"Гранатовый браслет", 1910

Обсуждение фильмов, музыки, телепередач, аудиозаписей
Правила форума
Аватара пользователя
chramov1
Зарегистрированный участник
Сообщения: 700
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 09:12
Ник: Chramov
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 13 раз

"Гранатовый браслет", 1910

Сообщение chramov1 » 28 май 2022, 09:26

"Гранатовый браслет" (1910) - самая известная повесть замечательного русского писателя Куприна Александра Ивановича.
Нет, пожалуй, человека в России, который если не читал, то не слышал об этой повести.
Более того, если спросить людей (в России), какое хотя бы одно произведение они могут назвать у Куприна, то без сомнения лидером станет именно "Гранатовый браслет".

Если "Гранатовый браслет" является самой известной повестью, то, следовательно, именно она является квинтэссенцией Куприна - то есть выражение его глубинного философского понимания жизни, его мировоззрения, жизненных ценностей и в том числе смысла жизни.

Есть несколько вопросов по этой повести.
1. В чём смысл повести?
2. Любил Желтков княгиню Веру Николаевну чистой любовью или эта была всё же какая-то непонятная страсть?
3. Как связана эта повесть с жизнью самого Куприна и жизнью его потомков (детей и внуков)?

У кого какие соображения и мысли?...
Если мы верим в Бога, то почему тогда осуждаем других людей и переживаем за будущее?

Аватара пользователя
chramov1
Зарегистрированный участник
Сообщения: 700
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 09:12
Ник: Chramov
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 13 раз

Re: "Гранатовый браслет", 1910

Сообщение chramov1 » 30 июн 2022, 10:48

Выскажу свое мнение, которое может оказаться и ошибочным. Ответы.

1. Смысл повести в том, чтобы показать читателю, что такое настоящая любовь. Несомненно, что именно такую главную цель преследовал Иван Александрович при написании своей повести.

2. У Желткова к Вере Николаевне в действительности не любовь, а страсть, причем самого высшего порядка. Именно по последней причине эту страсть очень легко принять за настоящую любовь, но это будет ошибкой. Почему?
Зададим вопрос: в чем отличие любви от страсти?
Любовь подразумевает жертву, отдачу, готовность принять крах всех человеческих ценностей без озлобления ни к другим, ни, что не менее важно, к самому себе. Любовь всегда бескорыстна. Если человеку отказывают в любви, то любящий человек в ответ не мстит.
Страсть, которая имеет как минимум два уровня (низменная и высокая), всегда корыстна, обязательно что-то требует от объекта любви и как минимум к себе внимания. Страсть категорически не приемлет своего краха, а потому обязательно в случае своего поражения в конечном итоге что-то разрушает. Страсть низменная убивает физически объект своего поклонения, мстя тем самым за свой крах; страсть высокого уровня в случае своего краха тоже мстит, но не физически, а более тоньше – человек убивает не объект любви, а самого себя в виде самоубийства, причем обязательно таким образом, чтобы об этом узнал объект любви, заставляя его мучиться до конца своих дней.
В повести «Гранатовый браслет» была показана страсть, причем, пожалуй, самого высокого уровня, которая только возможна (на уровне паранойи). Каким образом показана страсть, и почему эта страсть, а не любовь?
Желтков до самой глубины души поклоняется Вере Николаевне, искренне желая ей счастья и благополучия, не стремясь разрушить ее семью, нарушить как-то ее покой и ритм жизни. Всё, казалось бы, прекрасно, за исключением следующих моментов.

1. Своими письмами и тем более последним подарком (гранатовый браслет) Желтков так или иначе, но вмешался в жизнь Веры Николаевны и однозначно нарушил ее ритм и покой. То есть он, сам не осознавая этого, на подсознательном уровне начал требовать внимания к себе, заставляя Веру Николаевну думать о нем, а это уже есть не жертва, а потребительство, причем самого высокого (тонкого) уровня. Более того, само самоубийство – это тоже вмешательство в жизнь Веры Николаевны, которая теперь до самой смерти будет вспоминать это самоубийство, нарушив нормальную жизнь. Обратим на то, как Желтков всё спланировал даже после свое го самоубийства – что Вера Николаевна придет к нему в дом, что будет внимательно читать его предсмертное письмо, обязательно послушает «Сонату №2» Бетховена и, конечно же, теперь до конца своих дней будет вспоминать Желткова и жалеть, что не встретилась с ним при жизни («ахая» и «охая» при этом). Но этой уже не забота о любимом человеке, а самое что ни на есть управление любимым человеком, пусть даже и после смерти.
Настоящий любящий человек так не поступает – он желает счастья любимой; он счастлив от мысли того, что его любимая счастлива, пусть и не с ним. Настоящий любящий человек при необходимости готов совершить как подвиг ради спасения любимой, отдав свою жизнь, так и уехать далеко, чтобы не мешать любимой жить. Желтков оказался не способен на поступок настоящего любящего человека. А ведь, в крайнем случае, мог женится, пусть и не по любви, жить рядом с Верой Николаевной, не тревожа ее своим вниманием, письмами и подарками, имея для себя счастье хотя бы изредка видеть ее мимолетно, но при этом быть готовым в случае возникновения опасности придти на помощь…

2. Желтков в своем последнем предсмертном письме Вере Николаевне перечислил основные признаки страсти, а не любви – самое дорогое для него была в действительности не любовь к Богу (в виде благодарности Богу и судьбе, что встретил в своей жизни любимую женщину, которая пусть даже и не его жена, но в любом случае встретить любимую женщину – это счастье, которое не всем дается), а, как это и положено при страсти, вещи, связанные с любимой женщиной: платок, который он украл у нее; записку, которую она однажды написала ему (с просьбой оставить ее в покое и больше не беспокоить); программу художественной выставки, которую Вера Николаевна забыла при выходе; и так далее и тому подобное. По сути дела всё последнее есть не что иное как фетишизм, что уже является психическим отклонением, то есть признаком страсти, а не любви.

3. Особенность повести в том, что страсть Желткова была преподнесена не в виде страсти, а в виде искренней и чистой любви. То есть Куприн запутался сам и запутал своих читателей. И всё бы ничего, но вот только искажение любви очень опасно по большому счету. Ведь у неискушенного и неверующего человека после прочтения повести наверняка сложится неверное представление о любви. Автор хорошо помнит свои школьные годы (1990-е), когда изучали повесть по предмету литература, – все восхищались любовью Желткова, ставили его «бескорыстную» любовь в пример, а самоубийство даже как выдающийся поступок…

Каков итог? С точки зрения неправильного представления о любви повесть несет в себе две серьезные опасности.
Во-первых, одно дело, если неверное представление о любви сложилось у одного человека (в данном случае у самого Куприна), и совсем другое, если оно было преподнесено как истинное миллионам, а то десяткам и сотням миллионам читателям…
Во-вторых, так или иначе, но неверное представление о любви невольно передается также своим потомкам, причем чем выдающейся человек, тем сильнее передается.
Значит, главная трагедия Куприна заключалась в том, что у него неправильно сложилось представление о любви. Может поэтому род Куприна в конечном итоге прекратился? Ведь у него не осталось ни одного прямого наследника…

С уважением, 28.05.2022.
Если мы верим в Бога, то почему тогда осуждаем других людей и переживаем за будущее?

Аватара пользователя
chramov1
Зарегистрированный участник
Сообщения: 700
Зарегистрирован: 14 окт 2011, 09:12
Ник: Chramov
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 13 раз

Re: "Гранатовый браслет", 1910

Сообщение chramov1 » 30 июн 2022, 13:33

P.s. Как противоположность Желктову можно привести пример Эраста Фандорина из сериала «Турецкий гамбит» (рецензия на этот сериал приведена в книге). Эраст Фандорин любит Варвару Суворову, но она помолвлена с другим человеком. По этой причине Эраст Фандорин защищает как может Варвару, не один раз рискует ради ее спасения своей жизнью, но при этом никак не вмешивается в отношения Варвары и ее помолвленного, лишний раз не дает о себе знать, а в последний момент, когда стало ясно, что ради сохранения дальнейших отношений с Варварой ему надо пойти, что называется, против судьбы (напролом судьбе), отошел в сторону… Вот это и есть настоящая и чистая любовь.

Рецензия на "Турецкий гамбит" расположена здесь: viewtopic.php?f=17&t=12096
Если мы верим в Бога, то почему тогда осуждаем других людей и переживаем за будущее?

ТЮ-18
Зарегистрированный участник
Сообщения: 9428
Зарегистрирован: 29 дек 2011, 15:40
Ник: ТЮ-18
Благодарил (а): 749 раз
Поблагодарили: 487 раз

Re: "Гранатовый браслет", 1910

Сообщение ТЮ-18 » 02 июл 2022, 20:52

chramov1 писал(а):
30 июн 2022, 10:48
Выскажу свое мнение, которое может оказаться и ошибочным.
Ответы.

1. Смысл повести в том, чтобы показать читателю, что такое настоящая любовь. Несомненно, что именно такую главную цель преследовал Иван Александрович при написании своей повести.

2. У Желткова к Вере Николаевне в действительности не любовь, а страсть, причем самого высшего порядка. Именно по последней причине эту страсть очень легко принять за настоящую любовь, но это будет ошибкой. Почему?
Зададим вопрос: в чем отличие любви от страсти?
Любовь подразумевает жертву, отдачу, готовность принять крах всех человеческих ценностей без озлобления ни к другим, ни, что не менее важно, к самому себе. Любовь всегда бескорыстна. Если человеку отказывают в любви, то любящий человек в ответ не мстит.
Страсть, которая имеет как минимум два уровня (низменная и высокая), всегда корыстна, обязательно что-то требует от объекта любви и как минимум к себе внимания. Страсть категорически не приемлет своего краха, а потому обязательно в случае своего поражения в конечном итоге что-то разрушает. Страсть низменная убивает физически объект своего поклонения, мстя тем самым за свой крах; страсть высокого уровня в случае своего краха тоже мстит, но не физически, а более тоньше – человек убивает не объект любви, а самого себя в виде самоубийства, причем обязательно таким образом, чтобы об этом узнал объект любви, заставляя его мучиться до конца своих дней.
В повести «Гранатовый браслет» была показана страсть, причем, пожалуй, самого высокого уровня, которая только возможна (на уровне паранойи). Каким образом показана страсть, и почему эта страсть, а не любовь?
Желтков до самой глубины души поклоняется Вере Николаевне, искренне желая ей счастья и благополучия, не стремясь разрушить ее семью, нарушить как-то ее покой и ритм жизни. Всё, казалось бы, прекрасно, за исключением следующих моментов.

1. Своими письмами и тем более последним подарком (гранатовый браслет) Желтков так или иначе, но вмешался в жизнь Веры Николаевны и однозначно нарушил ее ритм и покой. То есть он, сам не осознавая этого, на подсознательном уровне начал требовать внимания к себе, заставляя Веру Николаевну думать о нем, а это уже есть не жертва, а потребительство, причем самого высокого (тонкого) уровня. Более того, само самоубийство – это тоже вмешательство в жизнь Веры Николаевны, которая теперь до самой смерти будет вспоминать это самоубийство, нарушив нормальную жизнь. Обратим на то, как Желтков всё спланировал даже после свое го самоубийства – что Вера Николаевна придет к нему в дом, что будет внимательно читать его предсмертное письмо, обязательно послушает «Сонату №2» Бетховена и, конечно же, теперь до конца своих дней будет вспоминать Желткова и жалеть, что не встретилась с ним при жизни («ахая» и «охая» при этом). Но этой уже не забота о любимом человеке, а самое что ни на есть управление любимым человеком, пусть даже и после смерти.
Настоящий любящий человек так не поступает – он желает счастья любимой; он счастлив от мысли того, что его любимая счастлива, пусть и не с ним. Настоящий любящий человек при необходимости готов совершить как подвиг ради спасения любимой, отдав свою жизнь, так и уехать далеко, чтобы не мешать любимой жить. Желтков оказался не способен на поступок настоящего любящего человека. А ведь, в крайнем случае, мог женится, пусть и не по любви, жить рядом с Верой Николаевной, не тревожа ее своим вниманием, письмами и подарками, имея для себя счастье хотя бы изредка видеть ее мимолетно, но при этом быть готовым в случае возникновения опасности придти на помощь…

2. Желтков в своем последнем предсмертном письме Вере Николаевне перечислил основные признаки страсти, а не любви – самое дорогое для него была в действительности не любовь к Богу (в виде благодарности Богу и судьбе, что встретил в своей жизни любимую женщину, которая пусть даже и не его жена, но в любом случае встретить любимую женщину – это счастье, которое не всем дается), а, как это и положено при страсти, вещи, связанные с любимой женщиной: платок, который он украл у нее; записку, которую она однажды написала ему (с просьбой оставить ее в покое и больше не беспокоить); программу художественной выставки, которую Вера Николаевна забыла при выходе; и так далее и тому подобное. По сути дела всё последнее есть не что иное как фетишизм, что уже является психическим отклонением, то есть признаком страсти, а не любви.

3. Особенность повести в том, что страсть Желткова была преподнесена не в виде страсти, а в виде искренней и чистой любви. То есть Куприн запутался сам и запутал своих читателей. И всё бы ничего, но вот только искажение любви очень опасно по большому счету. Ведь у неискушенного и неверующего человека после прочтения повести наверняка сложится неверное представление о любви. Автор хорошо помнит свои школьные годы (1990-е), когда изучали повесть по предмету литература, – все восхищались любовью Желткова, ставили его «бескорыстную» любовь в пример, а самоубийство даже как выдающийся поступок…

Каков итог? С точки зрения неправильного представления о любви повесть несет в себе две серьезные опасности.
Во-первых, одно дело, если неверное представление о любви сложилось у одного человека (в данном случае у самого Куприна), и совсем другое, если оно было преподнесено как истинное миллионам, а то десяткам и сотням миллионам читателям…
Во-вторых, так или иначе, но неверное представление о любви невольно передается также своим потомкам, причем чем выдающейся человек, тем сильнее передается.
Значит, главная трагедия Куприна заключалась в том, что у него неправильно сложилось представление о любви. Может поэтому род Куприна в конечном итоге прекратился? Ведь у него не осталось ни одного прямого наследника…

С уважением, 28.05.2022.
Спасибо, Сергей Юрьевич!
Абсолютно согласна с Вами.
Помнится, в юности после прочтения этой вещи остался какой-то неприятный осадок.

Angelina22
Зарегистрированный участник
Сообщения: 5212
Зарегистрирован: 05 окт 2020, 15:26
Ник: Angelina22
Благодарил (а): 317 раз
Поблагодарили: 469 раз

Re: "Гранатовый браслет", 1910

Сообщение Angelina22 » 30 авг 2022, 23:50

chramov1 писал(а):
30 июн 2022, 10:48
Выскажу свое мнение, которое может оказаться и ошибочным. Ответы.

1. Смысл повести в том, чтобы показать читателю, что такое настоящая любовь. Несомненно, что именно такую главную цель преследовал Иван Александрович при написании своей повести.

2. У Желткова к Вере Николаевне в действительности не любовь, а страсть, причем самого высшего порядка. Именно по последней причине эту страсть очень легко принять за настоящую любовь, но это будет ошибкой. Почему?
Зададим вопрос: в чем отличие любви от страсти?
Любовь подразумевает жертву, отдачу, готовность принять крах всех человеческих ценностей без озлобления ни к другим, ни, что не менее важно, к самому себе. Любовь всегда бескорыстна. Если человеку отказывают в любви, то любящий человек в ответ не мстит.
Страсть, которая имеет как минимум два уровня (низменная и высокая), всегда корыстна, обязательно что-то требует от объекта любви и как минимум к себе внимания. Страсть категорически не приемлет своего краха, а потому обязательно в случае своего поражения в конечном итоге что-то разрушает. Страсть низменная убивает физически объект своего поклонения, мстя тем самым за свой крах; страсть высокого уровня в случае своего краха тоже мстит, но не физически, а более тоньше – человек убивает не объект любви, а самого себя в виде самоубийства, причем обязательно таким образом, чтобы об этом узнал объект любви, заставляя его мучиться до конца своих дней.
В повести «Гранатовый браслет» была показана страсть, причем, пожалуй, самого высокого уровня, которая только возможна (на уровне паранойи). Каким образом показана страсть, и почему эта страсть, а не любовь?
Желтков до самой глубины души поклоняется Вере Николаевне, искренне желая ей счастья и благополучия, не стремясь разрушить ее семью, нарушить как-то ее покой и ритм жизни. Всё, казалось бы, прекрасно, за исключением следующих моментов.

1. Своими письмами и тем более последним подарком (гранатовый браслет) Желтков так или иначе, но вмешался в жизнь Веры Николаевны и однозначно нарушил ее ритм и покой. То есть он, сам не осознавая этого, на подсознательном уровне начал требовать внимания к себе, заставляя Веру Николаевну думать о нем, а это уже есть не жертва, а потребительство, причем самого высокого (тонкого) уровня. Более того, само самоубийство – это тоже вмешательство в жизнь Веры Николаевны, которая теперь до самой смерти будет вспоминать это самоубийство, нарушив нормальную жизнь. Обратим на то, как Желтков всё спланировал даже после свое го самоубийства – что Вера Николаевна придет к нему в дом, что будет внимательно читать его предсмертное письмо, обязательно послушает «Сонату №2» Бетховена и, конечно же, теперь до конца своих дней будет вспоминать Желткова и жалеть, что не встретилась с ним при жизни («ахая» и «охая» при этом). Но этой уже не забота о любимом человеке, а самое что ни на есть управление любимым человеком, пусть даже и после смерти.
Настоящий любящий человек так не поступает – он желает счастья любимой; он счастлив от мысли того, что его любимая счастлива, пусть и не с ним. Настоящий любящий человек при необходимости готов совершить как подвиг ради спасения любимой, отдав свою жизнь, так и уехать далеко, чтобы не мешать любимой жить. Желтков оказался не способен на поступок настоящего любящего человека. А ведь, в крайнем случае, мог женится, пусть и не по любви, жить рядом с Верой Николаевной, не тревожа ее своим вниманием, письмами и подарками, имея для себя счастье хотя бы изредка видеть ее мимолетно, но при этом быть готовым в случае возникновения опасности придти на помощь…

2. Желтков в своем последнем предсмертном письме Вере Николаевне перечислил основные признаки страсти, а не любви – самое дорогое для него была в действительности не любовь к Богу (в виде благодарности Богу и судьбе, что встретил в своей жизни любимую женщину, которая пусть даже и не его жена, но в любом случае встретить любимую женщину – это счастье, которое не всем дается), а, как это и положено при страсти, вещи, связанные с любимой женщиной: платок, который он украл у нее; записку, которую она однажды написала ему (с просьбой оставить ее в покое и больше не беспокоить); программу художественной выставки, которую Вера Николаевна забыла при выходе; и так далее и тому подобное. По сути дела всё последнее есть не что иное как фетишизм, что уже является психическим отклонением, то есть признаком страсти, а не любви.

3. Особенность повести в том, что страсть Желткова была преподнесена не в виде страсти, а в виде искренней и чистой любви. То есть Куприн запутался сам и запутал своих читателей. И всё бы ничего, но вот только искажение любви очень опасно по большому счету. Ведь у неискушенного и неверующего человека после прочтения повести наверняка сложится неверное представление о любви. Автор хорошо помнит свои школьные годы (1990-е), когда изучали повесть по предмету литература, – все восхищались любовью Желткова, ставили его «бескорыстную» любовь в пример, а самоубийство даже как выдающийся поступок…

Каков итог? С точки зрения неправильного представления о любви повесть несет в себе две серьезные опасности.
Во-первых, одно дело, если неверное представление о любви сложилось у одного человека (в данном случае у самого Куприна), и совсем другое, если оно было преподнесено как истинное миллионам, а то десяткам и сотням миллионам читателям…
Во-вторых, так или иначе, но неверное представление о любви невольно передается также своим потомкам, причем чем выдающейся человек, тем сильнее передается.
Значит, главная трагедия Куприна заключалась в том, что у него неправильно сложилось представление о любви. Может поэтому род Куприна в конечном итоге прекратился? Ведь у него не осталось ни одного прямого наследника…

С уважением, 28.05.2022.
Хороший анализ и я с ним согласна. Кстати, если послушать большинство песен о любви внимательно, то они тоже на самом деле не о любви, а о потребительстве. Везде: дай, люби меня, я без тебя не могу, утоли мои печали, не покидай меня и тд.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 11 гостей