Тетя Шура и евреи

Все о взаимоотношениях с нашими любимыми и близкими
Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 20 дек 2019, 10:44

Когда в русско-еврейском инете поднимается очередная дискуссия на вечную тему антисемитизмa, его природы и источников, – я каждый раз вспоминаю тетю Шуру, нашу соседку по коммунальной квартире…

Изображение

Детство и начало отрочества я провел в старой питерской коммуналке на Пяти углах – знаменитом перекрестке Загородного проспекта, Разъезжей и улицы Рубинштейна. Классическая питерская коммуналка на пять семей, с маленькой кухней и общим туалетом, где у каждой семьи была своя лампочка и свой выключатель. Отопление было печное: во дворе стояли дровяные клетушки-сарайчики, и зимой моей обязанностью и развлечением были походы по черной лестнице за дровами. Ванной или душа, естественно, не было –

по воскресеньям ходили в баню, терпеливо выстаивая там многочасовые очереди. Нам с отцом, вернувшимся с войны без ноги, всегда приходилось ждать, пока освободится пара казенных банных костылей: заходить в моечную со своими запрещалось. Инвалидов было много, а казенных костылей – всего несколько пар. Собственно, очереди были повсюду, и стояние в них являлось обязательной и привычной составляющей бытия…



Центром квартирной жизни, конечно же, была кухня, слишком маленькая для такого количества жильцов. Поскольку, кроме плиты, там размещались еще пять кухонных столиков, – жизненного пространства почти не оставалось, и хозяйки стояли у плиты буквально вплотную, впритирку друг к другу. Разумеется, духота, теснота и скученность время от времени приводили к скандалам. Этому сильно способствовал тот факт, что на пять семей было всего четыре конфорки – при том, что на плите не только готовили, но и кипятили белье в больших цинковых баках. Очередь на конфорки занимали друг за другом; о дне стирки надо было договариваться с соседками заранее. Конфорки не простаивали ни минуты, и одним из воспоминаний моего детства остался деликатный стук в дверь комнаты и возглас «Ваш чяйник кипеля!» соседа Тойвонена, старого атлета-финна, бывшего циркового борца, боровшегося когда-то с самим Поддубным. Тойвонен и его русская жена были бездетны и время от времени приглашали меня в свою комнату поиграть. Как-то раз он предложил родителям учить меня финскому языку, без которого явно тосковал. Родители вежливо поблагодарили, но на всякий случай отказались. Большую часть жизни они прожили при товарище Сталине и хорошо усвоили, что знание иностранного языка, тем более – несанкционированное,– может оказаться путевкой в лагерь в качестве шпиона соответствующей разведки, а то и нескольких. Финский язык я так и не выучил; в 70-е, когда он был крайне востребован фарцовщиками и интердевочками, я не раз об этом жалел.



Но вернемся на кухню. Самой скандальной соседкой, с которой остальные предпочитали не связываться, была тетя Шура – крикливая деревенская баба, попавшая в Ленинград после войны и как-то зацепившаяся в городе. Ее комнатка была единственной, в которой я ни разу не был за все годы жизни в этой квартире. Если дверь в коридор была открыта, можно было видеть, что все свободное пространство занято какими-то сундуками, чемоданами и узлами – и еще один сундук стоял рядом с дверью в коридоре. Помню, что что тянуло из этой норы какой-то специфической кисловатой затхлостью – так не пахла ни одна из комнат нашей коммуналки. Стенка напротив двери была увешана иконами – тетя Шура была не на шутку набожной. Посередине иконостаса – суровый Иисус, рядом и чуть пониже – Богоматерь; вокруг были развешаны большие и малые лики святых. Иногда в коридоре было слышно, как она молилась, – почти так же громко, как и скандалила. В праздники (разумеется, православные, а не советские) она принаряжалась и шла в церковь – несмотря на хрущевские гонения, какие-то церкви еще действовали.



Бóльшую часть своего свободного времени тетя Шура толкалась на кухне, бдительно следя за порядком и соблюдением очереди пользования конфорками, – у себя в комнате ей было скучно. Ее также интересовало, кто и что готовит и вообще покупает, почем брали и где достали. Если кто-то из соседей приобретал то, что «простой человек», по ее разумению, позволить себе не мог, – в пространство летели филиппики о буржуйских замашках «некоторых там», которые «много о себе понимают». С ней старались не связываться, хотя скандал все равно мог вспыхнуть в любой момент и по любому поводу. Чаще всего тетя Шура сцеплялась с моей мамой – женщиной нервной и вспыльчивой. Больше всего тетю Шуру раздражало то, что мама готовила на настоящем сливочном – а не на постном – масле, и готовила с избытком: как у всех блокадников, еда у матери превратилась в навязчивую идею.



В какой-то момент мать не выдерживала – и начиналась свара, в которой припоминались все предыдущие разборки. Скандал всегда заканчивался одинаково: тетя Шура сворачивала на излюбленную еврейскую тему и и перечисляла все неискупимые вины евреев перед русским народом – от изготовления мацы на крови христианских младенцев до врачей-убийц. (Тот факт, что после смерти Сталина «дело врачей» закрыли и врачей реабилитировали, был для тети Шуры еще одним подтверждением еврейского заговора и всесилия евреев). В завершение речи тетя Шура выражала искреннее сожаление, что Гитлер не смог закончить свою работу. Ни одна из соседок не вмешивалась: по неписаному правилу, разборки всегда проходили по формуле «один на один», точнее, – «одна на одну». Мужчины, по тому же неписаному правилу, в кухонные скандалы женщин также не вмешивались – иначе жизнь в коммуналке стала бы просто невыносимой.



При упоминании Гитлера мать в бешенстве влетала в комнату, хлопнув дверью, какое-то время продолжала кричать, – потом, остыв, возвращалась к плите, плотно сжав губы, не глядя на торжествующую тетю Шуру.



Лет в шесть я уже вполне понимал, о чем идет речь. Во дворе, где в хорошую погоду я проводил все свободное время, «еврей» было словом оскорбительным – впрочем, не из самых обидных. «Евреем» назывался тот, кто «жидился», то есть жадничал – эти два слова были созвучны и казались однокоренными. Помню, я и сам совершенно естественно мог при случае обозвать «евреем» кого-нибудь из ребят – пока это случайно не услышал Тойвонен и не сообщил отцу. Сосед сам был «нацменом», и национальный вопрос был для него чувствительным.



Со мной провели беседу, в результате которой я узнал, что и я сам, и папа с мамой, и старшая сестра, и мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры – все мы евреи. Помню, как ошеломило меня это открытие: быть евреем совсем не хотелось. «И дядя Яша – еврей? И тетя Лиза – еврейка? И тетя Лена?» – переспрашивал я в тайной надежде, что кто-то из них окажется неевреем и мне можно будет каким-то образом к этому присоединиться. Вариантов не оставалось: евреями были решительно все…



Я очень хорошо помню этот разговор – тогда пролегла незримая черта между мной и окружающими.



В той или иной форме такое потрясение пережили, думаю, все мои российские соплеменники. Каждый, взрослея, решал эту проблему по-своему: одни пытались скрыть свое еврейство, уйти от него – иногда радикально; другие, напротив, демонстративно подчеркивали его и бравировали им. Некоторые просто строили вокруг себя защитную стену, создав чисто еврейский круг общения, – они, как правило, уходили потом в сионистское движение или в иудаизм.



Полностью освободиться от ощущения инаковости, стать «таким, как все», – я смог, разумеется, только здесь, в Израиле.



…Очередной скандал между тетей Шурой и моей мамой закончился не по традиционному сценарию. Когда тетя Шура, привычно перечислив все многовековые еврейские преступления, собралась уже перейти к финальному аккорду, – мать опередила ее:



– А раз ты так евреев ненавидишь – что же ты тогда евреям-то молишься? – крикнула она уже предвкушавшей победу тете Шуре. Та осеклась и уставилась на мать непонимающим взглядом.



– Так Иисус же твой – еврей! И Дева Мария – тоже еврейка! – разъяснила мать. – Что, не знала?



Ничего больше мать сказать не успела – тетя Шура бросилась на нее с каким-то звериным воем. По счастью, на кухне были еще соседи – тетю Шуру оттащили; мать, от греха подальше, увели в комнату.



– Не веришь мне – спроси у Натальи Андреевны! – успела крикнуть мать, уходя из кухни.



Наталья Андреевна, спокойная, очень интеллигентная и образованная женщина, – как я сейчас понимаю, из дворян, – была единственной из соседок, которую тетя Шура очень уважала и никогда с ней не ссорилась: она терпеливо помогала малограмотной тете Шуре с прочтением казенных бумаг, написанием писем деревенской родне, снятием показаний со счетчика и консультировала при необходимости какого-либо общения с властью.



В момент скандала Наталья Андреевна тоже была на кухне и подтвердила обезумевшей от маминого кощунства тете Шуре, что да – и Дева Мария, и сын ее Иисус были евреями, и что написавший псалтырь царь Давид, из рода которого происходил Иисус, – тоже еврей. Как, впрочем, и почти все персонажи и Ветхого, и Нового Завета, включая Иоанна Крестителя и всех двенадцать апостолов с Марией Магдалиной, – а не один только Иуда-предатель.



Потрясенная тетя Шура закрылась у себя.



Дня три после этого она практически не выходила из своей комнаты, покидая ее только в случае крайней необходимости; молча приготовив на кухне еду, она немедленно возвращалась. Проходя по коридору, я услышал, как она плачет.



Потом кризис закончился и тетя Шура вернулась к своей обычной жизни – с сидением на кухне и заглядыванием в чужие кастрюли. С моей мамой, правда, она больше не сцеплялась.



В очередной раз, когда я был в коридоре и дверь в ее комнатушку оказалась открыта – тетя Шура несла двумя руками горячую кастрюлю с супом, – я бросил взгляд внутрь. Икон на стенке больше не было – на их месте светлели пустые квадраты незакопченных обоев.



Теперь я понимаю, какую, без преувеличения, драму она пережила тогда и какой экзистенциальный выбор ей пришлось сделать. Мир рухнул: Иисус Христос и Богоматерь-заступница, которой тетя Шура привычно молилась с детства, оказались евреями – и с этим ничего нельзя было поделать. Совсем ничего. А молиться евреям было выше ее сил…



В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.



Автор: Юрий Фридман-сарид

Аватара пользователя
Дмитрий(CHDV)
Зарегистрированный участник
Сообщения: 975
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 15:01
Ник: Дмитрий(CHDV)

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Дмитрий(CHDV) » 20 дек 2019, 16:34

Ruti писал(а):
20 дек 2019, 10:44
Когда в русско-еврейском инете поднимается очередная дискуссия на вечную тему антисемитизмa, его природы и источников, – я каждый раз вспоминаю тетю Шуру, нашу соседку по коммунальной квартире…
Изображение

Детство и начало отрочества я провел в старой питерской коммуналке на Пяти углах – знаменитом перекрестке Загородного проспекта, Разъезжей и улицы Рубинштейна. Классическая питерская коммуналка на пять семей, с маленькой кухней и общим туалетом, где у каждой семьи была своя лампочка и свой выключатель. Отопление было печное: во дворе стояли дровяные клетушки-сарайчики, и зимой моей обязанностью и развлечением были походы по черной лестнице за дровами. Ванной или душа, естественно, не было –

по воскресеньям ходили в баню, терпеливо выстаивая там многочасовые очереди. Нам с отцом, вернувшимся с войны без ноги, всегда приходилось ждать, пока освободится пара казенных банных костылей: заходить в моечную со своими запрещалось. Инвалидов было много, а казенных костылей – всего несколько пар. Собственно, очереди были повсюду, и стояние в них являлось обязательной и привычной составляющей бытия…



Центром квартирной жизни, конечно же, была кухня, слишком маленькая для такого количества жильцов. Поскольку, кроме плиты, там размещались еще пять кухонных столиков, – жизненного пространства почти не оставалось, и хозяйки стояли у плиты буквально вплотную, впритирку друг к другу. Разумеется, духота, теснота и скученность время от времени приводили к скандалам. Этому сильно способствовал тот факт, что на пять семей было всего четыре конфорки – при том, что на плите не только готовили, но и кипятили белье в больших цинковых баках. Очередь на конфорки занимали друг за другом; о дне стирки надо было договариваться с соседками заранее. Конфорки не простаивали ни минуты, и одним из воспоминаний моего детства остался деликатный стук в дверь комнаты и возглас «Ваш чяйник кипеля!» соседа Тойвонена, старого атлета-финна, бывшего циркового борца, боровшегося когда-то с самим Поддубным. Тойвонен и его русская жена были бездетны и время от времени приглашали меня в свою комнату поиграть. Как-то раз он предложил родителям учить меня финскому языку, без которого явно тосковал. Родители вежливо поблагодарили, но на всякий случай отказались. Большую часть жизни они прожили при товарище Сталине и хорошо усвоили, что знание иностранного языка, тем более – несанкционированное,– может оказаться путевкой в лагерь в качестве шпиона соответствующей разведки, а то и нескольких. Финский язык я так и не выучил; в 70-е, когда он был крайне востребован фарцовщиками и интердевочками, я не раз об этом жалел.



Но вернемся на кухню. Самой скандальной соседкой, с которой остальные предпочитали не связываться, была тетя Шура – крикливая деревенская баба, попавшая в Ленинград после войны и как-то зацепившаяся в городе. Ее комнатка была единственной, в которой я ни разу не был за все годы жизни в этой квартире. Если дверь в коридор была открыта, можно было видеть, что все свободное пространство занято какими-то сундуками, чемоданами и узлами – и еще один сундук стоял рядом с дверью в коридоре. Помню, что что тянуло из этой норы какой-то специфической кисловатой затхлостью – так не пахла ни одна из комнат нашей коммуналки. Стенка напротив двери была увешана иконами – тетя Шура была не на шутку набожной. Посередине иконостаса – суровый Иисус, рядом и чуть пониже – Богоматерь; вокруг были развешаны большие и малые лики святых. Иногда в коридоре было слышно, как она молилась, – почти так же громко, как и скандалила. В праздники (разумеется, православные, а не советские) она принаряжалась и шла в церковь – несмотря на хрущевские гонения, какие-то церкви еще действовали.



Бóльшую часть своего свободного времени тетя Шура толкалась на кухне, бдительно следя за порядком и соблюдением очереди пользования конфорками, – у себя в комнате ей было скучно. Ее также интересовало, кто и что готовит и вообще покупает, почем брали и где достали. Если кто-то из соседей приобретал то, что «простой человек», по ее разумению, позволить себе не мог, – в пространство летели филиппики о буржуйских замашках «некоторых там», которые «много о себе понимают». С ней старались не связываться, хотя скандал все равно мог вспыхнуть в любой момент и по любому поводу. Чаще всего тетя Шура сцеплялась с моей мамой – женщиной нервной и вспыльчивой. Больше всего тетю Шуру раздражало то, что мама готовила на настоящем сливочном – а не на постном – масле, и готовила с избытком: как у всех блокадников, еда у матери превратилась в навязчивую идею.



В какой-то момент мать не выдерживала – и начиналась свара, в которой припоминались все предыдущие разборки. Скандал всегда заканчивался одинаково: тетя Шура сворачивала на излюбленную еврейскую тему и и перечисляла все неискупимые вины евреев перед русским народом – от изготовления мацы на крови христианских младенцев до врачей-убийц. (Тот факт, что после смерти Сталина «дело врачей» закрыли и врачей реабилитировали, был для тети Шуры еще одним подтверждением еврейского заговора и всесилия евреев). В завершение речи тетя Шура выражала искреннее сожаление, что Гитлер не смог закончить свою работу. Ни одна из соседок не вмешивалась: по неписаному правилу, разборки всегда проходили по формуле «один на один», точнее, – «одна на одну». Мужчины, по тому же неписаному правилу, в кухонные скандалы женщин также не вмешивались – иначе жизнь в коммуналке стала бы просто невыносимой.



При упоминании Гитлера мать в бешенстве влетала в комнату, хлопнув дверью, какое-то время продолжала кричать, – потом, остыв, возвращалась к плите, плотно сжав губы, не глядя на торжествующую тетю Шуру.



Лет в шесть я уже вполне понимал, о чем идет речь. Во дворе, где в хорошую погоду я проводил все свободное время, «еврей» было словом оскорбительным – впрочем, не из самых обидных. «Евреем» назывался тот, кто «жидился», то есть жадничал – эти два слова были созвучны и казались однокоренными. Помню, я и сам совершенно естественно мог при случае обозвать «евреем» кого-нибудь из ребят – пока это случайно не услышал Тойвонен и не сообщил отцу. Сосед сам был «нацменом», и национальный вопрос был для него чувствительным.



Со мной провели беседу, в результате которой я узнал, что и я сам, и папа с мамой, и старшая сестра, и мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры – все мы евреи. Помню, как ошеломило меня это открытие: быть евреем совсем не хотелось. «И дядя Яша – еврей? И тетя Лиза – еврейка? И тетя Лена?» – переспрашивал я в тайной надежде, что кто-то из них окажется неевреем и мне можно будет каким-то образом к этому присоединиться. Вариантов не оставалось: евреями были решительно все…



Я очень хорошо помню этот разговор – тогда пролегла незримая черта между мной и окружающими.



В той или иной форме такое потрясение пережили, думаю, все мои российские соплеменники. Каждый, взрослея, решал эту проблему по-своему: одни пытались скрыть свое еврейство, уйти от него – иногда радикально; другие, напротив, демонстративно подчеркивали его и бравировали им. Некоторые просто строили вокруг себя защитную стену, создав чисто еврейский круг общения, – они, как правило, уходили потом в сионистское движение или в иудаизм.



Полностью освободиться от ощущения инаковости, стать «таким, как все», – я смог, разумеется, только здесь, в Израиле.



…Очередной скандал между тетей Шурой и моей мамой закончился не по традиционному сценарию. Когда тетя Шура, привычно перечислив все многовековые еврейские преступления, собралась уже перейти к финальному аккорду, – мать опередила ее:



– А раз ты так евреев ненавидишь – что же ты тогда евреям-то молишься? – крикнула она уже предвкушавшей победу тете Шуре. Та осеклась и уставилась на мать непонимающим взглядом.



– Так Иисус же твой – еврей! И Дева Мария – тоже еврейка! – разъяснила мать. – Что, не знала?



Ничего больше мать сказать не успела – тетя Шура бросилась на нее с каким-то звериным воем. По счастью, на кухне были еще соседи – тетю Шуру оттащили; мать, от греха подальше, увели в комнату.



– Не веришь мне – спроси у Натальи Андреевны! – успела крикнуть мать, уходя из кухни.



Наталья Андреевна, спокойная, очень интеллигентная и образованная женщина, – как я сейчас понимаю, из дворян, – была единственной из соседок, которую тетя Шура очень уважала и никогда с ней не ссорилась: она терпеливо помогала малограмотной тете Шуре с прочтением казенных бумаг, написанием писем деревенской родне, снятием показаний со счетчика и консультировала при необходимости какого-либо общения с властью.



В момент скандала Наталья Андреевна тоже была на кухне и подтвердила обезумевшей от маминого кощунства тете Шуре, что да – и Дева Мария, и сын ее Иисус были евреями, и что написавший псалтырь царь Давид, из рода которого происходил Иисус, – тоже еврей. Как, впрочем, и почти все персонажи и Ветхого, и Нового Завета, включая Иоанна Крестителя и всех двенадцать апостолов с Марией Магдалиной, – а не один только Иуда-предатель.



Потрясенная тетя Шура закрылась у себя.



Дня три после этого она практически не выходила из своей комнаты, покидая ее только в случае крайней необходимости; молча приготовив на кухне еду, она немедленно возвращалась. Проходя по коридору, я услышал, как она плачет.



Потом кризис закончился и тетя Шура вернулась к своей обычной жизни – с сидением на кухне и заглядыванием в чужие кастрюли. С моей мамой, правда, она больше не сцеплялась.



В очередной раз, когда я был в коридоре и дверь в ее комнатушку оказалась открыта – тетя Шура несла двумя руками горячую кастрюлю с супом, – я бросил взгляд внутрь. Икон на стенке больше не было – на их месте светлели пустые квадраты незакопченных обоев.



Теперь я понимаю, какую, без преувеличения, драму она пережила тогда и какой экзистенциальный выбор ей пришлось сделать. Мир рухнул: Иисус Христос и Богоматерь-заступница, которой тетя Шура привычно молилась с детства, оказались евреями – и с этим ничего нельзя было поделать. Совсем ничего. А молиться евреям было выше ее сил…



В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.



Автор: Юрий Фридман-сарид
Ruti, :give_rose:

Аватара пользователя
Мусатова Светлана Леонидовна
Зарегистрированный участник
Сообщения: 534
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 18:07
Ник: Мусатова Светлана Леонидовна

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Мусатова Светлана Леонидовна » 20 дек 2019, 16:59

Спасибо вам большое Рути. Очень поучительная история. Иногда нам легче отказаться от Бога, чем начать менятся.
А насчет тёти Шуры, интересная история... За что она так ненавидела евреев? Наверное у нее была какая то причина?.. Возможно надо было помочь ей с этим разобраться.. И тогда бы все было по другому..
Хвала тебе Боже За тех кто прощает,
Кого научил ты любви!
Сквозь все испытания, гоненья, страдания,
Венец твой их ждет впереди!

Аватара пользователя
Okeana
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:02
Ник: Okeana

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Okeana » 21 дек 2019, 12:19

Ruti писал(а):
20 дек 2019, 10:44

В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.

Автор: Юрий Фридман-сарид
Не участвуете, но создаете их, получается? Иначе зачем здесь эту историю выложили? Ибо это ни что иное, как предложение поговорить о природе антисемитизма, а заодно Православную Церковь и ее паству выставить мракобесами и человеконенавистниками. Так выходит?
Лично я здесь вижу именно это. Или что вы хотели сказать, Юрий Фридман?

А насчет этой пресловутой тети Шуры - просто историю русской Церкви и вообще, историю России если поизучать немного, то все недоумения разъяснятся. Да, был такой перекос - неприятие евреев как нации.
По той причине, что необразованному, неграмотному народу сложно было разъяснить все тонкости истории данной религии. Тем более, что и священство много веков также было малообразованно - богословские и служебные книги на русском языке стали массово появляться лишь в 17 веке. Поэтому в детали не вникали, но говорили в общем - Израиль не принял Христа и за то был проклят. Евангельский эпизод с бесплодной смоковницей. А также - дальнейшие события, когда через несколько десятков лет был разрушен Иерусалимский храм, разогнано священство и сам город уничтожен, засыпан солью, чтобы ничего не росло, а народ рассеян. Все произошло по предсказанию Христа. Вот и возникала мысль, что Христос-то наш Бог, а не еврейский, иначе как так?
Понятное дело, что современная Церковь уже по иному переосмысливает отношение к евреям, понимая, что дети за отцов не ответчики, и антисемитизм не приветствуется, а информация стала намного доступнее для паствы любого образовательного уровня. И вот отсюда вопрос: с какой целью вы, Юрий, данную тему подняли сейчас?
Оксана Альберти

Аватара пользователя
AleksandraSergeevna
Зарегистрированный участник
Сообщения: 48
Зарегистрирован: 06 окт 2019, 07:44
Ник: AleksandraSergeevna

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение AleksandraSergeevna » 23 дек 2019, 17:08

Ruti писал(а):
20 дек 2019, 10:44
Когда в русско-еврейском инете поднимается очередная дискуссия на вечную тему антисемитизмa, его природы и источников, – я каждый раз вспоминаю тетю Шуру, нашу соседку по коммунальной квартире…

Изображение

Детство и начало отрочества я провел в старой питерской коммуналке на Пяти углах – знаменитом перекрестке Загородного проспекта, Разъезжей и улицы Рубинштейна. Классическая питерская коммуналка на пять семей, с маленькой кухней и общим туалетом, где у каждой семьи была своя лампочка и свой выключатель. Отопление было печное: во дворе стояли дровяные клетушки-сарайчики, и зимой моей обязанностью и развлечением были походы по черной лестнице за дровами. Ванной или душа, естественно, не было –

по воскресеньям ходили в баню, терпеливо выстаивая там многочасовые очереди. Нам с отцом, вернувшимся с войны без ноги, всегда приходилось ждать, пока освободится пара казенных банных костылей: заходить в моечную со своими запрещалось. Инвалидов было много, а казенных костылей – всего несколько пар. Собственно, очереди были повсюду, и стояние в них являлось обязательной и привычной составляющей бытия…



Центром квартирной жизни, конечно же, была кухня, слишком маленькая для такого количества жильцов. Поскольку, кроме плиты, там размещались еще пять кухонных столиков, – жизненного пространства почти не оставалось, и хозяйки стояли у плиты буквально вплотную, впритирку друг к другу. Разумеется, духота, теснота и скученность время от времени приводили к скандалам. Этому сильно способствовал тот факт, что на пять семей было всего четыре конфорки – при том, что на плите не только готовили, но и кипятили белье в больших цинковых баках. Очередь на конфорки занимали друг за другом; о дне стирки надо было договариваться с соседками заранее. Конфорки не простаивали ни минуты, и одним из воспоминаний моего детства остался деликатный стук в дверь комнаты и возглас «Ваш чяйник кипеля!» соседа Тойвонена, старого атлета-финна, бывшего циркового борца, боровшегося когда-то с самим Поддубным. Тойвонен и его русская жена были бездетны и время от времени приглашали меня в свою комнату поиграть. Как-то раз он предложил родителям учить меня финскому языку, без которого явно тосковал. Родители вежливо поблагодарили, но на всякий случай отказались. Большую часть жизни они прожили при товарище Сталине и хорошо усвоили, что знание иностранного языка, тем более – несанкционированное,– может оказаться путевкой в лагерь в качестве шпиона соответствующей разведки, а то и нескольких. Финский язык я так и не выучил; в 70-е, когда он был крайне востребован фарцовщиками и интердевочками, я не раз об этом жалел.



Но вернемся на кухню. Самой скандальной соседкой, с которой остальные предпочитали не связываться, была тетя Шура – крикливая деревенская баба, попавшая в Ленинград после войны и как-то зацепившаяся в городе. Ее комнатка была единственной, в которой я ни разу не был за все годы жизни в этой квартире. Если дверь в коридор была открыта, можно было видеть, что все свободное пространство занято какими-то сундуками, чемоданами и узлами – и еще один сундук стоял рядом с дверью в коридоре. Помню, что что тянуло из этой норы какой-то специфической кисловатой затхлостью – так не пахла ни одна из комнат нашей коммуналки. Стенка напротив двери была увешана иконами – тетя Шура была не на шутку набожной. Посередине иконостаса – суровый Иисус, рядом и чуть пониже – Богоматерь; вокруг были развешаны большие и малые лики святых. Иногда в коридоре было слышно, как она молилась, – почти так же громко, как и скандалила. В праздники (разумеется, православные, а не советские) она принаряжалась и шла в церковь – несмотря на хрущевские гонения, какие-то церкви еще действовали.



Бóльшую часть своего свободного времени тетя Шура толкалась на кухне, бдительно следя за порядком и соблюдением очереди пользования конфорками, – у себя в комнате ей было скучно. Ее также интересовало, кто и что готовит и вообще покупает, почем брали и где достали. Если кто-то из соседей приобретал то, что «простой человек», по ее разумению, позволить себе не мог, – в пространство летели филиппики о буржуйских замашках «некоторых там», которые «много о себе понимают». С ней старались не связываться, хотя скандал все равно мог вспыхнуть в любой момент и по любому поводу. Чаще всего тетя Шура сцеплялась с моей мамой – женщиной нервной и вспыльчивой. Больше всего тетю Шуру раздражало то, что мама готовила на настоящем сливочном – а не на постном – масле, и готовила с избытком: как у всех блокадников, еда у матери превратилась в навязчивую идею.



В какой-то момент мать не выдерживала – и начиналась свара, в которой припоминались все предыдущие разборки. Скандал всегда заканчивался одинаково: тетя Шура сворачивала на излюбленную еврейскую тему и и перечисляла все неискупимые вины евреев перед русским народом – от изготовления мацы на крови христианских младенцев до врачей-убийц. (Тот факт, что после смерти Сталина «дело врачей» закрыли и врачей реабилитировали, был для тети Шуры еще одним подтверждением еврейского заговора и всесилия евреев). В завершение речи тетя Шура выражала искреннее сожаление, что Гитлер не смог закончить свою работу. Ни одна из соседок не вмешивалась: по неписаному правилу, разборки всегда проходили по формуле «один на один», точнее, – «одна на одну». Мужчины, по тому же неписаному правилу, в кухонные скандалы женщин также не вмешивались – иначе жизнь в коммуналке стала бы просто невыносимой.



При упоминании Гитлера мать в бешенстве влетала в комнату, хлопнув дверью, какое-то время продолжала кричать, – потом, остыв, возвращалась к плите, плотно сжав губы, не глядя на торжествующую тетю Шуру.



Лет в шесть я уже вполне понимал, о чем идет речь. Во дворе, где в хорошую погоду я проводил все свободное время, «еврей» было словом оскорбительным – впрочем, не из самых обидных. «Евреем» назывался тот, кто «жидился», то есть жадничал – эти два слова были созвучны и казались однокоренными. Помню, я и сам совершенно естественно мог при случае обозвать «евреем» кого-нибудь из ребят – пока это случайно не услышал Тойвонен и не сообщил отцу. Сосед сам был «нацменом», и национальный вопрос был для него чувствительным.



Со мной провели беседу, в результате которой я узнал, что и я сам, и папа с мамой, и старшая сестра, и мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры – все мы евреи. Помню, как ошеломило меня это открытие: быть евреем совсем не хотелось. «И дядя Яша – еврей? И тетя Лиза – еврейка? И тетя Лена?» – переспрашивал я в тайной надежде, что кто-то из них окажется неевреем и мне можно будет каким-то образом к этому присоединиться. Вариантов не оставалось: евреями были решительно все…



Я очень хорошо помню этот разговор – тогда пролегла незримая черта между мной и окружающими.



В той или иной форме такое потрясение пережили, думаю, все мои российские соплеменники. Каждый, взрослея, решал эту проблему по-своему: одни пытались скрыть свое еврейство, уйти от него – иногда радикально; другие, напротив, демонстративно подчеркивали его и бравировали им. Некоторые просто строили вокруг себя защитную стену, создав чисто еврейский круг общения, – они, как правило, уходили потом в сионистское движение или в иудаизм.



Полностью освободиться от ощущения инаковости, стать «таким, как все», – я смог, разумеется, только здесь, в Израиле.



…Очередной скандал между тетей Шурой и моей мамой закончился не по традиционному сценарию. Когда тетя Шура, привычно перечислив все многовековые еврейские преступления, собралась уже перейти к финальному аккорду, – мать опередила ее:



– А раз ты так евреев ненавидишь – что же ты тогда евреям-то молишься? – крикнула она уже предвкушавшей победу тете Шуре. Та осеклась и уставилась на мать непонимающим взглядом.



– Так Иисус же твой – еврей! И Дева Мария – тоже еврейка! – разъяснила мать. – Что, не знала?



Ничего больше мать сказать не успела – тетя Шура бросилась на нее с каким-то звериным воем. По счастью, на кухне были еще соседи – тетю Шуру оттащили; мать, от греха подальше, увели в комнату.



– Не веришь мне – спроси у Натальи Андреевны! – успела крикнуть мать, уходя из кухни.



Наталья Андреевна, спокойная, очень интеллигентная и образованная женщина, – как я сейчас понимаю, из дворян, – была единственной из соседок, которую тетя Шура очень уважала и никогда с ней не ссорилась: она терпеливо помогала малограмотной тете Шуре с прочтением казенных бумаг, написанием писем деревенской родне, снятием показаний со счетчика и консультировала при необходимости какого-либо общения с властью.



В момент скандала Наталья Андреевна тоже была на кухне и подтвердила обезумевшей от маминого кощунства тете Шуре, что да – и Дева Мария, и сын ее Иисус были евреями, и что написавший псалтырь царь Давид, из рода которого происходил Иисус, – тоже еврей. Как, впрочем, и почти все персонажи и Ветхого, и Нового Завета, включая Иоанна Крестителя и всех двенадцать апостолов с Марией Магдалиной, – а не один только Иуда-предатель.



Потрясенная тетя Шура закрылась у себя.



Дня три после этого она практически не выходила из своей комнаты, покидая ее только в случае крайней необходимости; молча приготовив на кухне еду, она немедленно возвращалась. Проходя по коридору, я услышал, как она плачет.



Потом кризис закончился и тетя Шура вернулась к своей обычной жизни – с сидением на кухне и заглядыванием в чужие кастрюли. С моей мамой, правда, она больше не сцеплялась.



В очередной раз, когда я был в коридоре и дверь в ее комнатушку оказалась открыта – тетя Шура несла двумя руками горячую кастрюлю с супом, – я бросил взгляд внутрь. Икон на стенке больше не было – на их месте светлели пустые квадраты незакопченных обоев.



Теперь я понимаю, какую, без преувеличения, драму она пережила тогда и какой экзистенциальный выбор ей пришлось сделать. Мир рухнул: Иисус Христос и Богоматерь-заступница, которой тетя Шура привычно молилась с детства, оказались евреями – и с этим ничего нельзя было поделать. Совсем ничего. А молиться евреям было выше ее сил…



В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.



Автор: Юрий Фридман-сарид
Интересная статья. Думаю что главная мораль совсем не о евреях, а о том что тётя Шура не любила Бога на самом деле. Её гордость и ненависть к евреям была сильнее любви к Богу. Пример того как человек стремится к духовности без любви в душе.

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 25 дек 2019, 15:51

Cловами Сергея Николаевича: "Ненавидят тех, кого обворовывают".

Алексей
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1842
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Алексей » 25 дек 2019, 17:53

Может любят не за исключительность или не только за нее ? Дело не в национальности или религиозной принадлежности , а в самом человеке . Хотя даже в самом плохом можно найти что-то хорошее .
Как поступить ? Человек живёт , пока заблуждается , это его двигает . Если сказать правду , его это остановит и возможно убьёт .

Аватара пользователя
Okeana
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1467
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:02
Ник: Okeana

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Okeana » 25 дек 2019, 20:19

Рути, открытка некорректна! Те, кого на ней не хватает - уже не евреи, а христиане. Евреи сегодняшние - это те, кто Христа не приняли (хотя имели такую возможность), так что, нечего примазываться. ))
Оксана Альберти

gvendilone
Модератор
Сообщения: 1695
Зарегистрирован: 17 май 2011, 12:06
Ник: gvendilone

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение gvendilone » 26 дек 2019, 08:45

Ruti, напоминаю вам правила поведения на форуме. Словами можно говорить, что угодно, судят по делам. Вы пишете, что ничего не разжигаете, причем продолжая заострять внимание на межнациональных несовпадениях. Последнее китайское предупреждение :!:

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 26 дек 2019, 10:59

Если не заострять внимание на проблеме - то как ее решить?

Nucy
Зарегистрированный участник
Сообщения: 856
Зарегистрирован: 19 май 2011, 13:38
Ник: Nucy

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Nucy » 26 дек 2019, 11:19

Только как обратившись к Богу .
В некоторые минуты душа приходит на помощь телу и вселяет в него бодрость. Это единственная птица, оберегающая собственную клетку.Виктор Гюго. Отверженные

gvendilone
Модератор
Сообщения: 1695
Зарегистрирован: 17 май 2011, 12:06
Ник: gvendilone

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение gvendilone » 26 дек 2019, 11:58

Ruti писал(а):
26 дек 2019, 10:59
Если не заострять внимание на проблеме - то как ее решить?
все вы верно говорите, никак, если не поднимать. Но тут очень важен посыл - хочу ли я решить проблему или хочу лишний раз потоптаться, самоутвердиться? Причем, бывает, такой вопрос стоит задать своей душе и совести, и не раз..Мне понравилась первая история, но дальше вы развили тему, имхо, уже не в ту сторону :give_rose:

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 26 дек 2019, 22:34

Ну, да. Прежде, чем решить проблему - с ней надо ознакомиться, выслушать вторую сторону. Тут задавали вопрос - за что тетя Шура так относится к евреям? А как копнули глубже - так сразу "самоутверждение" и призывы к модератору (в данный момент потертые). Я представляю вторую сторону, так как знакома с ней не по наслышке, что я написала такого, что не соответствует истине?

Да, некоторым историческая действительность передана в извращенном виде, но что может заставить отбросить старые стереотипы, чтобы воспринять новое, как не факты? Ломоносов сказал: "У народа не помнящего прошлого - нет будущего". Станьте достойным будущего, найдите смелость.

Алексей
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1842
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Алексей » 26 дек 2019, 23:01

Ruti писал(а):
26 дек 2019, 22:34
Станьте достойным будущего, найдите смелость.
Жесть . Конструктивно , как это должно выглядеть ? Признать евреев избранными ?

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 14:12

алексей котылевский писал(а):
26 дек 2019, 23:01
... Конструктивно , как это должно выглядеть ? Признать евреев избранными ?

Вам это чем-то мешает? Хотите поговорить об этом?

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 14:17

Поясню: вы же не в претензии к Сергею Николаевичу, что он делает то, что делает, правда? Почему отношение к евреям должно быть другим? Спросите себя.

Алексей
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1842
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Алексей » 27 дек 2019, 14:51

Ruti писал(а):
27 дек 2019, 14:12
алексей котылевский писал(а):
26 дек 2019, 23:01
... Конструктивно , как это должно выглядеть ? Признать евреев избранными ?
Вам это чем-то мешает? Хотите поговорить об этом?
Мне нет . Зачем это надо Вам ? Вы далеко от зоны боевых действий ?
Ruti писал(а):
27 дек 2019, 14:17
Поясню: вы же не в претензии к Сергею Николаевичу, что он делает то, что делает, правда? Почему отношение к евреям должно быть другим? Спросите себя.
Я немного по-другому смотрю на вещи . Если рядом со мной что-то появилось , значит по законам природы или бога это оказалось рядом . Часть из этого или все находится внутри меня , в моем начале (имея в виду начало я подразумеваю бога) и оно проявляется на поверхности по мере того , что на ней происходит . Явленное рождается противоположностями , которые разносятся в разные стороны и со временем притягиваются , результатом своего взаимодействия , расщепления и соединения создавая мир между собой , как родители результатом актом физического слияния и отделением яйцеклетки и сперматозоида создают ребенка , плод отношений . Поэтому возникшее рядом есть невидимая часть меня . Появились рядом претензии в физическом образе ? Значит что-то похожее есть внутри . Где ? Вот это и можно выяснить в процессе общения . Почему у евреев не прекращается конфликт с окружением ? Куда их унесет без систематических неудобств ? Честно , положа руку на сердце . К чему и насколько есть предрасположенность , уносящая в никуда - в аннигиляцию и разрушение , настолько сильная рядом будет противоположность для равновесия . Представьте качели , на которых с одной стороны сидит тучный взрослый и с другой грудной ребенок . Равнозначные у них будут действия для движения ? Ведь вселенная - это движение .
Нет , то что нет осознания причины и видимости ее на поверхности дело не сильно меняет . Значит в глубине сидит настолько много , что даже до сознания нельзя допускать , а то увидев причину эго поймет , как можно манипулировать . В таком случае остаётся одно - доверие , богу , чувства без подтверждения . Видимо этого у евреев и недостаточно . А! Ну да ! У горы Синай они моментом забыли о Боге и Моисее и создали себе видимого божка . И 40 лет после этого бродили по пустыне , потому что не поверили в победу на занявшими город , в который их вел Моисей . То есть верить они могут во что-то видимое или около того , не хватает глубины ! Ширины и масштаба !
Последний раз редактировалось Алексей 27 дек 2019, 15:07, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 15:05

Ну, вы немного не правы, опуская последовавший за этим эпизод наказания согрешивших. Те, кто действительно согрешил, были убиты, остальные, получившие свою долю наказания в соответствии со своим сочувствием поклонявшимся тельцу, вместе с теми, кто вообще не имел к этому греху отношения, продолжили к Земле Обетованной, т. е. стране Израиля, продолжая нести бремя Завета.

Заметьте, мы не подчеркиваем свою избранность, не называем себя ни православными, ни правоверными, но все окружающие отдают себе в ней отчет. Реакцию это вызывает разную и очень важно разобраться в ней. Чтобы тоже не пасть жертвой какого-нибудь соблазна, который оторвет его от приобретенного такой дорогой ценой Единобожия.

Алексей
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1842
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Алексей » 27 дек 2019, 15:12

Ruti , посмотрите честно , зачем вам это ? Получить спокойствие или какие-то плюшки ? Я не был гоним , не еврей и никакого отношения к Христу не имею . И меня это не сильно тревожит . На избранных накладывается ответственность и бремя лидерства и правильного направления человечества . Потянете ? Иисус имея доступ к Богу и безграничным возможностям не делал акцент на себе , по сути имея все и ничего . Дервиш , оборванец с верой .
Дело ещё в том , что даже на 40 лет в пустыне евреев обрёк Бог , в том не было их личной заслуги , - мол "Мы погуляем , подумаем и вернёмся" - их заставили . Не было записи в днк личного устремления и веры .
Последний раз редактировалось Алексей 27 дек 2019, 15:25, всего редактировалось 1 раз.

Аватара пользователя
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 15:18

Евреи не изолированны от общества. Если после всего, что они прошли, они существуют - значит, по большому счету они выполняют свою функцию. Не смотря и вопреки.

Повторяю - к евреям есть разное отношение, в целом оно негативно. И так как не часто тети Шуры имеют предствление о теме обсуждения (или осуждения), то я хочу представить и вторую сторону, чтобы можно было наладить диалог.

Если у вас с отношением к евреям все нормально, то все отлично, консенсус достигнут.


Вернуться в «Отношения, семья, быт»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 9 гостей