Сообщение Neonila » 02 июн 2016, 16:17
Спасибо Сергею Николаевичу за задание, спасибо всем участникам этой темы. Это просто катарсис какой-то, этот Солярис.
Никогда-никогда ни о чем не жалейте…
Пусть другой гениально играет на флейте
Но ещё гениальнее слушали вы.
Мне подумалось, что Солярис – это Библия, это картина Божьего мироздания, это и есть Троица. Андрей Рублёв – это путь человека к Богу. А Сталкер – это путь от Бога, путь в ад. Три этих фильма также есть Троица.
В Солярисе, на станции бардак и «мерзость запустения» и это более всего напоминает вот что – жилище тяжело больного человека, у которого нет сил, нет энергии на внешний мир… когда болеет и чистится его душа… Ничто не важно и нет энергии - это примета приближения Царствия небесного. Христос дал ориентир: «когда увидите мерзость запустения, стоящую на святом месте...». Хотя речь шла об идолопоклонстве, которое установится.
С другой стороны, станция на Солярисе – это по сути церковь, которая должна исследовать Божье мироустройство. Но один священник стреляется, другой становится моральным уродом, третьи просто малодушны и опустошены (чем не образ католичества, протестантства и православия). А учёные готовы устранить станцию, ибо она антинаучные вещи говорит, ниспровергая их картину мира и авторитет. А Бертон, честно свидетельствующий о происходящем – «мученик за веру», не зря у него глаза как на иконах у Богородицы… И вот, мерзость запустения на станции Солярис, как в церкви последних дней. А далее – потеря старого мира и рождение нового силой мысли и энергией Бога.
Вот что важно – главный герой вовсе не свят изначально – он обычный человек, бухгалтер от психологии, но становится Христосом или святым, совершая ряд ошибок, убийство, предательство. То есть это фильм о том, что Христом может стать каждый, каждый может раскрыть Божественное в себе, самый несовершенный человек. Кельвин и его жена становятся богами – они парят в воздухе в библиотеке.
Мы сможем любить людей только тогда, когда уподобимся Богу, обретём Бога в себе. Люди для нас станут детьми, нашими творениями. Мы сами станем Богами, и дети наши станут Богами, и смогут жить без нас, не привязываясь. Их уход от нас будет радостью, просветлением с нотами грусти. Герой становится Богом для своего создания, своей жены. Бог дарит ему такую возможность. Не сразу он учится ощущать себя Богом, медленно, в потении, в мучениях обретает в себе Бога. И одновременно порождение его обретает Бога и становится самостоятельным.
Но почему не все это могут? Почему у старожил станции не получается уподобиться Богу? Мы видим здесь и модель изменения, и того что изменению мешает. Все трое станционных старожилы разные, но причина, видимо, одна. То есть здесь можно найти первопричину ухода от Бога. Все трое прячут свой стыд по комнатам, и только Кельвин обнажает его. Стыд против искренности. Стыд – вот что главное. Есть стыд, но нет принятия себя и покаяния. Нет Богообщения. Они прячут свои грехи. Главный герой не бесстыден, он тоже сначала стыдится и потому убивает первый клон жены. Но потом понимает, что любовь сильнее. Признать своё несовершенство и признать свою божественность – оказывается … равнозначным действием. Признавая свои грехи уподобляешься Богу… Как бы выходишь из своей человеческой оболочки, отвергаешь её, и смотришь на себя глазами души. Ого! Если вспомнить Ветхий Завет – стыд упоминается как последствие грехопадения человека. Значит, в этом фильме дан рецепт преодоления первородного греха? Стыд – это диагноз, или симптом грехопадения. Но почему говорят, что совесть – голос Бога в человеке. Для меня стыд и совесть – почти одно и то же. Значит, не одно? Ведь иногда совесть заставляет нас идти наперекор стыду. Стыд подобен страху. И ещё говорят «стыд и срам». Стыд – это инстинкт самосохранения. Вот Бертон, свидетельствующий вначале фильма обо всем происходящем на Солярисе идёт против стыда… но поступает по совести. Иисус Христос выступает против нравственности, когда защищает блудницу, но взывает к совести.
Наверное, дело не в том, насколько оказались безобразны грехи и порождения старожилов станции на Солярисе, а в том, как они к этому явлению относились. Ну, пусть карлик родился у Сарториуса, но и карлики могут быть прекрасны – вспомним Данилу Плужникова из Голоса. А доктор продолжает выбраковывать уродов… Ну и пусть какая-то набоковщина случилась у Гиборяна… Но вспомним фильм «Олдбой» и простим свои грехи, мы их совершили вынуждено, в слепоте душевной и в незнании своем. Кого же прячет скромняга Снаут – вообще не понятно, он просто поддаётся общей истерии и модели стыда. Не напоминает ли это нашу религиозную модель «о вечном грешнике», где наша грешность ставится во главу угла и отвергает идею сыновства Божьего.
Мы сможем познать и полюбить Бога, только тогда, когда сами станем Богом, то есть ощутим Его в себе, увидим в себе черты Бога. Тогда мы научимся и жертвовать, и любить. Когда Сергей Николаевич говорит, что вера начинается с жертвы, возможно, это означает, что надо уподобиться Богу, ибо он жертвенный, жертвующий (как родитель жертвует нам).
Эта картина говорит нам о том, что Бог и царствие Божие гораздо ближе к нам, чем мы думаем. Вот обычные люди, обычные ситуации, а оказывается, что это и сотворение мира, и мессианство… Этот фильм показывает как будничны, как обычны Божественные проявления. Вот человек в обычной одежде, такой же, как мы – и Христос, а океан – эманация Бога… Ого!
Посыл энцефалограммы на Солярис - это молитва, это общение с Богом, это беседа, доверие Богу своих мыслей.
Гениально сказали участники этой темы: этот фильм – большое НИЧТО и одновременно ВСЁ. Не случайно рядом оказалось упомянуто Дао-Дэ-Цзинь, где говорится, что «Дао выглядит подобно пустоте, но оно всемогуще» (4). «Великое Царство Дао (Обитель Творца) находится как бы за устьем реки, за её низовьем. Океан – ниже всех рек, и потому все реки текут в Него. Океан пребывает в покое и в терпении. Он – ожидает подходящих к Нему и проникающих в Него» (61).
Фильм о том, что вселенная иллюзорна, метафорична, голографична и Божественна по сути. Фильм об устройстве Божьего мира, картина мира, портрет мира. Тарковский – посланник Божий, частица второго пришествия…
Кто может видеть вселенную со стороны и целиком? Только Бог. Так что фильм этот показан как бы глазами Бога, который в каждом из нас. Фильм раскрывает нашу Божественность, фильм для души, для Бога внутри нас. Вот в этом и есть особенность творческого почерка Тарковского…
Итак, чему я научилась? Стыд загоняет нас в угол, как и все наши страхи. Вот я боюсь, что выйду на новую работу и разочарую людей, которые не сповадились уточнить объем моих навыков. Боюсь подвести людей, боюсь разочаровать их. И в то же время, вместо того чтобы учить книги я смотрю и разбираю фильмы Тарковского… И мне уже почти всё равно.