Сапожник Якоб Бёме. Его отметил Гегель.

Хотите порекомендовать участникам что-то, что произвело на вас сильное впечатление? Заходите в этот раздел.
Правила форума
CHDV
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 15:01
Ник: Дмитрий(CHDV)
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение CHDV » 13 окт 2015, 16:24

ЯКОБ БЁМЕ, САПОЖНИК ИЗ МЕСТНОСТИ


Якоб Бёме, сапожник из местности Эрцгебиргс в Германии, человек, которого Гегель назвал первым немецким философом, возродил почти совсем забытую со времен античности идею необходимого единства противоречий, идею, на которой основывается вся диалектика.
Бёме (1575—1624), родившийся в семье крестьянина, был отдан в обучение сапожному ремеслу; как подмастерье он немало путешествовал по всей стране, познакомился с доступными сочинениями Парацсльса и почувствовал себя, по его собственному признанию, непримиримым противником догм, которыми церковь пичкает верующих в качестве жизненного подспорья; свое душевное состояние он обозначал как меланхолия. Его занимали вопросы, которые волновали многих людей на переходе от средневековья к новому времени, а именно: каким образом могло прийти в мир зло, если всемогущий Бог, создавший мир, есть абсолютное добро.

Яков Бёме, сапожник-философ, заново открывший тайны диалектикиВ отличие от схоластов, которые обычно решали эту проблему риторическими увертками, сапожнику Якобу Бёмс, уступавшему в общеобразовательной подготовке любому тогдашнему гимназисту, выпало на долю переживание «внутреннего зрения». Через год после женитьбы на дочери мясника, когда родился его первый сын, Бёмс преодолевает свою меланхолию благодаря одному событию: однажды утром его взгляд упал на висевшую на стене в его сапожной мастерской оловянную тарелку, которая сияла, по словам сапожника, как Юпитер (олово, по представлениям алхимиков, принадлежало Юпитеру). И Бёмс, глядя на этот сияющий, как Юпитер, серый и невзрачный металл, вдруг подумал, что свет без темного фона столь уже мало виден, как и мрак без сопоставления его со светом: «Ни одна вещь без противодействи (то есть без своей противоположности) не может открыться сама, ведь если у нее нет ничего; что ей бы противодействовало «то она всегда исходит из себя и не приходит снова в себя; таким образом, поскольку она приходит в себя только в том состоянии, в каком она вышла первоначально, то она ничего не знает о своем первичном состоянии».

Фронтиспис книги Бёме «...о трехкратной жизни человека и соответствии с тайнами трех пришито» божественного откровения» (Амстердам, 1682 год)Со смелостью, позволительной только наивной невинной душе, Бёме переносит это понимание на образ христианского Бога:Если зло и добро взаимно обусловлены и могут существовать лишь только в более высоком единстве, значит, добро и зло заложены уже в самом Боге. Бог и дьявол — суть не независимые друг от друга принципы, но сам Бог есть, как выражается Бёмс, «святой дьявол, живущий на границе добра и зла».
Так же, как Бог, природа, и человек несут в себе разрушающее и созидательное. Как утверждает Бёмс, «повсюду одно противоречит другому, не для вражды, но для того, чтобы самому за счет этого быть и открываться^Революционное и эволюционное послание сапожника Бёме преодолевает непостижимый дуализм противоречий — быть может, самый мучительный вопрос для западно-европейского мышления.
15 лет спустя Декарт в своей работе «Discours dе la methodе» («Рассуждение о методе») уже декларировал эту несовместимость противоречий как философскую программу нового времени. Бёме же, благодаря своему внутреннему видению, оставил сферу представлений, где добро борется со злом, и вступил в область по ту сторону морали, где разрушительное означает возможность созидательного, и наоборот.
Постижение этого принципа, который поистине движет миром, Бёме описывает как опыт второго рождения, почему он и назвал свое первое произведение (при его жизни оно не было напечатано) «Авророй», то есть «утренней зарей».Реформация в понимании Бёме отличается от той, какую незадолго до него пытался осуществить Мартин Лютер: для Бёме каждый человек должен приобрести этот опыт второго рождения, в то время как Лютер делал ставку на реформирование официальных догматов веры.

Портрет Якоба БёмеНо путь к просветлению, по мысли Бёме, равно как и многих других ищущих, героев и магов, ведет через ад: «Вся наша жизньесть непрерывная война с дьяволом».Просветление, которое снизошло на Бёме, он описывает как процесс душевного превращения:
«После многих жестоких боев дух мой пробился сквозь врата адовы до самого внутреннего рождения Божества и был там объят любовью, как жених обнимает возлюбленную невесту свою. Каково же было ликование в духе, я не могу ни описать, ни высказать; и это не может быть сравнимо ни с чем, как лишь когда посреди смерти рождается жизнь; еще можно сравнить это с воскресением из мертвых».

Сам Бёме выражает снизошедшее на него просветление относительно единства противоречий в терминах троичности божества: Бог Отец — это гнев, как адский огонь, Христос — священный огонь любви, объединение их — это Святой Дух. Но как только человек открывает этот принцип, он открывает и еще одни момент — момент истины, которую Бёмс называл Софией.
«Благородная София прикасается к существу души, и целует се дружески, и усмиряет светом любви мрачный огонь души, и пронизывает душу в се теле перед великими радостями силою целомудренной любви, ликует и прославляет великого Бога силою благой Софии».
Благодаря мудрости, пишет Бёме, отверзлись «небесные врата» в его духе.Трудно сказать, соответствовал ли принципу Софии какой-либо земной женский образ, но первое «внутреннее зрение» пришло к Бёме в момент рождения его первого сына.
«Небесные врата», которые отверзлись его душе, напоминают китайское представление о просветлении, включающее путь через «таинственные врата квадрата», что обозначают также как открытие третьего глаза. Путь любви, не только как чисто духовный, но и реально протекающий процесс, согласно древним мифологиям, дает возможность переживать просветление или второе рождение.
Сочинения Бёме, распространявшиеся в рукописных копиях, враждебно настроили против него представителей протестантско-лютеранского духовенства, особенно ожесточенным противником его был Грегор Рихтер. Но Бёме, в соответствии с принципом единства противоречий, благодарит своего противника: «Его хула укрепляла меня и дала мне рост. Его нападки взращивали мои мысли».
Грегор Рихтер, умерший, кстати, на полгода раньше Бёме, был для него побуждающим молотом Бога, с помощью которого он осуществлял свое дело.
Сапожник из Силезии вернул к жизни диалектический принцип, забытый со времен античности. Сидя в своей сапожной мастерской, вдыхая запах кожи и смолы и тачая сапоги, Бёме не только открыл мир фантастических духов, но и дал человеку возможность вспомнить о его «первой родине», о его божественном происхождении и тем самым начать путь через ад к небу, который для Бёме достигал высшей точки в познании любви и мудрости, включающей в себя злое и разрушительное.»
Бёме открывал для человека самый верный путь:
«Нет, никто не должен больше ждать время, оно уже тут, кто бодрствует, тот это видит, кто спит, тотне видит этого.
Знайте, что для вас, полуночных стран доброй воли, цветет лилия!»

http://glossword.info/index.php/term/,6 ... 71a4.xhtml

CHDV
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 15:01
Ник: Дмитрий(CHDV)
Поблагодарили: 1 раз

Сообщение CHDV » 13 окт 2015, 18:42

СВИДЕТЕЛЬ СОТВОРЕНИЯ МИРА?

Трактаты Якоба Бёме (1575 – 1624 гг), крупнейшего немецкого философа средних веков, сапожника провинциального городка Гёрлица, представляют загадку едва ли даже не большую, нежели недавно открытые НАСА пирамиды на Марсе. Чтобы убедиться в этом, достаточно внимательно прочесть один только его труд “Аврора, или Утренняя заря в восхождении”. Чего стоит хотя бы такое высказывание “тевтонского философа”: “Пишет славный муж Моисей: Бог сотворил человека из куска земли. Но ведь Моисея не было же при этом!” Естественно возникает вопрос: а что же, сам Бёме – был? Подобные упреки “славному мужу” в праве позволить себе бросать только свидетель сотворения мира. Ясное дело, что такого свидетеля просто не может быть! Это невероятно. И тем не менее... “Аврора” Бёме именно такова, как если бы ее автор был прямым яснозрителем Божьих тайн, положенных в основу мироустройства. Судите сами.

“Солнце – это звезда”, утверждает Бёме. В те времена в Германии этого не мог знать ни один человек. Звезды считали просто какими-то маленькими светящимися точками, дырками во тверди небесной. Да и во всей Европе единственный инакомыслящий – Джордано Бруно – был в далекой Италии. Его учению еще только предстояло распространяться по миру долгие века. Оно воспринималось соотечественниками как ересь, достойная сожжения на костре. Что и было сделано... Как известно, ни телеграфа, ни, тем более, интернета в те времена не существовало. Но даже если бы они были, как это полуграмотный сапожник с “незаконченным начальным образованием” (сельская церковная школа) проявил бы способности, позволяющие разбираться в самых передовых астрономических теориях своего времени?

В трактате “Аврора”, далее, делается утверждение еще более интересное: “Воздух постоянно рождается из Огня, а Вода из Воздуха... Стихия Земли представляет собой разумное существо.” Эти утверждения весьма отличны от заурядного, принятого в средние века учения о четырех стихиях. Во времена Бёме они воспринимались как “первоэлементы”, между собою никак не связанные. Это сейчас мы знаем: действительно, солнечный свет (Огонь), взаимодействуя с хлорофиллом растений, позволяет этим последним производить кислород. И делает этим самым атмосферу Земли (Воздух) такой именно по составу, как она есть. И также только теперь, после открытия химических элементов, нам хорошо известно, что в атмосфере присутствует кислород и водород, их соединение в одну молекулу – H2O – порождает воду. Как видим, все эти воззрения XX века в точности соответствуют учению Бёме. Но даже и нашим современникам представляется новой и смелой мысль, что Земля – это живое и разумное существо. Однако постепенно ученый мир проникается такими воззрениями. Многочисленными исследованиями подтверждается, что Земля “дышит” – пропускает через себя космическую энергию (знаменитая “пульсирующая сетка”, выявляемая методами биолокации и приборами, размер “ячеек” которой периодически изменяется[1]). Землетрясения, как это заметили, происходят там, где люди ведут жестокие войны или уничтожают варварски окружающую природу. Как если бы Земля принимала разумное решение стереть со своего лица агрессивные существа.

Наконец, Бёме утверждает с полной уверенностью еще две вещи, в его время представлявшиеся совершенно невероятными. 1. Растение не может существовать без воздуха точно также, как и человек. Опыты, доказывающие это были проделаны только в XIX веке. 2. Кровь рождается в печени. Должны были пройти века, чтобы открыли клеточное строение человеческого организма. И только в XX веке было доказано, что клетки крови вырабатывает именно печень и костный мозг.

Это еще далеко не все факты чудесных прозрений тевтонского философа, на многие века опережающих науку своего времени в самых различных областях знания. Невольно начинаешь и вправду склоняться к мысли, что сапожник из Гёрлица действительно каким-то образом оказался свидетелем сотворения Мира, тем человеком, которому открыты все тайны Божии! Сам Якоб Бёме говорит о своем присутствии присутствии “на Небесах и в Начале” – “духовном, но не телесном”. Такое духовное присутствие может дать посвящение в древнюю Традицию. Имело ли оно место?

Существует легенда, что Бёме во время короткого страннического периода своей жизни повстречал однажды некоего “человека с Севера” (по другой версии ему явился Северный Ангел) и от него-то он и узнал все тайны. Как было на самом деле теперь, конечно, точно уже никто разузнать не может. Но многие положения учения Бёме указывают на его глубокие познания Северной Традиции.

Так, Бёме утверждает не только, что Солнце – это звезда, но также и то, что глубина, “корень” Солнца одновременно представляет собой все звезды. То есть, Бёме излагает один из трех основных законов Пространства в Учении гипербореев. Этот закон гласит: глубины соприкасаются. Средоточие всякого небесного тела есть Точка Альва, через которую сверхпространственно сообщаются миры Космоса. Предельная глубина Солнца есть то самое, что и предельная глубина Сириуса, Луны или нашей Земли. Глубины миров сходятся в точке Альва.

Далее, на протяжении всего своего труда “Аврора” Бёме постоянно подчеркивает противопоставление: “яростное качество”, “исступление сатаны” – “кроткое качество”, Покой Духа Святого, Бога. Именно так противостояли Гиперборея (Север) и Атлантида (Экватор). Искусство сражаться без гнева, Покой как высшее откровение (Северная Традиция) противостоял магии иступленного экстаза, стремлению раствориться в бездне страстей (мистическая традиция Юга).

И, наконец, примечательнейшее утверждение Бёме: “Бог создал человека из Всего Себя”! Данное положение, аналогов которому невозможно найти ни в одной из сохранившихся до наших времен сакральных Традиций Земли – прямая цитата из мистического Учения гипербореев.

Разгадка феномена Бёме – как и от кого он получил невероятные свои знания – вряд ли теперь возможна. Каждый имеет право на свое мнение по этому вопросу. Мы твердо убеждены: тевтонский философ может быть назван также и светочем мудрости легендарной Гипербореи – одним из последних, которые стали известны миру.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 56 гостей