Оганесян Карен Акопович писал(а):
А Христос говорил "Бог есть Дух", потому что это говорил 2000 лет назад и в т.ч. простым рыбакам.
Чтобы они поняли, что Бог не истукан, что Творец не осязаем, Его нельзя видеть физически, Творца можно только чувствовать Душой.
А для этого в то время ( даже сейчас для большинства людей) самое подходящее слово, чтобы они поняли эту истину, суть, было и есть "Дух", то есть невидимый...
Во-первых, у иудеев не было изображений Бога, ни на досках, ни в виде скульптур.
Во-вторых, здесь есть схожесть невидимости духа (как воздуха, выходящего из человека),
так и мысли (которая скрыта до поры до времени).
Но на основании похожести нельзя делать вывод о тождественности духа и мысли (ума, сознания).
Немного об исихазме.
В начале 14 века в Византию переселился калабрийский монах Варлаам,
который стал распространять там учение Абеляра о том, что истина только тогда истинна,
когда она доказывается исключительно из начала разума.
Григорий Палама и его сподвижники учили и доказывали самою жизнью,
что не путём философских рассуждений, но постоянным очищением души,
совершенным безмолвием чувств и помыслов, непрестанным упражнением в Богомыслии
и молитве умной человек может достигнуть озарения свыше.
Но он может зреть не сущность Бога, которая, обитая в "свете неприступном",
недоступна для нашего ограниченного тварного естества.
А вот проявление Бога открывается безмолствующим в образе света,
который можно иногда видеть и телесными очами.
Исихазм - это подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием.
В позднюю византийскую эпоху исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши,
священному покою, внутреннему духовному сосредоточению, непрестанной "умной молитве".
Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством,
зрением небесного света, несотворенного, подобного свету, озарившего Иисуса на Фаворской горе.
Значительно раньше ХI века блаженная Феодора поучала:
"успокоение от забот, молчание и сокровенное парение ума порождает страх Божий и целомудрие.
Сокровенное парение ума есть непрестанная молитва: Г. И. Х. С. Б. помоги мне"
Подлинный родоначальник афонских исихастов Симеон Новый Богослов (умер в 1022 г.) ясно показал,
что высшая цель подвигов есть лицезрение Божественного света.
Главное жизненное назначение человека - нравственное просветление путём вхождения внутрь себя
и духовного сосредоточения.
Во время обсуждения исихазма при Григории Паламе всплыл вопрос
о способе физическом для
сосредоточения и усиления внимания, который применялся подвижниками во время молитвы.
Практиковался он с древнейших времен и передавался изустно.
Вот в чём состоит учение исихастов:
1. В Боге надо отличать сущность Его от Его проявлений (энергий).
2. Энергия Бога нетварна, как и Его сущность.
3. Различие между сущностью и проявлением Бога не вносит в понятие Бога сложности.
4. Слово "Бог" прилагается отцами церкви не только к существу Бога, но и к Его энергиям.
5. По учению отцов сущность выше своего проявления, как причина выше следствия.
6. Сущность Бога трансцендентна тварному миру (она вне мира), а потому недоступна для познания
человеку, который может познавать Бога только в Его проявлениях -
в Его благодати, силе, любви, мудрости и т.д.
Благодарю...