Православный человек верует в загробный мир, посмертное воздаяние и искупительную миссию Иисуса Христа, открывшего возможность для спасения человечества, на котором лежит печать первородного греха. В то, что Иисус Христос является Сыном Божиим. А также в телесное воскресение, вознесение и предстоящее второе пришествие Иисуса Христа, всеобщее воскресение и "жизнь будущего века".
Церковь для православного верующего исполняет роль посредника между Богом и людьми.
Мировоззрение православного основывается на Евангельских истинах, которыми он руководствуется во всех сферах жизни. Это - любовь к Богу, как самое важное и первостепенное, и любовь к ближнему такая же, как и к себе самому. Это стремление быть таким, каким учил быть Иисус Христос - солью земли и светом мира: делать добрые дела, чтобы люди видели их и прославляли Отца Небесного; не просто не нарушать заповедей, но и чтобы войти в Царствие Небесное "превосходить в праведности" книжников и фарисеев; не только не убивать - но и не гневаться на ближнего напрасно; не только не прелюбодействовать - но даже не смотреть на женщину с вожделением; не поддаваться соблазнам; не только не нарушать клятву и исполнять её - но вовсе не клясться, ни небом, ни землёй, ни своей головой, поскольку всё это принадлежит Богу, а говорить да-да, нет-нет и не больше; не мстить; не отвечать злом на злое, но быть готовым отдать вдвое больше, чем нанесённая обида; любить не только своего ближнего, но и врага; отвечать благословлением на проклятие и добродушием на ненависть и оскорбление; быть детьми своего Небесного Отца, похожими на Него - так как Он повелевает солнцу светить и злым, и добрым, посылает дождь и праведным, и неправедным; быть совершенными, как совершен Отец Небесный; не хвалиться милостыней; не молиться напоказ; прощать людям их согрешения; не делать унылый вид перед людьми во время поста, а являться постящимся перед Отцом, который втайне; не накапливать сокровища на земле, а собирать их на небе; не переживать и не беспокоиться о будущем - а беспокоиться о поиске Царствия Божия и правды Его; не судить; исправлять прежде свои недостатки; не давать святыни тем, кто к этому не готов; иметь активную жизненную позицию перед Богом - просить, искать, стучать и дано будет; поступать с людьми так, как хочешь, чтобы с тобой поступали; опасаться лжепророков и судить о них по плодам их; исполнять волю Отца Небесного и не делать беззакония; и т.д.
Это стремление быть в высшей степени счастливым и угодным Богу, что отражено в так называемых девяти заповедях блаженства: блаженны нищие духом (в православии этот образ сложился, как образ смиренного, не считающего себя лучше других человека, т.е. человека с невысокой гордыней); плачущие; кроткие (спокойные духом, смиренные); алчущие и жаждущие правды; милостивые; чистые сердцем; миротворцы (в другом переводе - смиряющиеся); изгнанные за правду; несправедливо обвиняемые за Христа и его учение.
Такие удостаиваются Царства Небесного, утешаются, наследуют землю, "насыщаются", будут помилованы, узрят Бога, будут названы сынами Божиими, имеют награду на небесах.
В случаях, когда православному верующему непонятны какие-то мировоззренческие моменты, он обращается за разьяснением к авторитету Церкви - к трудам святых отцов или к священнику. В Православии человек опирается в своей картине мира не только на информацию, изложенную в Новом Завете - большое значение имеет опыт предыдущих поколений верующих: святых, старцев, подвижников, оставивших после себя размышления и объяснения, основанные на их личном опыте.
общая модель поведения в обществе:
Строгое разделение на служителей религии, монахов и мирян. Монахи-подвижники молятся за всех, а значит, на них лежит большая ответственность - и к ним более высокие требования в плане соблюдения заповедей и религиозных правил.
Все верующие - это большая семья, и в эту семью всех объединяет Православная Церковь. Но, православные стараются помогать всем людям, руководствуясь мыслью, что "все мы братья и сёстры", а также заповедью - "возлюби ближнего твоего, как самого себя". Часто можно услышать, как православные рекомендуют своим знакомым ходить в церковь, молиться, участвовать в таинствах, вести праведный образ жизни. Однако, их вмешательство в общественную жизнь невелико, то есть во многом православная община сама по себе, а остальное общество - само по себе, и часто даже когда Церковь пытается что-то изменить к лучшему, в соответствии с заповедями и нравственностью, общество и государство не всегда к этому прислушиваются.
стиль поведения по отношению к семье, к религиозной общине:
По отношению к семье и к религиозной общине - а в Православии эти понятия тесно связаны - верующий старается вести себя также в соответствии с православным мировоззрением - с уважением к старшим, взаимной помощью и поддержкой, соблюдением нравственных норм. У верующих часто многодетные семьи, берут и приёмных детей на воспитание, жёны слушаются мужей, а младшие - старших.
Чётко определены функции женщины: воспитание детей, послушание мужу, забота о детях и их защита, а также защита всех нижестоящих перед главой семьи и т.д.
Воспитание девочек в русской православной семье - воспитание будущей мамы.
Воспитание мальчика в христианской культуре - это в первую очередь формирование будущего отца, несущего ответственность за семью.
Отец одновременно является кормильцем, носителем власти, а также наставником и примером для подражания.
Православные богословы подчеркивали значение трех основных отношений в семье: отношения власти, отношения ответственности (в том числе за воспитание детей) и отношения любви.
Мать, с точки зрения православной этики, является транслятором, передатчиком воспитательной воли отца, главным посредником между отцом (воплощающим волю небесную) и детьми.
отношение к обрядам, святыням:
Широко распространено поклонение святым мощам, иконам, реликвиям, связанным с жизнью и миссией Иисуса Христа - отношение трепетное и благоговейное; ожидание от молитв около святыни чуда или чудесного исцеления (что периодически и происходит).
Для посещения святых мест нет каких-то особых канонов, это происходит по желанию.
Обряды в Православии - это таинства, внутренняя суть которых представляет собой снисхождение благодати Божьей на человека. Обряды делятся на простые, повседневные (самым простым обядом является крестное знамение, совершающееся в воспоминание страданий Христа) - такие, как освящение жилища, продуктов; ежедневные богослужения и пр., и символические, праздничные - такие, как обряд крещения, символизирующий духовное рождение; причащение; покаяние; обряд венчания; обряд отпевания...
отношение к другим религиям:
Предвзятое, потому что считается, что спасение может быть обретено лишь в Церкви Христовой. Если картина мира отличается от общепринятой православной - она чаще всего отвергается. То есть, есть ощущение своей правоты перед другими верованиями.
Принятие факта реинкарнации, например, с точки зрения православных, подталкивает человека к тому, чтобы не выполнять обременительные религиозные правила.
Также православные единодушно отвергают догмат о непогрешимости папы в вопросах вероучения и его притязания на главенство над всеми христианами.
В православии существуют две точки зрения на католиков.
Первая считает католиков еретиками, исказившими Никео-Константинопольский символ веры (путём добавления).
Вторая - схизматиками (раскольниками), отколовшимися от Единой Соборной Апостольской Церкви.
образ жизни:
Большое значение придается праздникам и постам.
Нужно молиться, по возможности ходить в церковь на службы, причащаться, каяться и скорбеть о грехах, не нарушать заповеди и правила православной жизни, встречаться с батюшкой, разговаривать с ним, т.к. священник - это связь с Богом, которая была заповедана и установлена Иисусом Христом.
Верующая женщина не носит брюк.
Нельзя читать некоторые книги и смотреть нерекомендованные Церковью фильмы.
Считается правильным во многом себя ущемлять, терпеть какие-нибудь лишения, жить скромно, ни на что не жаловаться. А также совершать добрые поступки и помогать людям.
Цель такого поведения - спасение души после смерти путём попадания в рай, обретение Царствия Небесного.
Значительную часть жизни занимает борьба со своими грехами, которая начинается с осознания себя грешным, видения в себе тех черт характера, которые необходимо искоренять.
К этим чертам характера относятся:
Празднословие, непокорство, гордость, немилосердие, зависть, гнев, оклеветание, невнимание, нерадение о своём спасении, небрежение, беспечность, дерзость, раздражительность, уныние, воздаяние зла на зло, ожесточение, преслушание, роптание, самооправдание, прекословие, своеволие, укорение, злоречие, ложь, соблазн, самолюбие, честолюбие, чревоугодие, излишество в пище и питии, тщеславие, леность, принятие нечистых помыслов, многостяжание, нечистое воззрение, опущение службы Божией по лености и небрежению, рассеянность на молитве церковной и домашней и т.д.