Прием закончен, женщина прощается. Я кладу трубку, и мне вспоминается недавно увиденный фильм с необычным и странным названием «Рассекая волны». Его поставил в 1996 году датский кинорежиссер Ларс фон Триер. Фильм поразительный. Он рассказывает о женщине из верующей семьи, которую именно вера стала превращать в убийцу и подтолкнула к нарушению главных моральных норм.
Грязное, безнравственное поведение, пренебрежение устоями общества, в котором живет молодая женщина, — что могло стать этому причиной? Режиссер утверждает, что причиной является чистое и сильное чувство любви. Может ли любовь быть причиной греха? Когда первый раз смотришь фильм, возникает ощущение, что может. И только спустя некоторое время сквозь сцены мучений, болезней и смерти проглядывает полная картина.
Отрезанная от людей община на северо-западе Шотландии живет по четко установленным законам и принципам: обязательное посещение церкви, молитва, соблюдение заповедей, уважение к родителям, категорическое осуждение воровства и разврата. Любое общество, чтобы нормально существовать, должно жить не только по законам материального мира — главным условием выживания является соблюдение законов духовных. Именно соблюдение духовных законов подняло человека из животного состояния на более высокий уровень. За духовную и нравственную атмосферу общения в поселке отвечают протестантские священники. Они подчеркнуто суровы и аскетичны.
Показана сцена похорон одного из прихожан. В своем напутственном слове священник жестко произносит: «Этот человек несомненно попадет в ад, поскольку он грешил».
Жестко клеймя тех, кто нарушает заповеди и впадает в грех, священники пытаются спасти общину от нравственного хаоса. Людям нужны духовные ориентиры, они должны осознавать, что является грехом, и воздерживаться от того, что вредит душе. Священники достаточно жестко относятся к чужакам. Разлагающее влияние современной цивилизации может поколебать устои и разрушить общину изнутри. Поэтому вполне резонно выглядит вопрос, заданный молодой женщине, которая влюбилась в иностранца, работающего на буровой вышке, и хочет выйти за него замуж.
— Зачем он тебе нужен?
— Я его люблю, — простодушно отвечает девушка.
— Но ведь он же иностранец, что дали нам эти иностранцы?
Девушка, помедлив, неожиданно отвечает:
— Они дали нам музыку.
Не знание, не способности, не технический прогресс. Самое ценное, что она получила, — музыка. В этой фразе кроется ее дальнейшая судьба. Перед смертью она также выберет музыку. Но сейчас она влюбилась и хочет выйти замуж.
Показана свадьба и обряд венчания в церкви. И вот здесь начинаются странности. После бракосочетания все выходят на улицу, и приятель жениха обращается к стоящему рядом священнику: «Святой отец, звоните во все колокола». Бросив на него тяжелый взгляд, тот отвечает: «У нас нет колоколов. Нашей церкви колокола не нужны». — «Грустно, что у вас нет колоколов», — бросает молодой человек, и свадебная процессия движется дальше.
Вид пустой колокольни настораживает. Появляется ощущение необъяснимой тревоги.
Следующая странная сцена. Невеста требует от жениха немедленной физической близости: «Немедленно, сейчас же, хоть в туалете». Жених смущен и растерян. Он предлагает подождать до вечера, но страсть, вспыхнувшую в душе женщины, уже не остановить. Они впопыхах, по-животному занимаются сексом в туалете.
После нескольких дней общения муж должен вернуться обратно на буровую. Но любовь в душе молодой женщины все сильнее превращается в страсть и требует немедленного физического удовлетворения.
Что сделала бы на ее месте обычная легкомысленная женщина? Не сумев сдержать свою похотливость, начала бы посматривать на других мужчин. Познакомилась бы с одним, с другим, удовлетворила бы свое животное желание. Понемножечку истребила бы этим чувство любви в душе, уравновесила бы изменой свое ненасытное желание обладать любимым человеком. Потом пошла бы в церковь и явно или мысленно покаялась.
Но героиня фильма — глубоко верующая. Она даже не помышляет об измене. Грешить для нее недопустимо. Она убежденно и искренне верит в Бога. И именно это становится причиной ее трагедии. Тайком она пробирается в храм и, обращаясь к Всевышнему с молитвой, просит Его исполнить ее страстное желание. Она хочет видеть своего любимого как можно скорее. Она хочет, чтобы любимый все время был рядом.
Иисус Христос говорил, что любая просьба, обращенная к Богу в молитве, исполняется. Желание молодой влюбленной женщины исполняется неотвратимо. Через короткое время муж возвращается к ней — возвращается инвалидом, навсегда прикованным к постели. Но когда она бросается к нему, он вдруг отталкивает ее руку.
Наша интуиция знает все. Все, что было, что есть и что будет. Не всегда наше подсознание сообщает нам о том, как связаны события. Но в наших чувствах это знание есть. Молодой человек неожиданно для себя понял, что жена своей страстью его убивает. Он увидел, что у него нет шансов. Смерть и инвалидность, пришедшие к нему, выглядят как безумная привязанность его жены. А дальше происходит невероятное: он просит ее изменить ему с другим мужчиной. Любящая женщина оскорблена до глубины души. Она негодует, она возмущена. В ярости она оскорбляет его, обзывает несчастным инвалидом, затем убегает.
И неожиданно ему становится лучше, и он осознает, что у него есть только один шанс выжить. Свою страсть жена должна направить на другого человека. Именно страсть, а не любовь. Любовь должна принадлежать им обоим, а убийственную страсть нужно направить к другому. Из любви к своему мужу женщина соглашается. Она готова пойти и отдаться кому угодно, лишь бы мужу стало лучше. Так она наталкивается на ненависть со стороны общества: мальчишки бросают в нее камнями и обзывают проституткой, мать не пускает ее на порог своего дома, священник равнодушно отворачивается от нее, когда она, избитая, лежит на дороге.
Но это еще не все. Она узнает, что ее любимый человек умирает, и едет к преступникам и убийцам на корабль, чтобы в последний раз исполнить роль проститутки. Этим она надеется спасти любимого человека. Умирая, она спрашивает, стало ли ему лучше. Но Бог не дает ей радости исполненного желания и перед смертью. Ей отвечают, что лучше ему не стало, и она умирает с ощущением несбывшейся мечты. Человеческое разрушено полностью. Самые высокие надежды и чувства потерпели крах. Ее желания не сбылись, ожидания рухнули. Черная, зияющая пустота.
Она уносит в могилу только одно — любовь. Это чувство у нее никто никогда не отнимет. Ее должны похоронить, как хоронят обычных грешников. И, как обычно в таких случаях, священник произнесет проклятие над ее гробом. Но ее любимый человек необъяснимо начинает выздоравливать. Вместе с друзьями он выкрадывает тело своей жены, оставляя в гробу мешок с песком. Они хоронят ее в море, по морскому обычаю — без религиозных отпеваний и наставлений. И в этот момент в небе звонят колокола.
Фильм называется «Рассекая волны». Последние кадры фильма — это кульминационная сцена. В ней сжат, сосредоточен весь смысл фильма. Юная женщина победила свою страсть, убивающую ее душу и жизнь ее мужа. Она сумела победить свою страсть только через собственную смерть. Но разрушением тела она спасает свою душу и открывает ее Творцу. И звон колоколов извещает об этом. Колокольный звон напоминает людям о Боге. В первую очередь он нужен не священникам в церкви, а всем людям. Когда звучит колокол, останавливается сознание с его человеческой логикой и желаниями, начинает звучать Божественная музыка, и человек может увидеть высшую логику происходящего.
Любовь в этом фильме победила, как, впрочем, и в жизни. Любовь — чувство вечное и неприкосновенное. От нее можно надолго закрыться деньгами, желаниями и страстями и существовать в своем крошечном стабильном мирке, медленно и незаметно умирая. Но рано или поздно любовь придет и победит. Если раньше, то через страдания, если позже — через смерть.
Остается непонятной трагедия главной героини. Получается, что любовь убила ее. Если бы не было этого всесильного чувства, если бы не было такой искренности и веры, она была бы жива и здорова. Хочется понять главную проблему. Почему такая чистая, светлая и возвышенная любовь сопровождается такой испепеляющей, безумной страстью. Чуть позже ответ приходит сам. Страсть появилась, потому что на звоннице не было колоколов.
Если учитель ошибается, то чем искреннее и честнее его ученик, чем более он послушен, тем больше он пострадает. Беззаветная вера юной женщины в то, что говорили священники, привела к трагедии. Почему? Проанализируем нравственную атмосферу поселка. Его жители никогда не упоминают имя Творца всуе, относятся к вере с большим уважением — третья заповедь. Они регулярно ходят в церковь и посвящают свободное время Богу — четвертая заповедь. Уважают своих родителей, чтят их и заботятся о них — пятая заповедь. Не убивают и не воруют — шестая и восьмая заповеди. Не прелюбодействуют и жестко осуждают подобное поведение — седьмая заповедь. Жители общины не завидуют более удачливым соседям и не лгут — девятая и десятая заповеди.
Главная героиня также свято соблюдала все эти каноны до тех пор, пока не полюбила. Но когда любовь и высшее счастье пришли в ее душу, выяснилось, что женщина, свято соблюдая заповеди, нарушает две из них — первую и вторую. И оказывается, что ее душа стремится не к Творцу, а к любимому человеку.
Любовь — это самая большая сила во вселенной. И чем сильнее она раскрывается в душе человека, тем больше опасность при ее неправильном направлении. С низкой энергией, в животном состоянии, не испытывая любви, человек может особенно не задумываться о выполнении Божественных заповедей. Но если он хочет все-таки быть не животным, а человеком, высшие законы бытия нужно исполнять, и в первую очередь — главные законы. Высшим законом вселенной является стремление к единству с Творцом, любовь к Нему как высшее счастье и принятие Его воли как механизм получения этого высшего счастья.~Лазарев С.Н.
(Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2)