---
Перед тем, как начать описывать комплекс мер по поддержанию традиционных духовных ценностей и укреплению института семьи в Российской Федерации хотелось бы в явном виде изложить на бумаге, какими авторскому коллективу видятся традиционные духовные ценности России. При этом хотелось бы отталкиваться от тех религиозных конфессий России, которые в настоящий момент официально признаны традиционными: православное христианство, ислам, иудаизм и буддизм.
Начать хотелось бы с буддизма и иудаизма, как наиболее ранних религиозных традициях (иудаизм заявляет о своей примерно 3000-летней истории, буддизм возник примерно в 5-6 веке до н.э.) и перечислить их основные заповеди. Затем перейти к исламу и христианству, а в завершение как бы «обобщить» традиционные ценности, общие религиозным конфессиям в нашей стране.
Пять священных заповедей буддизма включают [См., например, статью о пяти священных запрещающих (и десяти священных рекомендующих) заповедях буддизма,
http://www3.fosss.org/DZZJian/ShowArtic ... cleID=1842 (кит.). Можно также посмотреть в Википедии статью о пяти священных заповедях буддизма.]:
1. отказ, воздержание от причинения любого вреда живым существам, в упрощенном варианте, отказ от убийства;
2. отказ от воровства, присвоения того, что принадлежит другому;
3. воздержание от дурного сексуального поведения;
4. отказ от злоупотребления доверием, лжи и обмана;
5. отказ от употребления опьяняющих напитков и от всего, что затрудняет самоконтроль.
Как можно заметить, пять священных заповедей буддизма в значительной степени соответствуют второй половине десяти заповедей иудаизма [Исход, 20:13-17.]:
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не возжелай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Различие заключается в том, что буддизм требует отказа от употребления опьяняющих средств, а иудаизм концентрируется на отказе от зависти, но, в принципе,и зависть, и опьянение, в определенном смысле, похожи: зависть с течением времени превращается в ревность, а ревность постепенно превращается в жадность, одновременно, опьянение открывает дверь другим ведущим к утрате любви к Богу и отстраняющим от следования Божьей воле, т.е. греховным, чувствам, мыслям и действиям [Широко известна буддийская притча о монахе, который попросился на ночлег к одинокой женщине. Та согласилась его впустить с условием, что он совершит один из четырех греховных поступков: либо выпьет вино, либо съест мясо, либо совершит с ней сексуальный акт, либо убьёт козла/козу. Монах решил выпить вино, считая это наименее греховным, но после того, как опьянел, довершил и всё остальное: т.е. и совершил сексуальный акт, и съел мясо, и убил козла/козу. Как не сложно заметить, пропаганда разжигающих желания препаратов лишь недавно стала ограничиваться в российских масс-медиа.].
Первые пять заповедей иудаизма формулируются следующим образом [Исход, 20:2-12.]:
1. Я Господь, Бог твой … да не будет у тебя других богов пред лицом моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмый почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
По всей видимости, имеет смысл сформулировать эти же пять заповедей иудаизма более «современным» языком:
1. Первая заповедь постулирует единобожие, говоря о том, что Бог един.
2. Вторая заповедь требует устремление к Богу поставить на первое место, а всё остальное на второе.
3. Третья заповедь требует обращаться к Богу с почтением
4. Четвертая заповедь требует, говоря современным языком, не перерабатывать, но выделять время на обращение к Творцу
5. Пятая заповедь требует уважительного отношения к родителям.
Священная книга мусульман (Коран) в 17-ой главе постулирует свод нравственных правил, которые по сути совпадают с 10 заповедями Моисея [См., например,
https://en.wikipedia.org/wiki/Islamic_ethics]:
- Чти только Бога: Не делай (о, человек) (для себя) (наряду) с Аллахом другого бога [не совершай многобожие], чтобы не сесть [оказаться] тебе порицаемым (и) оставленным (без помощи Аллаха), (Коран 17:22).
- Будь добрым, чтущим и смиренным по отношению к своим родителям: И решил [повелел] Господь твой, чтобы вы (о, люди) не поклонялись никому, кроме Него[никого, кроме Него, не признавали богом], и к родителям (проявляли искреннее) благодеяние(словами, делами, имуществом,…). Если достигнет при тебе старости один из них или оба, то (даже) не говори им: «Уф!» и не кричи на них, а говори им уважительные слова. И опусти пред ними обоими [твоими родителями] крыло смирения [будь смиренным и мягким к ним] по милосердию [проявляя милосердие] и говори: «Господи! Помилуй их, как они смотрели (воспитывая) меня, (когда я был) маленьким», (Коран 17:23-24).
- Не будь ни скупым, ни расточительным в своих расходах: И давай (о, верующий) (своему) родственнику его право [поддерживай с ним родственную связь, давай милостыню,…], и (также давай из средств закята и добровольной милостыни) бедняку и путнику (у которого закончились средства для продолжения пути) и не растрачивай безрассудно [не расходуй свои средства не в делах повиновения Аллаху и не будь расточительным], – ведь поистине, расточители [расходующие свои средства на ослушание Аллаха] – братья шайтанов [своим злом и сеянием беспорядка подобны сатане], а сатана своему Господу неблагодарен, а если ты отворачиваешься от них [от тех, которым тебе повелено давать средства] (из-за отсутствия собственных средств), желая обрести милость от твоего Господа, на которую надеешься, то скажи им слово лёгкое [обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он обогатил их и уширил их удел, и что когда Аллах дарует тебе удел, то ты им, непременно, подашь от него], и не делай (так, будто) твоя рука прикована к твоей шее [не скупись расходовать на доброе], (но) и не расширяй её [свою руку] всем расширением [не трать чрезмерно], а то останешься сидеть порицаемым [люди будут порицать тебя] (и) жалким [сожалеющим о том, что растратил], (Коран 17:26-29).
- Не делай аборт из-за страха перед бедностью: И не убивайте (о, люди) ваших детей из боязни обеднения: Мы пропитаем их и вас; поистине, убивать их [детей] – великий грех! (Коран 17:31).
- Не прелюбодействуй: И не приближайтесь к прелюбодеянию[избегайте даже причин, которые могут привести к нему], ведь это [прелюбодеяние] – мерзость [один из наихудших деяний] и скверно как путь! (Коран 17:32).
- Не убивай неправедно: И не убивайте душу, которую запретил Аллах(убивать), иначе, как только по праву [как воздаяние за убийство; убийство прелюбодеев, познавших супружество; убийство вероотступника]. А если кто был убит несправедливо [не по праву], то Мы дали его близкому [наследнику] (или правителю) власть(чтобы требовать казни убийцы или обязать его выплатить выкуп за убийство). Но пусть он [близкий убитого] не излишествует в убиении [пусть не убивает ещё других людей за одного убитого, и пусть не обезображивает тело убийцы], поистине, ему [близкому убитого] (Аллахом) оказана помощь (в том, что Он дал возможность совершить возмездие), (Коран 17:33).
- Заботься о сиротах и держи слово: И не приближайтесь к имуществу сироты, иначе как (только) с тем, что лучше, пока он не достигнет (умственной и физической) зрелости, и верно исполняйте договор [свои обязательства, как перед Аллахом, так и друг перед другом(но только такие обязательства, которые не противоречат Книге Аллах и Сунне Его посланника)]: ведь поистине, о договоре, будет спрошено [Аллах Всевышний спросит о договоре в День Суда, и если человек исполнил свой договор, то Аллах вознаградит его, а если он нарушил, то Аллах накажет его], (Коран 17:34).
- Будь честным в делах: И соблюдайте полностью меру, когда отмериваете (для других), и взвешивайте верными весами. Это [справедливость в отмеривании и взвешивании] – лучше (для вас в этом мире) и прекраснее по исходу [как итог] (в вечной жизни), (Коран 17:35).
- Не будь рабом гордыни и ложного самомнения: И не следуй (о, человек) за тем, о чём у тебя нет знания [не говори, что видел, если не видел; не говори, что слышал, если не слышал]: ведь поистине, слух, зрение, сердце – все они будут (в день Суда) об этом спрошены. И не ходи по земле высокомерно: ведь ты не просверлишь [прорежешь] землю (своей ходьбой на ней) и не достигнешь гор высотой!(Коран 17:36-37).
Как можно легко заметить, и ислам, признающий пророками и Ноя, и Авраама, и Моисея, и Иисуса, и Могамеда, и буддизм, и иудаизм довольно чётко постулируют, что не должно делать верующему человеку. Что же касается христианства, то, прежде всего, следует заметить, что христианство не отрицает заповедей иудаизма: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5:17) [Широко известно высказывание Блаженного Августина: «Люби Бога и делай, что хочешь». Можно ли рассматривать эту фразу как «руководство для пользователя»? Можно, но с оговоркой. Блаженный Августин, несомненно, размышлял над тем, какое действие, «угодно Богу», а какое нет, и получил де-факто трехзвенную систему: делание – хотение - чувствование. Во-первых, делать то, что хочешь делать. Но как определить, моё хотение, условно говоря, «угодно Богу» или же вызвано тем или иным эгрегориальным наваждением? И вот тут вступает в силу следующее: корректно хотеть то, что сохраняет или увеличивает чувство любви к Богу. В наше время, когда «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь…» (Матф. 24:12), чувство любви к Богу и душа стали как бы «абстрактными понятиями», т.е. настолько слабыми, что смысл высказывания «люби Бога и делай, что хочешь» в значительной степени потерялся.]
Одновременно, однако, поведенческие правила иудаизма Иисус Христос дополнил «заповедями блаженства», для внутренней душевной работы, изложенными в Нагорной проповеди [Матф. 5:3-11.]. Это связано с тем, что наши действия, как правило, вытекают из наших чувств и мыслей: каковы наши чувства и мысли, такими будут впоследствии и наши действия. Таким образом, помимо деятельности во внешнем мире также крайне важна внутренняя душевная работа человека над своими чувствами и мыслями (особенно это важно в наше время когда дистанция между возникновением определенных чувств и мыслей и совершением определенных поступков резко сократилась [«В те дни уже не будут говорить: «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за свое собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет». (Иеремия 31:29,30).]). При этом важно заметить, что душевная работа является самым важным «кирпичиком» выживания, не только у (православного) христианства, но также и буддизма, и ислама, и иудаизма (хотя, возможно, именно в (православном) христианстве это наиболее очевидно).
«Заповеди блаженства» формулируются следующим образом:
1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
4. Блаженны алчущие и жаждущие правды (праведности), ибо они насытятся.
5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
8. Блаженны изгнанные за правду (праведность), ибо их есть Царство Небесное.
9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Может возникнуть вопрос: какова конечная (или, говоря современным вестернизированным языком, ультимативная) цель этой внутренней душевной работы? Ответ, видимо, может быть только один: увеличение чувства единения с Единым Создателем, увеличение чувства Любви к Нему, т.е. увеличение в душе интенсивности чувства любви и благодарности к Творцу. И, в принципе, именно та же цель присуща буддизму: «просветление» и достижение «нирваны», о которых говорят популяризаторы буддизма, есть не что иное, как личное переживание блаженства «недвойственности» [Именно учение о недвойственности (кит. 不二法门), как оно излагается в буддийской сутре «Поучения Вималакирти /Вэймоцзе» (кит. 《维摩诘经》), можно считать аналогом понятия о единственности Творца в авраамических религиях. Вималакирти / Вэймоцзе сутра, или Сутра «Поучения Вималакирти / Вэймоцзе» уникальна тем, что главным героем её выступает не монашествующий персонаж, а герой-мирянин, который может поучать даже бодхисаттв высокого уровня.].
Как известно, счастье может быть получено на нескольких «уровнях»:
- Счастье физическое – это здоровье.
- Счастье духовное – это благополучие.
- Счастье душевное – это семья, дружба, человеческая любовь.
- Счастье Божественное – это устремление к Богу, благодарность и любовь к Творцу
Очевидно, что счастье на разных уровнях имеет разную приоритетность. Творец всегда на первом месте, а наше я, наше эго – на втором [См. видео-семинар выступления С.Н. Лазарева в Ялте, 19-20.11.2011]:
1. Сначала любовь к Богу.
2. Потом забота о своей душе.
3. Потом забота о своей судьбе, о своём будущем.
4. Потом забота о своём теле.
Итак, основная ценность всех традиционных конфессий Российской Федерации – это достижение высшего блаженства, или высшего счастья, а для достижения этого высшего блаженства, высшего счастья, необходима и забота о душе, и забота о своей судьбе, и забота о своём теле.
Посмотрим, насколько современная российская реальность соответствует традиционным духовным ценностям России. Если обратить внимание на современное российское телевидение, радиовещание, программу кинопроката, журналы, газеты, интернет-СМИ, публичные флэш-мобы, сферу развлечений молодежи и т.д., то мы можем заметить, что в них зачастую не просто нарушена приоритетность уровней получения счастья (на первое место ставится счастье для тела и благополучная судьба плюс заработок денег, лишь на второе, и то как-то вскользь, ставится семья, дружба, человеческая любовь, а устремление к Богу, благодарность и любовь к Единому Создателю либо вообще отсутствуют, либо воспринимаются в «добропорядочном обществе», как «православнутось головного мозга», «исламский фанатизм», ушибленность «б-гоизбранностью» и «буддийское кришнаитство» [Автор, естественно, понимает абсурдность вышеназванных определений (например, кришнаит является «персоналистом», с полной отдачей занимающимся служением Всевышней Личности Бога, буддист – имперсоналистом, который занимается медитацией на безличный Брахман, на непроявленное, хотя конечная цель и у того, и у другого направления одинакова, но пути их столь различны, что абсурдность словосочетания «буддийский кришнаит» довольно высока).]), но и грубейшим образом нарушаются многие из вышеназванных поведенческих заповедей.
Всё, что демонстрируется на телеэкране или на центральных площадях, де-факто воспринимается как призыв к повторению и распространению в социуме [Собственно, этим и объясняется желание педерастов и лесбиянок проводить свои гей-парады (социальные «раковые клетки» желают ускорить своё распространение в обществе)]. Де-факто, происходит воспевание инстинктивного поведения, поклонение инстинкту самосохранения (показ многочисленных сцен насилия, демонстрация глупых героев сериалов, низкоуровневых ток-шоу и т.д.) и инстинкту продолжения рода (показ «эротики», плавно переходящей в порнографию, демонстрация на телеэкранах и страницах журналов наслаждения от еды, заведомо лгущая реклама и т.д.). Можно видеть, что повторяется неединобожное совращение «плебса» «хлебом» (поклонение инстинкту продолжения рода) и «зрелищами» (поклонение инстинкту самосохранения) и полное пренебрежение устремлением к Божественному (вне зависимости от того, называется Божественное, в зависимости от религиозной конфессии, Богом, Аллахом, Иеговой, Пустотой).
Идёт демонстративный отказ от Божественной логики, логики любви, единения, прощения, милосердия, и откровенный переход к логике человеческой, логике ненависти, стяжательства, разделения, превосходства. Безусловно, в таких условиях говорить о развитии поддерживающих семью традиционных ценностей, постулирующих, с одной стороны, первичность Божественного и вторичность человеческого, а с другой стороны, их диалектическое единство в Божественном, просто не приходится.
В качестве предварительных замечаний по поводу мер поддержки семьи в России хотелось бы заметить следующее: семья держится, во-первых, на нравственности женщины, её готовности к самоотдаче ради семьи и ребенка, а также на её верности мужу (что можно говорить сейчас о поддержке семьи, если в России до недавнего времени делалось до 1 миллиона абортов в год по официальной статистике), во-вторых, на работе и достоинстве отца, способного с помощью своей работы обеспечить минимальные потребности семьи (если отец не может содержать семью с помощью честного труда и дать женщине возможность посвятить себя детям и заботе о муже, и вынужден так или иначе «приворовывать», то о какой поддержке семьи можно говорить), в-третьих, на послушании детей родителям (при том засилии «западной» масс-культурной продукции, потворствующей инстинктам самосохранения и продолжения рода и откровенно отрицающей традиционные ценности России, что можно говорить о поддержке семьи). Без веры и без здорового образа жизни (если женщина пьёт, мечтает об удовольствиях, она не будет нравственной, станет изменять мужу, и, в конечном счёте, семья распадётся; если мужчина перерабатывает, мечтает о развлечениях на стороне, то он не будет заботиться о семьи и семья также распадётся; если дети смотрят «западные» мультики, где суггестивно высмеиваются любовь, дружба, забота друг о друге, и, наоборот, крайне желательными выставляются жадность и низменность, то семьи, как таковой, также не будет). Таким образом, вера и любовь к Творцу и их манифестация в виде соблюдения основных заповедей на основе чётких нравственных установок – это, если говорить, предварительно, основные требования для поддержания семьи на, что называется, «низовом уровне».
Что же касается, поддержки семьи на более высоком уровне, то, пока в качестве предварительных замечаний, хотелось бы заявить о необходимости немедленно принять законы (подробно, комплекс мер будет представлен во второй части работы):
- ограничивающие воровство (инстинкт самосохранения):
-- О конфискации имущества у тех, кто обворовал государство
-- О смертной казни за хищения в особо крупных масштабах
-- О контроле над расходами чиновников (в первую очередь, прокуратуры и полиции) или о контроле над соотношением между доходами и расходами чиновников
- ограничивающие разврат и поклонение вожделению (инстинкту продолжения рода)
-- О запрете пропаганды секса по масс-медиа
-- О регулировании продажы и запрете пропаганды алкоголя
-- О запрете на продажу и пропаганду наркотиков
-- О борьбе с проституцией
-- Об ограничении педерастии, лесбиянства и педофилии [В этом смысле, можно лишь поддержать законы об ограничении распространения педерастии, лесбиянства и педофилии, принятые сперва в Санкт-Петербурге, а затем в Российской Федерации, в целом. Более того, Россия постепенно становится и маяком для значительной части человечества, понимающего, что без здоровой семьи вся планетарная цивилизация будет обречена. Одновременно Россия становится и регулярным «возбудидетелем» ненависти, обиды и уныния у тех меньшинств, которые в последние годы пытаются направить планетарное человеческое сообщество по пути деградации. И это желательно иметь в виду. См., например,
http://inosmi.ru/politic/20170210/238703269.html.]
В соответствии с методикой системного (комплексного) подхода в управлении [См., например, Ulrich, H.; Probst, G. J. B.: Anleitung zum ganzheitlichen Denken und Handeln: ein Brevier für Führungskräfte, 4., unveränderte Aufl., Bern – Stuttgart, Haupt, 1995, 114пп. (на русском языке метод изложен в статье Савин,В.В.: Системный (комплексный) подход в экономических процессах. // Экономика 21 века, 7/2005, 43-51, 49п.), а также см. Каталевский Д.: Основы имитационного моделирования и системного анализа в управлении, 2-е изд., перераб. и доп.. – Москва: Изд. дом «Дело» РАНХиГС, 2015.], для выработки плана действий в комплексной ситуации желательно осуществить следующие шесть (6) шагов:
1. определить цели (что мы хотим получить), смоделировать проблемную ситуацию (что нам не позволяет достичь желаемого) и построить(статическую) модель системы (какие части есть и есть ли взаимосвязи между ними);
2. определить направленность взаимозависимостей между частями системы (прямые/обратные), осуществить примерный анализ частей (каждая часть имеет две характеристики: сумма влияний на другие части и сумма влияний на нее других частей системы), определить скорость реализации взаимосвязей между частями;
3. определить горизонт планирования и ключевые факторы системы(части, на которые мы не можем влиять, и характиристики которых таковы, что сумма влияний на другие части системы велика, а сумма влияний других частей системы на них мала), построить наиболее вероятный, а также оптимистический и пессимистический сценарии изменения системы (каковы результаты наиболее вероятного и, соответственно, оптимистического и пессимистического изменения ключевых факторов, согласно определению влекущие за собой изменения многих частей системы, или даже всей системы, как целого), определить влияние изменения системы на проблемную ситуацию в рамках каждого из сценариев (шансы/опасности);
4. определить уровень, на котором будет приниматься решение, определить управляемые (на которые мы можем прямо воздействовать) и неуправляемые (на которые мы не можем прямо воздействовать) части системы, определить индикаторы (части системы, изменение значения которых говорит о существенных изменениях ситуации), определить результаты воздействия на управляемые части системы (что произойдет, если влиять на управляемые части системы);
5. осуществить (творческий!) поиск стратегий поведения [Только на пятом шаге поиск таких стратегий можно считать более – менее оправданным!!!], оценить найденные стратегии с точки зрения цели, определить реализуемую стратегию, конкретизировать стратегию (описать конкретные мероприятия);
6. реализировать выбранное поведение в проблемной ситуации, осуществить мониторинг результатов реализации выбранного поведения в проблемной ситуации (и, возможно, созданить системы постоянного обучения) [На взгляд автора, простейшие формальные методы определения ключевых параметров комплексных адаптивных систем желательно знать каждому.].
Именно на основании данной методики авторский коллектив и предполагает разработать меры по поддержанию традиционных духовных ценностей и укреплению института семьи в Российской Федерации во второй части данной работы.
---