Вспомнилось в связи с публикацией на сайте в разделе "интересное" о Серафиме Саровском
http://lazarev.org/ru/interesting/full_ ... ficirovan/
Знаете ли, кто благословил Серафима и наставил на великий подвиг спасения души?
– Затворник, старец Досифей. А точнее монахиня, урожденная Дарья Тяпкина,
скрывшаяся под мужским обличьем в Китаевской пустыньке под Киевом.
С детства она была приучена к бережливости и труду, к воздержанию и порядку, вставать засветло и ложиться поздно.
Ни мяса, ни яиц, ни молока совсем не употребляла. Дарья была смиренна и незлобива: кроткая поступь, кроткое сиденье,
кроткий взгляд, кроткое слово. Со всеми была одинаково ровна, никому не противоречила, и никого не оскорбляла ни словом,
ни делом, ни взглядом своим. Постелью служила ей узкая доска, а изголовьем - мешок, набитый сеном.
Чем менее душа прилепляется к земному, тем выше она взлетает. Ибо, кто живет в мiре, тому трудно достигнуть
умиротворения помыслов, так как он видит пред собою много зла, которое, оставаясь в памяти,
непрестанно теснится и производит в мыслях большое замешательство.
Поселившись в пещере, ею самою выкопанной на горе Китай под Киевом, питалась Дарья только хлебом да водою.
В Великий пост затворялась в пещере наглухо и выходила только по ночам, чтобы насобирать мху и корней,
которые ей служили пищей. Не вещественным огнем она согревалась, а постоянно согревала себя теплотою духовною
от воспламенявшейся в сердце молитвы. И никогда не зажигала в пещере огня.
Мы, укрываясь от глаз человеческих темнотою ночи, думаем, что нас не замечает никто.
А Бог? Бог и человеческая совесть суть свидетели всякого рода мыслей и дел.
Видимо сознавая это, для неё было всё равно: горит ли огонь или нет.
Вот как наставлял прихожан старец Досифей:
«Не говори о пище, жилище и других маловажных вещах, а с осторожностью и трепетом проходи житие свое.
Как райскую птичку береги Дух Божий, чтобы не улетел. Улетит - не поймаешь.
А для сего затвори двери своей келии, собери мысли и свяжи чувства вниманием.
Утехи минутны, а добродетель безсмертна. Коли обладаешь разумом - выбирай любое...
Утехи всех сортов удаляют человека от Царствия Божия. Ибо душа, порабощенная земными благами,
не будет причастницею вечного блаженства. Кто же стяжал Единого Бога, только тот и бывает несказанно богат,
хотя земных благ и не имел совсем...
Размысли - что такое Бог, и что ты перед Ним? Сколько благ соделал Он для тебя и сколько делает?
Для чего живешь на земле и до чего доживешь в будущем? И когда углубишься, то у тебя родится готовность исполнять волю Его неуклонно...
Как с дерева сначала обрывают листья, отсекают ветви и сучья и отрубают ствол до корня,
так и ты отсеки от себя всякие похоти и не позволяй исходить из сердца злым помыслам.
А как это лучше сделать, укажет тебе твой разум и рассуждение. Ибо рассуждение для человека -
это садовничий нож, который одни ветви отсекает, другие прививает. Если же немощь берет своё и колеблет дух твой - не поддавайся...
Не поблажай себе. Знай, что это самосожаление и есть самый льстивый и опасный враг наш.
Одно послабление поведет к другому, дело спасения ослабнет и ревность о Боге, о Духе Святом охладеет.
А там что? - Омрачение разума, грех и падение...
Если все же найдет искушение - не унывай, а мужественно старайся исправить себя...»
К моменту встречи 16-летнего Прохора Мошнина, принявшего при постриге имя Серафим,
старец Досифей прожил в затворе 26 лет. Вот его напутствие юноше:
«Гряди, чадо, в Саров и пребудь там. Место сие будет тебе во спасение с помощью Бога.
Там и скончаешь ты земное странствие твое. Только старайся стяжать непрестанную память о Боге и постоянно призывай имя Его так:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». В том да будет всё твоё внимание и обучение.
Ходя и сидя, дела делая и в церкви стоя, везде, во всяком месте, входя и исходя,
сие непрестанное вопияние да будет и на устах и в сердце твоем.
С этим найдешь покой и приобретешь душевную, духовную и телесную чистоту.
И вселится в тебя Дух Святый - источник всяких благ, и управит жизнь твою во святыне и во всяком благочестии и чистоте...»
Преподобный Серафим дал человечеству завет:
«Цель христианской жизни – постоянное стяжание человеком Духа Святого.
Лишь ради Бога делаемая добродетель приносит плод Духа Святого, ибо ради Бога Дух Святый в мiр входит.
Всё же, хотя и доброе, да так, как говорится, для добра же и делаемое, а не ради Бога, не приносит нам благодать Духа Святого».
Благодарю...