ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Рождение и воспитание детей
Аватара пользователя
omalma
Зарегистрированный участник
Сообщения: 7677
Зарегистрирован: 10 дек 2012, 17:27
Ник: omalma

Сообщение omalma » 15 июн 2016, 06:46

https://www.youtube.com/watch?v=ycYEKJ7-F8k
Принцип в ПС - копировать родителей, следовать за ними, подчиняться им, независимо от того любим или нет их.
Какая из тенденций преобладает в западном обществе при внешнем благополучии и в России - разложения или возрождения?
Хороший образ, который может помочь ощутить единство и любовь к другому: общаясь с кем-то, ты, в первую очередь, общаешься с Богом. С.Н.Лазарев

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 20 июн 2016, 13:02

Дорогие друзья!
Я сейчас нахожусь на усадьбе яШалвы Амонашвили на семинаре посвящённому воспитанию детей.

Шалва Александрович и его сын Паата - удивительные люди, живущие душой. Очень искренние и внимательные. Я до сих пор до конца не могу поверить, что такие люди есть на самом деле. И все участники примерно такие же. Мы свободно обсуждаем вопросы веры, любви, целей в жизни и многое другое. Многие участники знакомы с ДК.

Приехав сюда, несмотря на многие изменения, которые как мне казалось произошли со мной, я почувствовала себя настолько ущербной и несовершенной на фоне этих людей и многих участников. Я увидела как много во мне негатива, насколько моё сердце закрыто и неискренне. Насколько много во мне эго и как оно сильно.

Хочу поделиться некоторыми отрывками из семинаров:

В детях нужно допустить феномен их природы и в них нужно просто верить. В ребёнке нужно видеть душу небесного происхождения и признавать что высший мир Бога реален; что земной путь это часть учебы и что душа реальна и стремится к совершенству.

Каждый - это явление от Бога.
Каждый человек приходит в этот мир с предназначением. Не нужно путать талант и предназначение. У таланта нет цели, а у предназначения есть. Нужно понимать, для чего ты используешь свои способности.

Весь мир сейчас живёт удовольствиями и наслаждениями, но никто не думает о том какая его миссия перед Богом. Если мы будем поддерживать в ребёнке энергию духа ( энергию созидания и творчества) тогда для ребёнка нет слова невозможно. Ему возможно все, его сознание не ограничено. Энергия духа, воображение, даёт детям ощущение что они все могут. Общение с детьми начинается с понятия доброй надежды.

Менять себя очень сложно. Чтобы знания вошли в душу и стали привычкой нужна воля. Воля воспитывается жертвой.

Не давите на детей. Если у ребёнка забрать волю и вложить свою то это уже не личность. Развитие происходит только через трудности, чтобы их преодолеть. Мы не ищем трудности поэтому взрослые и не развиваются. Единственное что мы можем это создать им трудности, которые они смогут преодолеть. И тогда будет развитие.

Сейчас слабеет воспитание и важнеет образование. В итоге растут дети без знания духовного мира.

Ребёнок воспитывается образами. Какой образ Вы зададите ребёнку своим поведением таким он и будет.

Дети - это народ действующий в истине
Сложно - это ложно
Школа - лестница духовного восхождение человека
Образование - образ
Забота - за божественной тайной. Это раскрытие образа Бога.
Гуманный - смертный, который ищет связь с высшем
Дура - тот кто рвёт связь с высшем, не хочет видеть
Ребёнок - возрожденное новое бытие
Уважайте ребёнка. Уважайте даже его невежество и хамство. Принимайте их такими.
Есть такой метод воспитания: присвойте ребёнку те качества которых в них нет, но вы бы хотели их видеть.

Не нужно говорить о любви, просто любите.

Аватара пользователя
Оленёнок
Зарегистрированный участник
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 16:26
Ник: Оленёнок

Сообщение Оленёнок » 20 июн 2016, 13:15

ElinaE,спасибо, что поделились, нашли время написать.Честно говоря, после просмотра роликов с Шалвой Амонашвили,у меня перевернулось сознание.Я перестала прессовать ребенка по многим моментам, это новый взгляд на своё дитя... Вообщем, удивительный наставник, не зря Сергей Николаевич о нем отзывался очень тепло и одобрительно его методу обучения...

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 20 июн 2016, 13:20

Что делать если ребёнок привязан к компьютеру и телевизору.

Прийти к ребёнку и живо поинтересоваться чем он занимается, что смотрит, узнать героев. Попробовать с ребёнком выяснить для чего создан этот мультик, какая цель была. У авторов мультика.

Запрещать и ограничивать бесполезно.
Ребёнок тянутся к этому, потому что у него нет другого образа. Ребёнок своей натурой тянется к развитию, свободе и взрослости. Значит он в этом видит взрослость и развитие.

Делайте с ребёнком все вместе. Вместе смотрите с ним мультики. Играйте в шахматы. Придумайте совместный пикник и планируйте его подробно, равномерно распределяя обязанности по подготовке. Подчеркивайте что он взрослый а не ребёнок, равнозначный член семьи.

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 20 июн 2016, 13:25

Оленёнок писал(а):ElinaE,спасибо, что поделились, нашли время написать.Честно говоря, после просмотра роликов с Шалвой Амонашвили,у меня перевернулось сознание.Я перестала прессовать ребенка по многим моментам, это новый взгляд на своё дитя... Вообщем, удивительный наставник, не зря Сергей Николаевич о нем отзывался очень тепло и одобрительно его методу обучения...
Да пожалуйста! Сама тут рыдаю каждый день. Такое чувство, что камень в душе обмывается водой.
Посмотрите ещё Паата Амонашвили, это сын. Также от всей души рекомендую его книгу Больной Врач

gvendilone
Модератор
Сообщения: 1740
Зарегистрирован: 17 май 2011, 12:06
Ник: gvendilone

Сообщение gvendilone » 20 июн 2016, 13:27

Вот читаю предпоследние три поста и возникла мысль. Я доверяю Сергею Николаевичу, и он пишет, что детей нельзя ругать, но наказывать (по делу) все-таки стоит. В то же время прочитанное откликается в душе..не давить, не запрещать.
А как же все делать вместе, если, допустим, мать упахивается на работе? Бывает же такое?
Как найти диалектику? В вопросах, не в критике :love:

Аватара пользователя
Иннуариевна
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1351
Зарегистрирован: 12 май 2013, 14:36
Ник: Иннуариевна

Сообщение Иннуариевна » 20 июн 2016, 13:28

Элина, спасибо за информацию. Интересно и есть над чем подумать....
Воспитывать ребёнка любовью. А если любовь - это принятие, то тогда ребёнка надо просто принимать таким какой он есть, без переделывания... под себя. Сейчас вспомнила, как мой сын несколько лет назад мне как-то сказал : "Мама, ведь ты меня и не воспитывала." Я удивилась, говорю :" В смысле, не воспитывала? Это не обращала на тебя внимания?" А он :" Нет, ты мне давала быть самим собой." Я удивилась, а потом вспомнила, что моя мама делала тоже самое. Она просто меня любила и принимала. И я ей никогда не приносила никаких проблем, так же как и мой сын мне. Может поэтому что у меня, что у сына не было никаких сложностей в подростковый период. ?
Все,что происходит с нами мы творим сами.

Аватара пользователя
Оленёнок
Зарегистрированный участник
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 16:26
Ник: Оленёнок

Сообщение Оленёнок » 20 июн 2016, 13:56

ElinaE писал(а):
Оленёнок писал(а):ElinaE,спасибо, что поделились, нашли время написать.Честно говоря, после просмотра роликов с Шалвой Амонашвили,у меня перевернулось сознание.Я перестала прессовать ребенка по многим моментам, это новый взгляд на своё дитя... Вообщем, удивительный наставник, не зря Сергей Николаевич о нем отзывался очень тепло и одобрительно его методу обучения...
Да пожалуйста! Сама тут рыдаю каждый день. Такое чувство, что камень в душе обмывается водой.
Посмотрите ещё Паата Амонашвили, это сын. Также от всей души рекомендую его книгу Больной Врач
ElinaE , милая , спасибо Вам большущее :rose: . Как я рада Вашему письму, и недавно загруженному Вами видеоролику.Это словно отклик на ежедневный зов души к Богу:" Господи, научи меня воспитать сына"

Аватара пользователя
omalma
Зарегистрированный участник
Сообщения: 7677
Зарегистрирован: 10 дек 2012, 17:27
Ник: omalma

Сообщение omalma » 20 июн 2016, 16:16

ElinaE писал(а):Дорогие друзья!
Я сейчас нахожусь на усадьбе яШалвы Амонашвили на семинаре посвящённому воспитанию детей.

Шалва Александрович и его сын Паата - удивительные люди, живущие душой. Очень искренние и внимательные. Я до сих пор до конца не могу поверить, что такие люди есть на самом деле. И все участники примерно такие же. Мы свободно обсуждаем вопросы веры, любви, целей в жизни и многое другое. Многие участники знакомы с ДК.
ElinaE, :rose: приятно, что Вы с нами поделились и вашими впечатлениями от живого общения с этими людьми ( не все могут попасть, выручает интернет), и полезной инф. с семинара.
Хороший образ, который может помочь ощутить единство и любовь к другому: общаясь с кем-то, ты, в первую очередь, общаешься с Богом. С.Н.Лазарев

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 21 июн 2016, 03:40

gvendilone писал(а):Вот читаю предпоследние три поста и возникла мысль. Я доверяю Сергею Николаевичу, и он пишет, что детей нельзя ругать, но наказывать (по делу) все-таки стоит. В то же время прочитанное откликается в душе..не давить, не запрещать.
А как же все делать вместе, если, допустим, мать упахивается на работе? Бывает же такое?
Как найти диалектику? В вопросах, не в критике :love:

Вообще это метод Шалвы Александровича и на этом строится вся гуманная педагогика. Кажется здесь выкладывали ролик воспитание сына. Вообще иногда наказание есть, но оно как очень высокое воспитание. Посмотрите ролик.
Ещё нам рассказывал притчу. Про то что в классе во время перемены мальчик ударил девочку. Девочка побежала к учителю жаловаться, это был её отец. Мальчик стоял в ужасе и ждал наказания. И тут учитель что то долго шептал девочке на ухо а потом сказал: возьми баночку варенья и угости мальчика. У мальчика шок, девочка со слезами дала ему баночку. Это называется воспитание прощением. Это шоковое воспитание, мальчик этого не ожидал. Та же история описывается в романе отверженные Гюго.

Прощать, любить, принимать..... Возвышать ребёнка, давать ему образы добра, говорит с ним о той жизни, для чего он в этот мир пришёл..

Я буду ещё писать...

Я бы подвергла этот метод критике если бы моя душа не раскрывалась от радости и любви, она становится искренней, уходит зависть и жадность ( хотя считала что тут все в порядке)

И его сын Паата. Удивительный человек. В 51 он выглядит на 35, пишет потрясающие книги. Кстати питается тут сейчас одними фруктами и водой.

gvendilone
Модератор
Сообщения: 1740
Зарегистрирован: 17 май 2011, 12:06
Ник: gvendilone

Сообщение gvendilone » 21 июн 2016, 10:05

ElinaE писал(а): Я бы подвергла этот метод критике если бы моя душа не раскрывалась от радости и любви, она становится искренней, уходит зависть и жадность ( хотя считала что тут все в порядке)
Да, вот именно этой фразой передается мое отношение.
Спасибо за информацию) я тоже еще напишу свои соображения :)

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 21 июн 2016, 18:29

Оленёнок писал(а):
ElinaE писал(а):
Оленёнок писал(а):ElinaE,спасибо, что поделились, нашли время написать.Честно говоря, после просмотра роликов с Шалвой Амонашвили,у меня перевернулось сознание.Я перестала прессовать ребенка по многим моментам, это новый взгляд на своё дитя... Вообщем, удивительный наставник, не зря Сергей Николаевич о нем отзывался очень тепло и одобрительно его методу обучения...
Да пожалуйста! Сама тут рыдаю каждый день. Такое чувство, что камень в душе обмывается водой.
Посмотрите ещё Паата Амонашвили, это сын. Также от всей души рекомендую его книгу Больной Врач
ElinaE , милая , спасибо Вам большущее :rose: . Как я рада Вашему письму, и недавно загруженному Вами видеоролику.Это словно отклик на ежедневный зов души к Богу:" Господи, научи меня воспитать сына"
Олененок, привет! Рада, что это тебе помогает! Я ещё обязательно напишу! Сегодня был очень насыщенный день, столько всего интересного!!! Но видимо такое перенасыщение информацией и чувством, что пока ничего не могу написать. Знаю одно: здесь мне показали как принимать, прощать и любить. Только бы сохранить это чувство!
Кстати, я специально ходила на встречу с Паатой по поводу пристрастия Роьерта к телефонам и компам, много интересного сказал он мне. Я тебе напишу

ЕленаF
Зарегистрированный участник
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 14 апр 2013, 05:34
Ник: ЕленаF

Сообщение ЕленаF » 22 июн 2016, 10:35

ElinaE , напишите, пожалуйста, здесь, что вы узнали о пристрастии к телефонам и компам детей. Информация актуальная.

Аватара пользователя
omalma
Зарегистрированный участник
Сообщения: 7677
Зарегистрирован: 10 дек 2012, 17:27
Ник: omalma

Сообщение omalma » 22 июн 2016, 12:52

https://youtu.be/XhlRKvyR8lc
Квестинар Олега Торсунова “Мудрый родитель” 29.06.2016г.
Хороший образ, который может помочь ощутить единство и любовь к другому: общаясь с кем-то, ты, в первую очередь, общаешься с Богом. С.Н.Лазарев

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 23 июн 2016, 06:57

ЕленаF писал(а):ElinaE , напишите, пожалуйста, здесь, что вы узнали о пристрастии к телефонам и компам детей. Информация актуальная.
С удовольствием... Это был тот редкий случай, когда мне очень хотелось готового решения.... Но мне его не дали. Вот чем могу уже поделиться.
Во первых все эти игры - это лёгкое удовольствие. На него не нужно тратить энергию. Взял в руки и вперёд. Обычно туда идут дети, которые видят это как образец взрослости ( играть круто), либо у кого общения не хватает или они сами общаться не могут. Потому что общаться тяжело. Больно. Нужна искренность и энергия. Это труд, а мы, развратив детей удовольствиями и потаканием телу, совершенно забываем о развитии его души.

Но это предисловие. Что же делать.

1. Не запрещать и не прятать. Тема бесперспективная.
Чем больше мы тратим энергии на то, чтобы это спрятать, тем больше он это пытается заполучить.
2. Играть вместе. Мы тут в Грузии подружилась с одним мальчиком. Как меня научили я стала интересоваться у него игрой, которую просит закачать сын. Интересуюсь искренне, вникаю искренне. Детей не проведёшь. Он просто кружил вокруг меня и постоянно рассказывал...я задавала тех вопросы, иногда добавляла философские. А зачем они придумали эту игру? Чему она тебя научила? И вот мы с ним сидели и я смотрела на этих жутких монстров. А потом до меня дошло, почему это нужно делать вместе!! Потому что мы общаемся!!!! И в процессе общения игра становится не целью уже, а средством. Уже и посмеяться можно и переключить легче.

2. Постоянно думать что ты можешь предложить ребёнку взамен. Думать не о мелкозначительеых вещах, которые обычно занимают наше время, а сильно думать о том, как ты ещё можешь развить ребёнка? Воспитать его нравственно, дать ему правильные образы? И предлагать... Да, от нас это потребует большой энергии. Но мы не можем изменить ребёнка, не изменившись сами. Походы, шахматы, лото, футбол, приготовить ужин папе... Как папе будет приятно! Как он обрадуется!!! Причём все вместе, как два взрослых. Сынок, как лучше хлеб порезать?

3. Постоянно создавать правильные образы. Если Вы сами сидите на диване и смотрите телек, то Вы дали ребёнку образ. Нужно их менять. А это долгий процесс


Есть один у меня вопрос на который я не могу ответить. Вот мы в детстве все время были на улице. Дома поиграем, маме поможем. Скучно.... Ходим маемся. И на улицу идём или что то придумывать. А они сейчас: раз, и за телефон.
Ну а у нас своя же жизнь... Есть приготовить, да помыться элементарно. Нельзя же все время быть с детьми... Пока кроме варианта взять воспитателя на период вытаскивания ребёнка от зависимости, который бы именно играл с ним, эдакого заводилу, пока в голову ничего не идёт. Но это и не все могут позволить. Осознаю, что это костыль... Сегодня буду встречаться с Паатой, спрошу у него...

Г
Но самое главное: мы должны явственно ощущать, что дети - частички Бога. Они не наши, мы просто помогаем им освоить земное существование.

Аватара пользователя
Оленёнок
Зарегистрированный участник
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 16:26
Ник: Оленёнок

Сообщение Оленёнок » 23 июн 2016, 07:13

ElinaE, спасибо, всё верно!!!
У нас тоже небольшой прорыв, после выложенного Вами ролика с Шалвой Амонашвили, я ослабила хватку и контроль, прихожу домой, мы с ним играем в шахматы. Такая интересная игра, он меня научил (они играют в школе со 2-го класса на продленке), я и не знала ,он меня так ловко обыгрывает, ну я тупая на этот счет.., но я за него радуюсь (!) Потом, я забросила все готовки, уборки, гуляем до ночи (!).
А вчера ,возвращаясь с работы, вижу у нас дома его садовского друга, они сидят на полу и играют в машинки, с серьезным видом издают звуки рева мотора, так,что слюни летят по всем сторонам, а телефоны лежат в стороне- вот это был прорыв! Это для меня большая радость!!
ElinaE, большое спасибо Вам, Вы всё запоминайте,пожалуйста,чему Вас наставляют, большой поклон перед Вашими наставниками,
мы будем ждать новых писем :rose:

Аватара пользователя
ElinaE
Зарегистрированный участник
Сообщения: 64
Зарегистрирован: 13 авг 2013, 06:40
Ник: ElinaE

Сообщение ElinaE » 23 июн 2016, 07:47

Оленёнок писал(а):ElinaE, спасибо, всё верно!!!
У нас тоже небольшой прорыв, после выложенного Вами ролика с Шалвой Амонашвили, я ослабила хватку и контроль, прихожу домой, мы с ним играем в шахматы. Такая интересная игра, он меня научил (они играют в школе со 2-го класса на продленке), я и не знала ,он меня так ловко обыгрывает, ну я тупая на этот счет.., но я за него радуюсь (!) Потом, я забросила все готовки, уборки, гуляем до ночи (!).
А вчера ,возвращаясь с работы, вижу у нас дома его садовского друга, они сидят на полу и играют в машинки, с серьезным видом издают звуки рева мотора, так,что слюни летят по всем сторонам, а телефоны лежат в стороне- вот это был прорыв! Это для меня большая радость!!
ElinaE, большое спасибо Вам, Вы всё запоминайте,пожалуйста,чему Вас наставляют, большой поклон перед Вашими наставниками,
мы будем ждать новых писем :rose:
Оленёнок, спасибо Вам большое!!! Только что зачитала Вашу речь как завершающее слово перед вручением дипломов. Шалве Александровичу было безумно приятно!! Это был видео по его глазам.

Аватара пользователя
Оленёнок
Зарегистрированный участник
Сообщения: 144
Зарегистрирован: 06 авг 2014, 16:26
Ник: Оленёнок

Сообщение Оленёнок » 23 июн 2016, 08:18

ElinaE,спасибо Вам, за переданную благодарность Шалме Александровичу..аж дыхание перехватило..

ЕленаF
Зарегистрированный участник
Сообщения: 37
Зарегистрирован: 14 апр 2013, 05:34
Ник: ЕленаF

Сообщение ЕленаF » 23 июн 2016, 10:33

ElinaE, спасибо. Понятно, что ребёнка надо занимать, как можно больше общаться и привлекать к любым делам, но у детей уже зависимость от телефонов и игр и противостоять очень сложно. Будем думать и стараться.
Вот ведь, каждое поколение привносит свои задачи. У меня старенькая мама не признаёт никакое времяпровождение кроме работы, терпеть не может, когда кто-то сидит перед телевизором, кроме как вечером, там нужно "смотреть новости, что в мире происходит". А уж сидение за ноутбуком, смартфоном - не принимает совершенно, расстраивается, раздражается.
Вот и нам сложно понять и принять ещё более глубокое погружение детей в виртуальный мир. Перетянуть вряд ли возможно, ведь у них там жизнь, отвлекать, занимать по мере сил и возможностей.

Аватара пользователя
omalma
Зарегистрированный участник
Сообщения: 7677
Зарегистрирован: 10 дек 2012, 17:27
Ник: omalma

Сообщение omalma » 23 июн 2016, 16:14

Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад на Руси? https://deti.mail.ru/teenager/chto-umel ... d-na-rusi/

В крестьянских семьях на Руси детей очень рано приучали к ответственности и систематическому труду: это было одновременно и главным вопросом воспитания, и залогом выживания. Причем взгляды наших предков на этот процесс вряд ли порадовали бы современных тинейджеров.

Самое главное – подход к своим наследникам в народной среде был не просто строгим, а очень строгим. Во-первых, никто тогда не считал детей равными родителям. И именно на первых годах жизни ребенка взрослые видели залог того, каким человеком он станет.

Во-вторых, авторитет матери с отцом в крестьянских семьях был непререкаем. Обычно родители были едины во взглядах на воспитание и обязанности чада, а если даже в чем-то и не были между собой согласны, то никогда не демонстрировали этого публично, поэтому у ребенка не было шансов «перетянуть» одного из родителей на свою сторону.

В-третьих, ни с девочками, ни с мальчиками не было принято «миндальничать» и баловать их зазря. Обычно поручения между домочадцами распределялись главой семейства в приказном тоне, и никто не перечил ему в ответ. В то же время за успешно выполненное задание ребенка всегда хвалили и поощряли, всячески подчеркивая, что он принес пользу всей семье.
Наша справка. Детский труд – привлечение детей к работе на регулярной основе. В настоящее время в большинстве государств он считается формой эксплуатации и, согласно конвенции N32 ООН «О правах ребенка» и актам Международной организации труда, признан незаконным. Нашим прадедам подобное не могло даже присниться. Может, именно поэтому они вступали во взрослую жизнь прекрасно подготовленными и адаптированными?

https://deti.mail.ru/pre_square800_resi ... /22/54.jpg

«Отец сына не на худо учит»

Возрастные критерии для детей были очень четкими, и, соответственно, так же четко разделялись их трудовые обязанности. Возраст измеряли семилетиями: первые семь лет – детство или «младенчество». Малышей называли «дите», «младень», «кувяка» (плачущий) и другими ласковыми прозвищами. Во вторые семь лет наступало отрочество: ребенок становился «отроком» или «отроковицей», мальчикам выдавались порты (штаны), девочкам – длинная девичья рубаха. Третья семилетка – юность. Как правило, всеми необходимыми навыками для самостоятельной жизни подростки овладевали уже к окончанию отрочества. Мальчик становился правой рукой отца, заменой при его отлучках и болезнях, а девочка – полноценной помощницей матери.

Пожалуй, требования к мальчикам были строже, чем к девочкам, ведь именно из сыновей должны были вырасти будущие «кормильцы», «заботники» и защитники. Словом, настоящие мужья и отцы.
https://deti.mail.ru/pre_square800_resi ... 6/22/5.jpg

В первую семилетку жизни мальчик постигал многие азы крестьянского труда: его учили ухаживать за скотиной, ездить верхом, помогать в поле, а также – основам мастерства. Например, совершенно необходимым навыком считалось умение мастерить игрушки из различных материалов, плести лукошки и короба, и, конечно же, лапти, которые должны были быть крепкими, теплыми, непромокаемыми. Многие 6- и 7-летние мальчишки уверенно помогали отцам при изготовлении мебели, упряжи, и прочих необходимых в хозяйстве вещей. Пословица «Учи дитя, пока оно поперек лавки лежит» не была в крестьянских семьях пустым звуком.

Во вторую семилетку жизни за мальчиком окончательно закреплялись устойчивые и разнообразные хозяйственные обязанности, причем они приобретали четкое половое разделение. Например, ни один отрок не был обязан ухаживать за младшими братьями и сестрами или заниматься огородом, зато он должен был научиться пахать и молотить – к такой физически тяжелой работе девочек не привлекали. Нередко уже в 7-9 лет крестьянские мальчишки начинали подрабатывать «в людях»: родители отдавали их в пастухи за умеренную плату. К этому возрасту считалось, что чадо уже окончательно «вошло в разум», и поэтому необходимо научить его всему тому, что умеет и знает отец.

Работа на земле. В русских деревнях землепашество было подтверждением полноценного мужского статуса. Поэтому мальчики-подростки должны были работать в поле. Они удобряли землю (раскидывали навоз по полю и следили, чтобы его комья не затрудняли работу плуга), бороновали (рыхлили верхний слой почвы боронами или мотыгами), вели под уздцы запряженную в борону лошадь или ехали на ней верхом, «когда отец ведет борозду».

Если земля была комковатой, то отец усаживал сына на борону, чтобы утяжелить ее, а сам вел лошадь под уздцы. Подростки принимали самое активное участие и в сборе урожая. С 11-13 лет мальчика уже привлекали к самостоятельной пахоте. Сначала ему выделяли небольшой участок пашни, на котором можно было потренироваться, а к 14 годам подросток сам мог уверенно вспахать землю, то есть становился полноценным работником.
Владимир Маковский «Пастушки» (1903)

Уход за скотиной. Еще одна важная составляющая крестьянского быта, которую женщинам не доверяли (они могли только доить коров или коз, выгонять их на пастбище). Кормить, убирать навоз, чистить животных должны были отроки под строгим руководством старших. Главной же кормилицей в крестьянской семье всегда была лошадь, которая целый день работала в поле с хозяином. Пасли лошадей ночью, и это также было обязанностью мальчишек. Именно поэтому с самых ранних лет их учили запрягать лошадей и ездить на них верхом, управлять ими, сидя или стоя в телеге, водить на водопой – в полном соответствии с поговоркой «Дело учит, мучит, да кормит».

Промысловые занятия. Были особенно распространены на Русском Севере и в Сибири, где служили надежным источником дохода. Глядя на отца и старших братьев, мальчик сначала в форме игры перенимал навыки рыболовства и охоты, а затем совершенствовал это искусство.

Уже к 8-9 годам отрок обычно умел расставлять силки на мелкую дичь и птицу, стрелять из лука, удить рыбу или бить ее острогой. К этому перечню нередко добавлялся сбор грибов, ягод и орехов, что тоже было неплохим материальным подспорьем. К 9-12 годам подросток мог вступить во взрослую промысловую артель, и к 14, пройдя испытательный срок, стать полноценным ее членом. Тогда он начинал вносить значимую долю в семейный бюджет и переходил в разряд взрослых «добытчиков» и завидных женихов.
Вот так и вырастали в крестьянских семьях «добры молодцы» – отцовы помощники, которыми родители по праву гордились. Кроме трудового воспитания, мальчишкам прививали и четкие моральные принципы: их учили почитать старших, милосердно относиться к нищим и убогим, гостеприимству, уважению к плодам своего и чужого труда, основам веры. Было еще два важных правила, которые любой отрок знал наизусть: первое – мужчина должен уметь защитить свою женщину и свою семью, причем не только физически, но и с материальной, и с психологической стороны. Согласно второму правилу, мужчина должен был уметь сдерживать свои эмоции и всегда контролировать себя.
Хороший образ, который может помочь ощутить единство и любовь к другому: общаясь с кем-то, ты, в первую очередь, общаешься с Богом. С.Н.Лазарев


Вернуться в «Дети»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя