После классического Протестантизма -
Пять основ протестантского богословия -
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Доктрины_протестантизма
Sola fide -
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Sola_fide
"- позднее возник либеральный Протестантизм -
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Либерал ... стианство)
[quote]Особое внимание при этом уделялось доказательствам разумности и общественной полезности учения Христа, а также
вере в то, что люди способны преодолеть свою греховность своими же силами[3].[/quote]
[quote]Характерные черты богословия либерального протестантизма[5]:
1) Позиция антропоцентризма, в рамках которой
первоочередными называются и рассматриваются проблемы человека и его мира, и лишь потом — воля Бога. Данный подход полностью противоположен ортодоксальному протестантизму Лютера и Кальвина, для которых человек обсуждается исключительно в контексте своего отношения к Богу, находясь при этом в зависимом от Бога состоянии. 2)
Заявленные в качестве базовых положений христианства исторический оптимизм и уверенность в способности человека изменить в лучшую сторону самого себя и человеческие взаимоотношения, что противоречило богословскому мировоззрению Лютера и Кальвина, которые сохраняли пессимизм и фатализм в своих взглядах на человеческую природу и мир в целом. 3)
Попытка сближения теологии и светской науки с признанием за последней важной роли в процессе развития общества.
Основные тезисы либеральной теологии[9]:
Богопознание невозможно. Приблизиться к «высшей реальности» можно лишь на уровне человеческих эмоций и путём следования нравственным доктринам.
Возникновение христианства аналогично возникновению прочих религий и вызвано обычными историческими и социальными процессами.
Бог не открывал себя людям.
Иисус был идеалом нравственного человека, который, тем не менее, не закладывал вероучительных доктрин.
Современное богословие должно изучать историю возникновения христианства не принимая к рассмотрению категории сверхъестественного.
Либеральные теологи отвергли классическое христианское учение о триединстве, идею воплощения Бога, божественность Иисуса Христа, непорочное зачатие, смерть Иисуса на кресте во искупление человеческих грехов, его телесное воскресение, реальность чуда Пятидесятницы и других чудес, а также учение о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и первородном грехе, создав образ «либерального» исторического Иисуса[10].
Идеи либеральной протестантской теологии способствовали отказу от личности Иисуса Христа как реального человека[11][12], что способствовало формированию взглядов части немецких христиан на Иисуса как на арийца[9], одобрению нацистских расовых законов, «нового немецкого порядка» и сотрудничеству с Гитлером[13].[/quote]
Далее еще один этап -
[quote]Диалектическая теология, или теология кризиса — одно из направлений теологии протестантизма, возникшее в Европе в 20—30-х гг. ХХ века. Основоположником данной школы является швейцарский пастор Карл Барт, высказавший в своей книге «Толкование на послание апостола Павла к римлянам» (2 изд., 1922)
резкий протест в отношении либеральной традиции толкования Библии, бывшей на тот момент общепринятой[21].
В рамках диалектической теологии существовали как консервативные фундаменталистские, так и либерально-теологические тенденции, что в дальнейшем привело к её распаду.[/quote]
Ну и так далее...
С другой же стороны - касательно Католической и Православной церквей - озвучивается такое -
[quote]На практике принцип приводил к отрицанию свободы воли у человека (монергизм) в деле спасения и даже (в случае кальвинистов) к идее двойного предопределения.
Католицизм и православие утверждают синергизм как совместное участие воли человека и воли Бога в деле спасения.[/quote]
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Синерги ... ий_термин)
[quote]
Синергия (богословие)
Синерги́я, синерги́зм (греч. συνεργός, лат. cooperatio, рус. сотрудничество, согласованное действие) — богословская концепция, согласно которой человек должен сам «содействовать» своему исправлению.
Используется в богословии Православной Церкви и в протестантизме.
Блаженный Августин отрицал возможность всякого содействия, в противоположность учению пелагианства и полупелагианства.
В православии Править
Синергизм — это совместное действие (взаимодействие) Бога и человека в деле спасения человека. Человеку невозможно спастись без Бога, и Богу невозможно спасти человека без воли самого человека.[1] Термин «синергизм» вошел в богословие XVI веке
в дискуссиях между католиками и протестантами по вопросу спасения,[2], а затем пришел в Православие [источник не указан 281 день]. Подобная дискуссия велась ранее в неразделённой Церкви, в IV-V веке, между Августином и Пелагием, причем их спор был решен[уточнить] Иоанном Кассианом в духе синергизма.[источник не указан 980 дней]
В протестантизме Править
Взглядов Августина придерживался и Лютер, но Меланхтон и его последователи признавали волю искони присущею человеку способностью содействовать божественной благодати; это учение перешло и в лейпцигский интерим (см.), его же придерживался В. Штригель; лишь после того, как Иоганн Пфеффингер в Лейпциге в своем сочинении «De libero arbitrio» (1555) также примкнул к этому учению, Амсдорф и Флациус в Йене возбудили в 1558 г.
так назыв. «синергистический спор». Жители Виттенберга приняли сторону Пфеффингера, но герцогский двор официально отверг учение синергизма (в так назыв. «Konfutationsbuch», 1559); защитники его, Штригель и Гюгель, были посажены в тюрьму (в 1559 г.). В 1560 г. на диспуте в Веймаре Флациус объявил, что первородный грех есть сущность человека.
Спор закончился составлением формулы конкордии. В XIX веке Лютеранство вновь приблизилось к синергизму, с той оговоркой, что содействие человека при исправлении происходит не с помощью его естественных сил, а с помощью сил, дарованных ему благодатью.[/quote]
Формула конкордии, которой закончился спор -
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Формула_согласия -
[quote]1 артикул. Убеждение в абсолютной испорченности человеческой природы.
Первородный грех является отнюдь не слабым и незначительным, но столь глубоким извращением человеческой природы, что ничего здорового или неразвращенного не осталось в человеческом теле и человеческой душе
2 артикул. "Воля человека при его обращении совершенно пассивна" (монергизм)
3 артикул. "Вера не оправдывает без добрых дел"
4 артикул. «Добрые дела, конечно и несомненно, следуют за истинной верой»
[/quote]
Не знаю, откуда редакторы Википедии причислили Протестантизм к синергии - из материалов проистекает совсем другое.