Церковь и гордыня

Делимся собственными осознаниями, собираем, обсуждаем и высказываем мнения.
Правила форума
Аватара пользователя
ЭСЭН
Зарегистрированный участник
Сообщения: 225
Зарегистрирован: 27 фев 2012, 01:32
Ник: Чёшев Сергей Николаевич
Благодарил (а): 1 раз
Поблагодарили: 4 раза

Сообщение ЭСЭН » 29 мар 2015, 04:45

Антонина Николаевна писал(а): Замечательная лекция ...
Благодарю...
Особенно понравилось с 42.18 - о любви к Богу, врагам и к ближнему:

«Меня любит тот, кто исполняет заповеди мои»
Речь идёт не чувствах, не об эмоциях…
«Любите врагов ваших» , здесь в греческом тексте стоит слово Агапао, что с греческого означает относиться ко всем справедливо, без ненависти. На русский язык лучше перевести как «не мстить».
Любовь как чувство – это диафесис. Это сердечное чувство.
Мы должны ко всем относиться одинаково справедливо. А как только вопрос касается сердечного чувства – то это редкое явление.
Вот так и любить Господа нужно: «Меня любит тот, кто исполняет заповеди Мои». Заповеди исполняет мои, а не тот, кто млеет.
Поэтому нужно некоторые вещи из Евангелия смотреть в первоначальный текст на греческом.
"Благословенны миротворцы, ибо такие Сынами Бога нарекутся..."

Аватара пользователя
Веста
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 16:39
Ник: Веста
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 203 раза

Сообщение Веста » 29 мар 2015, 17:04

Святоотеческий опыт, то есть святых, которые всегда уходили в уединение и жили отшельниками. И все
они говорят, что первым признаком выздоровления души является видение нами своих грехов. И они
считали и представляли, что человек грешное существо, червь ползучий...И надо постоянно каяться в этом,
считать себя недостойнейшим , а ведь это приводит к программе самоуничтожения. И С.Н.Лазарев об этом
говорил.Меня этот вопрос мучает, наверное, надо найти золотую середину- видя и исправляя свои грехи,
не убиваться об этом, а потихоньку, с помощью покаяния и молитвы ползти к Богу и радоваться, любя
себя, С. Саровский ведь тоже говорил "всегда радуйтесь"....

Аватара пользователя
Веста
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 16:39
Ник: Веста
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 203 раза

Сообщение Веста » 01 апр 2015, 10:07

флариса,теорией у меня всё заполнено, и правое, и левое...А вот практика хромает....
Недавно ходила на исповедь, постилась, вечером читала со вниманием Последование ко св.Причащению,
все свои грехи записала на бумажке, чтобы не забыть. Утром снова по молитвеннику утреннее правило и
пошла на утреннюю службу. Прихожу, народу не много, подходит моя очередь, и тут быстренько передо
мной певчий с клироса подошел тоже исповедаться, встал на колени и говорит "Вчера оскоромился,
вкусил молочка" и всё...Ему батюшка отпустил его грех и он отошёл. А меня это так почему то задело,
ну какая это исповедь? проформа одна... и я вместо того, чтобы о своих грехах исповедаться, стала
батюшке говорить, что такую исповедь не надо поощрять и т.д... потом опомнилась, говорю, батюшка,
простите меня, неразумную, сунула ему бумажку с грехами, плюхнулась на колени, батюшка мне тоже
отпустил мои грехи...Стою, думаю, а ведь это гордыня моя, осудила, возгордилась, прямо даже расстроилась.
Подходим с певчим причащаться, батюшка смотрит на нас, улыбается...хорошо, что хороший батюшка
попался, другой бы шуганул меня....
Я это к тому, что все мы грешные, грешим и каемся, снова грешим, и снова каемся... :cry:

Аватара пользователя
Веста
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 16:39
Ник: Веста
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 203 раза

Сообщение Веста » 18 июн 2015, 06:02

Логика гордыни
http://www.pravmir.ru/wp-content/upload ... uglov5.jpg
Священник Сергий Круглов | 25 апреля 2014 г.
Смертельная неудача, погибель, захлебывание во грехе, крушение надежд и иллюзий, предел страдания, позор, полная немощь – они нередко становятся той почвой, на которой вырастает чудо: гордыня, этот «великий немой», отчаивается наконец сама в себе и начинает кричать.

Когда-то давно мне рассказали сказочку (кто ее сочинил – не знаю до сих пор, если кто-то из читающих назовет автора, буду признателен), над которой часто думаю…

Пошли раз три брата счастье искать. Смотрят – в чистом поле яма, а в ней счастье сидит. Обрадовались они. Счастье говорит: «Желания загадывать будете? Давайте!..». Старший брат хотел быть самым богатым, дало ему счастье денег, целый мешок – владей!

Средний хотел быть самым умным – дало ему счастье книгу, толстую – читай, поумнеешь! И говорит счастье младшему: «Ну а ты чего хочешь?». А тот в ответ счастью: «А ты чего?».

Счастье удивилось – никто его о том не спрашивал. И говорит: «Да мне бы просто из ямы вылезти…». Младший брат подал ему руку, помог вылезти, отряхнулся и пошел своей дорогой. А счастье за ним побежало.

Пересказывая разным людям эту сказочку, то в личных беседах, то с амвона, размышляя над ней, раньше я всё делал акцент на этих братьях, на том, что вот, бескорыстно сделанное добро делает человека счастливым, и так далее…

А сейчас – больше думаю о четвертом персонаже, о счастье. Оно-то делало добро всем – но само сидело в яме, никакой пользы ему все эти бескорыстные чудотворения не принесли, от беды, от погибели в яме, не избавили…

А из ямы его вытащили просто так, даром. Благо нашелся тот, кого можно попросить… А мог и не найтись. Явление младшего брата, спасителя – самое настоящее чудо.

Кого может символизировать младший брат в этой сказке – Христа Спаса? Оно так, конечно, спасает нас – Он. Только вот простой факт все усложняет и открывает новые бездны, от которых смертно сжимается сердце: факт тот, что Он-то нас спас крестом и воскресением, но мы при этом зачастую продолжаем погибать.

Невероятно, но ад таки существует. Мы сами его строим для себя и в себе, своей испорченной волей, своими греховными страстями – у меня, по крайней мере, это точно так. Про себя я доподлинно знаю: я в аду, одной ногой – точно. В аду, устраиваемом мною самим…

Мне как-то возразили на это: но ведь Бог всё управит во благо и из всякой нашей грязи, как говорится, сделает конфетку! Не из всякой, уточнил я. По моим наблюдениям, только из той, к которой я Его допущу. А если не допущу?

Насиловать мою волю Он не станет. Я вспоминаю то место из диалогов Бродского с Волковым, где Бродский говорил о своей вере, говорил скупо, выстрадано и взвешенно. И говорил примерно так: я не верю в такого Бога, который меня простил в то время, как я сам себя не прощаю… Вот – логика, ведущая в ад, в муку. И что ты с ней поделаешь?

Это – логика гордыни. Я ее по себе хорошо знаю: при гордыне ты хоть тыщу добрых дел на дню делай, всё без толку для тебя самого… Весь мир, по слову Евангелия, может и приобретешь, а душе своей что?..

Мне, например, друзья иногда говорят: что ты маешься такими вопросами и сомненьями! Ты же вон священник, служишь, помогаешь людям, утешаешь, ко Христу направляешь. В самом, так сказать, богоспасаемом центре мира находишься – в Церкви… Ты еще и поэт, стихи вон какие пишешь, многим нравится, во многих от твоих стихов душа пробуждается к жизни… Да-да, говорю я.

Но МНЕ-ТО от этого не легче… Механизмы гордыни всё это превращают в сущую труху. Раньше все эти мои «добрые дела» были подпиткой для моего тщеславия, поводом втайне полюбоваться собой – а сейчас и этого нет, последний угар иллюзий куда-то с возрастом повыветрился, одна пустота той гордынной логики, которая в ад ведет…

Сделал я кому-то там нечто благое, по должности священника или просто потому, что так вышло – ну им и благо. А мне-то не легче… Я – счастье из сказки, я продолжаю в яме сидеть.

Но навсегда оставаться в яме – не хочу. Я не хочу погибать. Очень не хочу. И, чем больше делаю попыток спастись, раз за разом снова срываясь на дно, сдирая в кровь локти и колени, оказываясь снова по горло в жидкой зловонной грязи, тем все более отчетливо понимаю: самому – никак.

Нужен тот, кто спасет. Нужно чудо – то, про что нельзя говорить «нужно», на что можно надеяться, но нельзя рассчитывать. Потому что Спаситель спасает – даром. Ни за что.

Вера в это «даром» во мне исчезающе слаба – просто потому, что мы вообще во многом не знаем Бога таким, каков Он есть, а проецируем на Него свое собственное устроение. Я сам не умею любить бескорыстно – и не верю, что могут полюбить бескорыстно и меня. Не верю – потому и не прошу ни о чем младшего брата из сказки…

Моя яма – та яма, о которой говорил Достоевский: надо человеку сперва скатиться на самое дно, чтобы, в отчаянии от него оттолкнувшись, хоть как-то начать подниматься наверх.

И в этом смысле (не сочтите мои слова ересью, я просто пытаюсь выразить словами то, что чувствую, и знаю, что чувствую не только я, есть и другие, кто поймет, о чем речь): умирание на дне ямы в полном бессилии для меня – совершенно особое, невероятное благо.

Благо, которого не пожелаешь другому, очень уж оно тяжко. Смертельная неудача, погибель, захлебывание во грехе, крушение надежд и иллюзий, предел страдания, позор, полная немощь – они нередко становятся той почвой, на которой вырастает чудо: гордыня, этот «великий немой», отчаивается наконец сама в себе и начинает кричать.

Звать на помощь. Трясти решетку камеры своей самости и звать наружу, наконец-то – вовне: помогите! Ей, как персонажу на картине Мунка, кажется, что она кричит в пустоту – но на этот крик всегда отзывается Тот, кто спасает даром. Непредсказуемо, негаданно.

Пока зовешь Спасителя, а сам внутри себя не очень-то в Нем и нуждаешься (в положенной молитве, заёмными словами, например) – ничего не произойдет. Бог смотрит сквозь слова в сердце. И вот пока там, в сердце, не захлебнется и не утонет в грязи последняя иллюзия самости, пока поистине не начнешь умирать, задыхаясь, пока адские, багровые и тошно-зеленые круги не поплывут перед глазами – помощь не сможет к тебе подобраться. Только тогда, когда тебя наконец оставят силы, которыми ты отбивался от спасающих тебя рук. Не утверждаю, что у всех неизменно так – люди ведь потрясающе разнообразны при всей их одинаковости, но говорю о том, что знаю по себе и по некоторым встреченным мною людям…

Явление Спасителя, спасающего даром – чудо. А второе чудо – вот этот человеческий смертный зов. Откуда он берется в человеке, когда грехи, страдания, смерть завалили его грязью наглухо, и самость, казалось бы, окончательно вогнала осиновый кол в его могилу?

Откуда – не силы даже, но само желание позвать, откуда безумная надежда, что будешь услышан? Для многих из маститых православных, начитанных в святоотеческой литературе, все это, может быть, банальности, но для меня это – тайна.

Первое – тайна Бога, второе – тайна человека, воистину дивно устроенного. И обе эти тайны – две части тайны любви.
http://www.pravmir.ru/logika-gordyini/

daryapivkina@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 01 фев 2014, 07:44
Ник: Bulatova

Сообщение daryapivkina@yandex.ru » 27 июн 2015, 11:39

Спасибо. Золотые слова.

robok
Зарегистрированный участник
Сообщения: 95
Зарегистрирован: 15 июн 2012, 00:31
Ник: Вал

Сообщение robok » 07 июл 2015, 04:29

Рыська писал(а): Мама считает, что это гордыня, т.к. я не хочу ничего просить. Что то я задумалась, а может и правда гордыня?
давайте попробуем перечислить что это может быть:
1. ...не верю!.. зачем делать то, во что не вериш?.. не буду заниматься глупостями!!
2. ....а разве, у Бога можно чего-нибудь просить из материальных благ?.. разве, Вера в Бога должна быть наполнена мотивациями меркантильного характера?
3. ...с чего это Я буду просить чего-то у Бога.. Сам должен увидеть, что Я нуждаюсь в чем-то.. вот так пусть увидит, и соизволит дать.. а иначе, какой Он всевидящий!!
ВОПРОС: какой пункт, из перечисленных трех, ваш?.. или как вы оцениваете процентное соотношение вашего "микса" из выше перпечисленных трех случаев?

Аватара пользователя
Okeana
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3155
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:02
Ник: Okeana
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 266 раз

Сообщение Okeana » 07 июл 2015, 11:41

Рыська писал(а):Сегодня с мамой получился интересный разговор. Я очередной раз осталась без работы, и она меня уговаривает пойти в церковь, даже не уговаривает, а заставляет. Идти туда я не хочу, да и не было никогда такого желания,не могу поверить, что сходив в церковь изменится что то. Мама считает, что это гордыня, т.к. я не хочу ничего просить. Что то я задумалась, а может и правда гордыня? Как вы думаете?
А кто сказал, что люди ходят в церковь только для того, чтобы что-то выпрашивать? Ходите для того, чтобы отдать - деньги за свечи, пожертвование церкви для ее содержания (так жертвуем Богу, через людей, ибо Ему деньги не нужны, но нам нужна жертва). Да и не деньги, но время свое и силы отдать - выстойте службу полностью. Утреннюю ли, вечернюю - отдайте полтора часа времени. Даже если не молиться, а так стоять, в душе происходит переоценка приоритетов - вы понимаете, что отдаете кусочек своей жизни Богу, жертвуя человеческим. Научитесь регулярно приносить Богу жертву своей жизнью, тогда Он поможет изменить Вашу душу и разум (об этом и просите, кстати, это ненаказуемо). И тогда станет понятно что-то с работой, и пр. И поймите - чадо Божье не ходит мимо дому Отца своего! Господь дал нам Церковь через жертву Сына, освятил ее Духом, а мы - презираем и пренебрегаем? И как это называется?
Оксана Альберти

Аватара пользователя
Nasca
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1487
Зарегистрирован: 24 май 2012, 07:34
Ник: Agape

Сообщение Nasca » 07 июл 2015, 12:18

ммм..... полУчите новую работу, вот тогда и идите в Храм, поблагодарите ГОспода, а щас, что идти ??? вначале надо- на служб
у, потом к исповеди. А вы попрётесь зачем? по мамкиной настоятельной сентенции- просить????
Всё пройдёт. Любовь останется. С.Н. Лазарев.Придёт весна, и цветы распустятся сами. Победа любит терпение.

Аватара пользователя
Веста
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 16:39
Ник: Веста
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 203 раза

Сообщение Веста » 07 окт 2015, 12:17


1часть


2часть


3часть


4 часть


5часть


6 часть
В этих замечательных лекциях А.И.Осипов отвечает на вопросы по Евангелию от Матфея.Это же
фундамент христианства.

olik0306@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 05:41
Ник: Astra-polyaris

Сообщение olik0306@yandex.ru » 12 окт 2015, 09:27

Антонина Николаевна писал(а):
Замечательные лекции .
Антонина Николаевна, огромное спасибо за ссылки! :rose: там еще есть части за 6 октября, столько важных моментов затрагивается, обязательно буду переслушивать, в некоторых местах просто откровения для меня.

sinitsina.olenka@list.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 30 июн 2015, 09:29
Ник: Элизабет

Сообщение sinitsina.olenka@list.ru » 12 окт 2015, 09:44

Согласна.
Очень толково.
Еще послушаю. :)

Аватара пользователя
andrpi
Зарегистрированный участник
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 май 2011, 16:31
Ник: andrpi

Сообщение andrpi » 13 окт 2015, 13:58

:)
"Смирение заменяет всё"

olik0306@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 05:41
Ник: Astra-polyaris

Сообщение olik0306@yandex.ru » 13 окт 2015, 18:20

andrpi писал(а):
Антонина Николаевна

В этих замечательных лекциях А.И.Осипов отвечает на вопросы по Евангелию от Матфея. Это же
фундамент христианства.
Почему-то оказалось две 2-ых части и нет 3-й части? :cry:
3 часть https://www.youtube.com/watch?v=967RRk6Rfv4

на ютубе есть все части, они справа обычно в меню появляются

olik0306@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 05:41
Ник: Astra-polyaris

Сообщение olik0306@yandex.ru » 13 окт 2015, 18:33

Нашла еще профессора Осипова Евангелие от Марка, пока не слушала

1 часть - https://www.youtube.com/watch?v=iMkbfx6Ukss там вроде 3 части, их легко рядом увидеть

Основная мысль после прослушивания - много сейчас разговоров про другие евангелия, альтерантивные. Осипов говорит, что сильно сомневается в их подлинности и самое главное - для того, чтобы понять суть христианства основных канонических евангелий более чем достаточно. Пока слушала его беседу и разъяснения, которая кстати не до конца евангелия еще дошла, пришла к такому же выводу - информации для работы над собой, понимание в каком направлении двигаться, даже в одном евангелии только, более чем достаточно. Дополнительные подробности жизни Иисуса до того или после, не сыграют большой роли, а скорее всего будут только отвлекать от главного (по себе это вижу).

Аватара пользователя
Веста
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 23 фев 2013, 16:39
Ник: Веста
Благодарил (а): 224 раза
Поблагодарили: 203 раза

Сообщение Веста » 14 окт 2015, 11:10

andrpi писал(а):
Антонина Николаевна

В этих замечательных лекциях А.И.Осипов отвечает на вопросы по Евангелию от Матфея. Это же
фундамент христианства.
Почему-то оказалось две 2-ых части и нет 3-й части? :cry:
andrpi, спасибо, что заметили, ошиблась, исправила.
Я их слушаю на т/канале Союз, православный, у нас по кабельному показывает.Когда не получается
онлайн набираю в инете Союз и там все лекции. Ещё мне нравятся там каждый день в 20 час передачи
прямой эфир Беседа с батюшкой, тоже очень интересная передача. Тоже можно слушать в инете. Я
думаю, это полезно, после знаний, полученных по ДК, начинать разбираться в православии с помощью
таких передач.

Аватара пользователя
andrpi
Зарегистрированный участник
Сообщения: 7
Зарегистрирован: 24 май 2011, 16:31
Ник: andrpi

Сообщение andrpi » 14 окт 2015, 11:31

Профессор А.И. Осипов в Сретенской духовной семинарии 19 июня 2015 г. https://www.youtube.com/watch?v=UhkYKLWI0Ow

Очень интересная беседа, особенно начиная с 61 мин., когда ответы на вопросы. В том числе о современном состоянии людей и церкви и т. п.
"Смирение заменяет всё"

serge
Зарегистрированный участник
Сообщения: 161
Зарегистрирован: 30 июн 2015, 11:45
Ник: serge

Сообщение serge » 14 окт 2015, 12:23

Я их слушаю на т/канале Союз, православный, у нас по кабельному показывает
Кабельного к нас нет, поэтому спасибо за ссылки, посмотрю.

olik0306@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 20 сен 2013, 05:41
Ник: Astra-polyaris

Сообщение olik0306@yandex.ru » 15 окт 2015, 19:38

Хочу поделиться своим открытием и пониманием.

В христианстве большое значение придается усмирению гордыни. Раньше такие вещи я воспринимала как рекомендацию следовать заповедям, не нарушать, вести себя хорошо, одним словом, путь праведника. И в тоже время каждый раз возникал внутри конфликт, что вроде как праведников нет, все мы грешные. Как же так, я стараюсь, мню себя хорошей и одновременно с этим должна признать в себе гордыню, которую ну ооочень трудно в себе увидеть (мелкие огрехи не считаются) и признать. В результате ее за собой как бы признаешь на словах, на уровне "это правильно, так должно быть, все святые это делают", в реальности же ничего не видишь, не признаешь за собой, а значит и не меняешься.

Вот и Осипов в своих выступлениях постоянно этот вопрос поднимает и как бы шутя говорит "вот я один тут праведник, остальные грешники". Но он сказал и напомнил мне одну важную вещь - " не здоровые нуждаются во враче, а больные". Вот как если бы Христос был врачом и стучал в дверь каждого "кому нужен врач?" и открыть ему можно в том случае, если признаешь себя больным. Только так можно исцелиться.

Попытка спрятать от себя и других гордыню происходит от того, что считается стыдно ее иметь, она всеми порицается, не принимается, в результате мы создаем для себя, а потом постоянно поддерживаем и для других образ себя идеальной, нам страшно "уронить свое лицо". Как только мы перестаем это делать, хотя бы сколько получается, позволяем себе ошибаться, падать, совершать ошибки, то автоматически уходит повод прятать от себя проявления гордыни и она становится нам видна, мы можем начать реально меняться и не бояться признать себя нуждающимися во враче.

И тогда становятся понятны постоянные упоминания святых о своей грешности, потому что они еще глубже видели возможности быть совершенными, что это не просто так, "для красного словца" или для "увеличения святости" (мне порой и так казалось). То, что раньше мне казалось "какой ужас, побыстрей об этом забыть", теперь - рабочие моменты жизни, которые нужно принять и менять.

Не знаю насколько получилось понятно, очень трудно описывать чувства, так и норовят ускользнуть.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 47 гостей