положения толстовства - "непротивление злу насилием", отказ от службы в армии, призыв к неуплате налогов и т. д. и т. п., вегетарианство, нежелание эксплуатировать животных в сельском хозяйстве и др. При этом, Толстой считал, что этим самым он "восстанавливает истинное Христианство". Писал постоянные петиции о недопустимости насилия всем царям - начиная от ... заканчивая Николаем 2-м. Концепция "христианского анархизма".
Важный эпизод из жизни:
Налицо, по ДК, с одной стороны, ГОРДЫНЯ в аспекте темы ИДЕАЛОВ - "недопустимость насилия" во всех её формах, с другой стороны - тема РЕВНОСТИ в аспекте поклонения ЕДИНСТВУ где никакое насилие "есть недопустимым". То есть гордыня здесь идёт в аспекте, фактически, НЕПРИНЯТИЯ БОЖЬЕЙ ВОЛИ, восприятия мира как "НЕСПРАВЕДЛИВО УСТРОЕННОГО".
Но с другой стороны, такой внутренний настрой Толстого также был чем-то обусловлен, какими-то проблемами в обществе.
В Православной России - на примере диагностики того же Николая 2-го, видна сильнейшая (17-кратная) зацепка за ИДЕАЛЫ, но уже не в аспекте "НЕНАСИЛИЯ", а в аспекте ДУХОВНОСТИ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ и т. п.
То есть у России шла тема, аналогичная теме фильма "Левиафан".
Против этой "левиафановской" темы и пытался протестовать Толстой.
Но в итоге одна крайность тех перегибов, что были в мировоззрении Православной России, в идеологии Толстого перешли в диаметрально противоположную крайность - поклонение человеческому и НЕВИДЕНИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛИ в каких-то аспектах бытия, в т. ч. связанных с т. н. "НАСИЛИЕМ" и "ПРИНУЖДЕНИЕМ". Толстой пытался построить УТОПИЮ.
Наиболее ярко этот аспект проявлен в т. н. "ЗЕЛЁНОЙ ПАЛОЧКЕ" - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97% ... 0%BA%D0%B0
Кроме того, в восприятии ХРИСТИАНСТВА Толстой исповедует РАЦИОНАЛИЗМ - минимум БОЖЕСТВЕННОГО, максимум ПОКЛОНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ("ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ").
То есть - с одной стороны, в России укоренился жуткий ИДЕАЛИЗМ по модели, что был у Николая 2-го, с другой стороны, Толстой, ощущая гибельность тенденции, пытается найти противоядие. Но его "противоядие" - "Зелёная палочка" - из нормированного варианта переходит в свою КРАЙНОСТНУЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ.
По сути, то, что проповедовал Толстой, во многих аспектах потом махровым цветом разрастётся в мировоззрении ЗАПАДНОЙ цивилизации - где идёт тотальный протест против ЛЮБОГО "УГНЕТЕНИЯ" - это и феминизм, и ЛГБТ, и "что хочу то и ворочу" в плане абортов, и ювенальная юстиция и прочее и прочее. Наверное, не зря потомки Толстого преимущественно живут на Западе (куда эмигрировали).
Когда Церковь отлучила Толстого от себя (1901), тогда в рос. обществе произошёл глубокий идейный РАСКОЛ - по сути, это была первая ласточка раскола Революции 1917 года. А Толстой пользовался большим авторитетом.
Посмотрел на всё это Ленин посмотрел - и сказал - Толстой, - как "Зеркало русской революции", - конечно, молодец, но путём вот такой "толстовской утопии" мы не пойдём.
И куда пошла Россия - хорошо известно. Толстой хотел, чтобы вышел "ЛЁВИН" - такой, как сам Толстой и его идеалистическая идеология, - а в итоге вышел "ЛЕНИН" - и сказал - плевать на УТОПИЮ, будем мочить всех (кстати - тут можно вспомнить то, как в жизни Ленина был такой же знаковый психологический момент, как и у Толстого (случай с Шабуниным), - когда был казнён его старший брат Александр, - на обеих это произвело впечатление, но выводы каждый сделал диаметрально противоположные, - один - "МОЧИТЬ ВСЕХ" - "ОКО ЗА ОКО" - ИУДИАЗМ (ЛЕВИН), - а другой - "ПРОЩАТЬ ВСЕМ" - "ХРИСТИАНСКОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ" (ЛЁВИН).
Что привело к проблемам Православной России, что были у Николая 2-го (как об этом не раз говорил Сергей Николаевич)?
В т. ч. поклонение Христу как "Богу".
Из чего проистекла другая крайность Толстого?
Из того, что в его восприятии оказалось, что "Любовь есть Бог", разве что в аспекте РАЦИОНАЛИЗМА, где нивелируется ощущение Божественного начала и Божьей воли в происходящем.
Ленин же, с одной стороны, тоже упразднил "Божественное", отмёл толстовскую утопию про "всеобщее человеколюбие", но в других моментах накрутил то же самое, но уже в своём ракурсе - то же поклонение человеческому в рамках идей коммунизма и т. п.
Позднее идеи ТОЛСТОВСТВА стали противостоять НИЦШЕАНСТВУ. Что потом вылилось (но не в виде толстовства, а в виде коммунизма) в мировое противостояние КОММУНИЗМА и ФАШИЗМА.
В Ницшеанстве то, что было в Православии как "ПОКЛОНЕНИЕ ХРИСТУ КАК БОГУ", фактически, было реализовано как "ПОКЛОНЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ - СВЕРХЧЕЛОВЕКУ" - то есть то же самое нарушение 1 и 2 заповедей, но в другой обёртке.
То есть - отвечая на вопрос темы о том, почему Анна Каренина-Облонская бросилась именно под ПОЕЗД?
Анна Каренина - образ России, раздираемой внутренними идеологическими противоречиями.
2000 лет назад изначальное Христианство не смогло удержать противоположности и скатилось в поклонение Христу как Богу. В Православии, в том или ином виде, эта тенденция развилась.
На уровне межличностных отношении эта тенденция воплощалась в тенденции КАРЕНИНА, а на уровне всего общества, в искажённом понимании Христианства, где поклонение Христу как Богу давало рост ИДЕАЛИЗМА и ГОРДЫНИ, поклонения ПРИНЦИПАМ и ИДЕАЛАМ.
Толстой пытался противостоять тенденции, пытаясь выработать антидот. Он начинает писать "Анну Каренину" с изначальным замыслом о том, что она - ЖЕРТВА "семейного насилия" - и НЕ более того. Как НАРОД - "жертва религиозного и государственнического насилия, тирании и угнетения". А Каренин - олицетворение тех программ "ПРИНУЖДЕНИЯ" и др., которые органически не принимал Толстой.
Но почему-то при попытке именно такого подхода к роману у Толстого проходило желание им заниматься и Анна Каренина вдруг из той, которую "жалко", трансформировалась в восприятии Толстого в ту, которую уже и "НЕ жалко".
Не знаю, связаны ли гибели 3-х детей Толстого, его мысли о самоубийстве и отречение от религии с некими мировоззренческими перекосами при написании романа. Возможно, что, с одной стороны, Толстой начинал один вариант, а в итоге приходил к другому.
Важный момент - ситуация со смертью матери Толстого при родах ДЕВОЧКИ. Видимо - помимо прочего - тема повышенного поклонения ЕДИНСТВУ ("человеколюбию"), с другой стороны - ГОРДЫНЯ как непринятие Божьей воли в происходящем.
Не зря этот мотив проявляется во сне Карениной. Но - РЕБЁНОК НЕ ПОГИБАЕТ. В Революции 1917 года "РЕБЁНОК" - очень проблемный, но который ХОЧЕТ ВЫЖИТЬ, - ОТКАЗЫВАЕТСЯ от "программ" своих "родителей" - ОТ РЕЛИГИИ и вместе с тем от "Обожествления Христа" - с водой выплеснув и "Божественность человека", - а с другой стороны - и от "ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ" ("Любовь есть Бог") и прочей утопии "Зеркала русской революции" Толстого.
РОССИЯ - Анна Каренина - в её прежней форме - по сути - ПОГИБЛА - поскольку эти перегибы мировоззрения никак не преодолевались, а "ПОЕЗД" уже шёл ДАВНО - с момента неправильной трактовки Христианства, - но выжил РЕБЁНОК - в форме "СОВЕТСКОГО СОЮЗА" - отказавшийся от мировоззрения родителей, но приобрёвший свои проблемы.
Налицо у Толстого повышенный ИДЕАЛИЗМ. Это видно во всей концепции "Толстовства" - непринятие никаких ограничений и НАСИЛИЯ со стороны государства. Осн. положения толстовства - "непротивление злу насилием", отказ от службы в армии, призыв к неуплате налогов и т. д. и т. п., вегетарианство, нежелание эксплуатировать животных в сельском хозяйстве и др. При этом, Толстой считал, что этим самым он "восстанавливает истинное Христианство". Писал постоянные петиции о недопустимости насилия всем царям - начиная от ... заканчивая Николаем 2-м. Концепция "христианского анархизма".
Важный эпизод из жизни:
Также, периодически возникавшая депрессия, смерть родственников (брата) от туберкулёза и пр.В июле 1866 года Толстой выступил на военно-полевом суде в качестве защитника Василя Шабунина, ротного писаря стоявшего недалеко от Ясной Поляны Московского пехотного полка. Шабунин ударил офицера, который приказал наказать его розгами за нахождение в нетрезвом виде. Толстой доказывал невменяемость Шабунина, но суд признал его виновным и приговорил к смертной казни. Шабунин был расстрелян. Этот эпизод произвёл большое впечатление на Толстого, так как он в этом страшном явлении видел беспощадную силу, которую представляло собою государство, основанное на насилии[40]. По этому поводу он писал своему другу публицисту П. И. Бирюкову:
«Случай этот имел на всю мою жизнь гораздо более влияния, чем все кажущиеся более важными события жизни: потеря или поправление состояния, успехи или неуспехи в литературе, даже потеря близких людей»[41].
Налицо, по ДК, с одной стороны, ГОРДЫНЯ в аспекте темы ИДЕАЛОВ - "недопустимость насилия" во всех её формах, с другой стороны - тема РЕВНОСТИ в аспекте поклонения ЕДИНСТВУ где никакое насилие "есть недопустимым". То есть гордыня здесь идёт в аспекте, фактически, НЕПРИНЯТИЯ БОЖЬЕЙ ВОЛИ, восприятия мира как "НЕСПРАВЕДЛИВО УСТРОЕННОГО".
Но с другой стороны, такой внутренний настрой Толстого также был чем-то обусловлен, какими-то проблемами в обществе.
В Православной России - на примере диагностики того же Николая 2-го, видна сильнейшая (17-кратная) зацепка за ИДЕАЛЫ, но уже не в аспекте "НЕНАСИЛИЯ", а в аспекте ДУХОВНОСТИ, ПРИНЦИПИАЛЬНОСТИ и т. п.
То есть у России шла тема, аналогичная теме фильма "Левиафан".
Против этой "левиафановской" темы и пытался протестовать Толстой.
Но в итоге одна крайность тех перегибов, что были в мировоззрении Православной России, в идеологии Толстого перешли в диаметрально противоположную крайность - поклонение человеческому и НЕВИДЕНИЕ БОЖЬЕЙ ВОЛИ в каких-то аспектах бытия, в т. ч. связанных с т. н. "НАСИЛИЕМ" и "ПРИНУЖДЕНИЕМ". Толстой пытался построить УТОПИЮ.
Наиболее ярко этот аспект проявлен в т. н. "ЗЕЛЁНОЙ ПАЛОЧКЕ" - https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%97% ... 0%BA%D0%B0
- напомним, этот тот брат, что умер от туберкулёза.Старший брат Льва Толстого, Николай Толстой, играя с другими детьми, рассказал, что вырезал на зелёной палочке секрет всеобщего счастья и закопал на краю оврага, сказав, что откроет секрет вырезанного на палочке тому, кто не споткнувшись пройдёт по щели в половицах, простоит в углу, не думая о белом медведе, и в течение года не увидит зайца. Толстой писал: «Помню, как я становился в угол и старался, но никак не мог не думать о белом медведе»[1].
...
Поскольку церковная служба в соответствии с завещанием Толстого и в связи с известным конфликтом отсутствовала, именно рассказ о зелёной палочке заменил речь священника.
Кроме того, в восприятии ХРИСТИАНСТВА Толстой исповедует РАЦИОНАЛИЗМ - минимум БОЖЕСТВЕННОГО, максимум ПОКЛОНЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ("ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ").
То есть - с одной стороны, в России укоренился жуткий ИДЕАЛИЗМ по модели, что был у Николая 2-го, с другой стороны, Толстой, ощущая гибельность тенденции, пытается найти противоядие. Но его "противоядие" - "Зелёная палочка" - из нормированного варианта переходит в свою КРАЙНОСТНУЮ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ.
По сути, то, что проповедовал Толстой, во многих аспектах потом махровым цветом разрастётся в мировоззрении ЗАПАДНОЙ цивилизации - где идёт тотальный протест против ЛЮБОГО "УГНЕТЕНИЯ" - это и феминизм, и ЛГБТ, и "что хочу то и ворочу" в плане абортов, и ювенальная юстиция и прочее и прочее. Наверное, не зря потомки Толстого преимущественно живут на Западе (куда эмигрировали).
Когда Церковь отлучила Толстого от себя (1901), тогда в рос. обществе произошёл глубокий идейный РАСКОЛ - по сути, это была первая ласточка раскола Революции 1917 года. А Толстой пользовался большим авторитетом.
Посмотрел на всё это Ленин посмотрел - и сказал - Толстой, - как "Зеркало русской революции", - конечно, молодец, но путём вот такой "толстовской утопии" мы не пойдём.
И куда пошла Россия - хорошо известно. Толстой хотел, чтобы вышел "ЛЁВИН" - такой, как сам Толстой и его идеалистическая идеология, - а в итоге вышел "ЛЕНИН" - и сказал - плевать на УТОПИЮ, будем мочить всех (кстати - тут можно вспомнить то, как в жизни Ленина был такой же знаковый психологический момент, как и у Толстого (случай с Шабуниным), - когда был казнён его старший брат Александр, - на обеих это произвело впечатление, но выводы каждый сделал диаметрально противоположные, - один - "МОЧИТЬ ВСЕХ" - "ОКО ЗА ОКО" - ИУДИАЗМ (ЛЕВИН), - а другой - "ПРОЩАТЬ ВСЕМ" - "ХРИСТИАНСКОЕ ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ" (ЛЁВИН).
Что привело к проблемам Православной России, что были у Николая 2-го (как об этом не раз говорил Сергей Николаевич)?
В т. ч. поклонение Христу как "Богу".
Из чего проистекла другая крайность Толстого?
Из того, что в его восприятии оказалось, что "Любовь есть Бог", разве что в аспекте РАЦИОНАЛИЗМА, где нивелируется ощущение Божественного начала и Божьей воли в происходящем.
Ленин же, с одной стороны, тоже упразднил "Божественное", отмёл толстовскую утопию про "всеобщее человеколюбие", но в других моментах накрутил то же самое, но уже в своём ракурсе - то же поклонение человеческому в рамках идей коммунизма и т. п.
Позднее идеи ТОЛСТОВСТВА стали противостоять НИЦШЕАНСТВУ. Что потом вылилось (но не в виде толстовства, а в виде коммунизма) в мировое противостояние КОММУНИЗМА и ФАШИЗМА.
В Ницшеанстве то, что было в Православии как "ПОКЛОНЕНИЕ ХРИСТУ КАК БОГУ", фактически, было реализовано как "ПОКЛОНЕНИЕ САМОМУ СЕБЕ - СВЕРХЧЕЛОВЕКУ" - то есть то же самое нарушение 1 и 2 заповедей, но в другой обёртке.
То есть - отвечая на вопрос темы о том, почему Анна Каренина-Облонская бросилась именно под ПОЕЗД?
Анна Каренина - образ России, раздираемой внутренними идеологическими противоречиями.
2000 лет назад изначальное Христианство не смогло удержать противоположности и скатилось в поклонение Христу как Богу. В Православии, в том или ином виде, эта тенденция развилась.
На уровне межличностных отношении эта тенденция воплощалась в тенденции КАРЕНИНА, а на уровне всего общества, в искажённом понимании Христианства, где поклонение Христу как Богу давало рост ИДЕАЛИЗМА и ГОРДЫНИ, поклонения ПРИНЦИПАМ и ИДЕАЛАМ.
Толстой пытался противостоять тенденции, пытаясь выработать антидот. Он начинает писать "Анну Каренину" с изначальным замыслом о том, что она - ЖЕРТВА "семейного насилия" - и НЕ более того. Как НАРОД - "жертва религиозного и государственнического насилия, тирании и угнетения". А Каренин - олицетворение тех программ "ПРИНУЖДЕНИЯ" и др., которые органически не принимал Толстой.
Но почему-то при попытке именно такого подхода к роману у Толстого проходило желание им заниматься и Анна Каренина вдруг из той, которую "жалко", трансформировалась в восприятии Толстого в ту, которую уже и "НЕ жалко".
Не знаю, связаны ли гибели 3-х детей Толстого, его мысли о самоубийстве и отречение от религии с некими мировоззренческими перекосами при написании романа. Возможно, что, с одной стороны, Толстой начинал один вариант, а в итоге приходил к другому.
Важный момент - ситуация со смертью матери Толстого при родах ДЕВОЧКИ. Видимо - помимо прочего - тема повышенного поклонения ЕДИНСТВУ ("человеколюбию"), с другой стороны - ГОРДЫНЯ как непринятие Божьей воли в происходящем.
Не зря этот мотив проявляется во сне Карениной. Но - РЕБЁНОК НЕ ПОГИБАЕТ. В Революции 1917 года "РЕБЁНОК" - очень проблемный, но который ХОЧЕТ ВЫЖИТЬ, - ОТКАЗЫВАЕТСЯ от "программ" своих "родителей" - ОТ РЕЛИГИИ и вместе с тем от "Обожествления Христа" - с водой выплеснув и "Божественность человека", - а с другой стороны - и от "ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЯ" ("Любовь есть Бог") и прочей утопии "Зеркала русской революции" Толстого.
РОССИЯ - Анна Каренина - в её прежней форме - по сути - ПОГИБЛА - поскольку эти перегибы мировоззрения никак не преодолевались, а "ПОЕЗД" уже шёл ДАВНО - с момента неправильной трактовки Христианства, - но выжил РЕБЁНОК - в форме "СОВЕТСКОГО СОЮЗА" - отказавшийся от мировоззрения родителей, но приобрёвший свои проблемы.