Сообщение ЭСЭН » 01 фев 2017, 08:48
В чувствах высшего порядка мы неизменно обнаруживаем элементы дефицита информации. Как часто человек, испытывая удовольствие или неудовольствие от восприятия произведения искусства, не в состоянии объяснить, что именно привлекает или отталкивает его в данной картине или в музыке.
Эмоционально окрашенное отношение не только возмещает невозможность полного логического анализа, но в известной мере ослабляется этим анализом. "Анализ убивает наслаждение", - проницательно заметил И. М. Сеченов. "В искусстве важнее не знать, а догадываться", - а это уже Мейерхольд. В настоящей поэзии всегда есть нечто, трудно переводимое с языка образов на язык логики.
Наслаждение, удовольствие, ощущение комфорта, неудовольствие, отвращение, страдание не являются эмоциями в полном смысле этого слова. Они существенно отличаются от таких состояний, как радость, страх или гнев.
В случаях удовольствия, отвращения или комфорта мы имеем дело с контактным взаимодействием, где ответная реакция организма (продлить или прервать?) определяется только ОЦЕНКОЙ самого действующего фактора, а не всей совокупностью условий, в которой происходит взаимодействие.
Невозможность учёта всех вариаций обстановки, в которой предстоит действовать живому существу, потребовала наличия "внутренних маяков", направляющих биологически целесообразное поведение.
Для того чтобы получить наслаждение, надо сначала овладеть его источником. Необходимы дистанционные действия овладения, избегания или борьбы, причём запас сведений для организации этих действий может оказаться недостаточным. Вот здесь-то мы и встречаемся с эмоцией.
"Процессы установки стереотипа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрицательные чувства", - такой вывод сделал И.П. Павлов.
Итак, эмоция возникает при недостатке информации, необходимой для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, она обеспечивает продолжение действий, способствует поиску новой информации и тем самым повышает надежность живой системы.
Приспособительную роль эмоций хорошо показал И. П. Павлов. Он создал учение о динамическом стереотипе - устойчивой системе ответных реакций человека, соответствующей определенной комбинации внешних сигналов. Осуществление очень сложного, но знакомого стереотипа действий не сопровождается теми характерными сдвигами дыхания и сердечно-сосудистой системы, которые позволяют говорить об эмоциональном напряжении. Человек с выработанным динамическим стереотипом представляет систему, располагающую достаточно ПОЛНОЙ информацией о том, когда, что и как следует делать.
Эмоция возникает каждый раз, когда удовлетворения потребности не происходит. То есть, когда действия не достигают цели.
Вспомним старика Канта, который говорил: "В каждом знании столько истины, сколько в нём математики".
Известный исследователь эмоционального мозга П. В. Симонов, предложил следующее. Эмоции, потребность и информированность связаны формулой: Э = П (Н - С),
где Э - эмоция;
П - потребность (побуждение);
Н - полная информация, необходимая для организации действий по удовлетворению потребности;
С - информация, которая имеется в наличии (существующая на данный момент) и может быть использована для достижения цели.
Из этой формулы получаем 4 следствия.
1. Э=0 при П=0. Эмоция не возникает в отсутствии потребности и исчезает при её удовлетворении.
2. Э=0 при Н=С. Эмоция не возникает у вполне информированной системы даже при большой потребности. Таким образом, эмоцию нельзя связывать только с фактом потребности, она существует только в системе "потребность - действие - удовлетворение". Пример? - Павловский динамический стереотип, при котором нет эмоционального напряжения.
3. Эмоция максимальна, если С=0. Человек тем эмоциональнее, чем менее он информирован.
4. При С > Н эмоция меняет свой знак. Поскольку в формуле мы рассматриваем потребность как побуждение (отрицательное в биологическом смысле для организма) , случай С больше Н должен приводить к возникновению положительной эмоции. Что мы и имеем, когда принимаем тот факт, что "на всё и во всём Воля Бога", что "мы все едины с Богом Проявленным и Непроявленным", и что "мы за всё благодарим". Это и есть рецепт постоянного счастья, радости, которые не зависят от ситуаций, условий и обстоятельств.
Как быть с оценкой потребностей, сформированных условиями воспитания, с информацией, необходимой для осуществления сложных, ответственных действий человека?
Опять же по этой формуле. Если замерить эмоцию по физиологическим сдвигам параметров кардиореспираторной системы, а для оценки дефицита сведений используем достижения теории информации, то величину потребности можно рассчитать математически, то есть П = Э : (Н - С).
Можем сделать следующие выводы. Эмоция представляет собой компенсаторный механизм, восполняющий дефицит информации, необходимой для достижения цели (удовлетворения потребности). Это раз. И чтобы не "улетать" в эмоции (раздражительности, злобы, ненависти, гнева, ярости, тревоги, страха, недовольства, уныния…) необходимо напоминать себе ежедневно и как можно чаще основные законы Вселенной и законы развития души. То есть, повторять молитву. Которая не просьба и мольба, а скорее торжественное обещание.
Возрастание количества информации "С" означает повышение вероятности достижения цели благодаря получению сведений. Накопление сведений происходит в процессе познания. Изучайте Святые Писания и ДК. Это два.
Приведенное определение эмоции обладает тремя положительными свойствами:
Отражает физиологическую сущность явления;
Показывает связь эмоции с потребностью и действием, равно как и различие между ними;
Оказывается универсальным для любого из известных нам эмоциональных состояний.
Примеры.
Ярость компенсирует недостаток знаний и умений для организации борьбы.
Страх возникает при недостатке информации, требующейся для организации успешной защиты. Отсюда - бегство или ступор.
Испуг (не путать со страхом, так как страх возникает до угрожающего воздействия, а испуг следует за воздействием) - это внезапный дефицит сведений об источнике и размерах неожиданной угрозы.
Горе - острейшая недостаточность информации о какой бы то ни было возможности восполнения потери.
Повседневный опыт показывает, что мы прибегаем к эмоциональным средствам воздействия (например, при эмоциональной речи) чаще всего при известной нехватке строго логических доводов или в обстановке, когда для изложения доводов нет времени.
Эмоциональность детей и подростков объясняется не "свежестью чувств", а недостатком жизненного опыта, хронической "недоинформированностью" относительно происходящих вокруг событий и возможности удовлетворения своих формирующихся потребностей.
Почему кора головного мозга преимущественно тормозит нервный аппарат эмоций?
Почему эмоциональные центры преимущественно возбуждают высшие отделы мозга?
В каких случаях кора оказывает сдерживающее, а в каких - стимулирующее влияние на подкорковые центры?
Ответы просты, если учесть, что кора у человека - это основное "хранилище" прагматического опыта, а центры эмоций сосредоточены в подкорке.
Тревога удерживает человека от опрометчивых поступков при самых отдаленных и слабых признаках опасности.
Воодушевление и энтузиазм позволяют достигнуть результатов, которых не в состоянии предвидеть трезвый расчёт.
"Мы можем ровно столько, сколько знаем", - писал Ф. Бэкон. Можно это дополнить так: "мы можем столько, сколько знаем, плюс то, что даёт нам эмоциональное напряжение". В некоторых случаях логический расчёт, ослабляя степень эмоциональной мобилизации, способен затруднить достижение цели. Тут уместно вспомнить Наполеона: "сначала ввяжемся - потом разберемся".
Эмоции очень нужны для разгадки тайн природы и общества. "Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого поиска истины", - В.И. Ульянов (Ленин).
Благодарю...
"Благословенны миротворцы, ибо такие Сынами Бога нарекутся..."