Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Копилка материалов. Спрашиваем и уточняем то, о чем говорит С.Н. Лазарев. Цитаты и вырезки приветствуются.
Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 29 апр 2017, 19:24

Попробую сделать и свой небольшой посильный вклад в обсуждение вопроса (до прочтения самого романа, к сожалению, пока не смог добраться, но кое-какую дополнительную информацию удалось найти).

Не знаю, почему, но у меня возникло ощущение неслучайности фамилий основных героев "Анны Карениной".
Попробовал посмотреть этимологию Каренина, Вронского и Левина.
Этимология фамилии "Каренин" - имеющиеся варианты - слишком большой пищи для размышлений не особо давала, но при желании можно было как-то это "притянуть за уши".
С фамилией "Вронский" ассоциации подтвердились практически сразу.
Ну - по "Левину" тоже можно было что-то придумать при большом желании.
Но это были в любом случае лишь вольные предположения и интерпретации, где каких-то доказательств этому не было. А также всё это - по ряду моментов - находилось слишком в большой вариативности. Но вот попался один интересный момент.

Набрёл здесь (кому интересно в полном объёме) - http://remezovmax.livejournal.com/16375.html?nojs=1
Фамилии в романе "Война и мир"
ОБ АНТРОПОНИМИИ В РОМАНЕ Л.Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

...
Валентин Катаев в статье, опубликованной в 1953 году в «Литературной газете», подчеркнул: «...У Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку... Все подчинено единственному закону - закону правды жизни». Некоторые исследователи, в частности, Г.А.Силаева, справедливо считают, что это высказывание В.Катаева о сущности языка Л.Н.Толстого с полным основанием может быть отнесено и к системе имен собственных в романе «Война и мир».
Вопрос о том, как создавал и использовал на страницах романа-эпопеи Лев Толстой имена, отчества и фамилии людей, названия сел и деревень, рек и полей, кличек животных и других имен собственных, вызывал интерес у специалистов и просто читателей практически всегда.
...
В целом система имен собственных романа «Война и мир» отличается от подобной системы романов «Анна Каренина», «Воскресение»: в «Войне и мире» меньше таких имен и названий, которые созданы самим автором, практически единичны наименования с выраженным ассоциативным фоном (можно назвать их и семантически значимыми).
...
Исследователи творчества Л.Н.Толстого приходят к выводу о том, что писатель в работе над фамилиями вымышленных персонажей пользовался такими тремя основными путями: использование реальных фамилий, существовавших в конкретную эпоху; использование видоизмененных реальных фамилий; создание абсолютно новых фамилий по моделям реальных.
...
В начале главы уже говорилось о том, что в «Войне и мире» почти нет имен и фамилий с выраженным ассоциативным фоном, с определенным завуалированным смыслом. Это действительно так, и наглядно видно хотя бы на примере фамилий главных персонажей. Скажем, в «Анне Карениной» мы сталкиваемся как раз с обратным случаем: известно свидетельство сына писателя - С.Л. Толстого - о том, что для самого Льва Николаевича фамилия Каренин при создании ее имела некоторую внутреннюю форму. В своих известных записках «Очерки былого» Л.Н. Толстой писал: «Между прочим он (т.е. Лев Толстой. - М.Г.) говорил, что мысль о фамилии Каренин ему пришла от греческого слова «каренон» - (голова). Может быть он назвал Алексея Александровича Карениным потому, что Каренин ему представлялся головным, не сердечным человеком».
...
То есть вполне однозначная интерпретация.
А если - не зная этого - пробовать опереться на этимологию, - то тогда получаются непонятки.
Фамилия Каренин образована от прозвища Карена. Возможно, оно восходит к прилагательному «карий». Однако у этого слова было два значения: не только «коричневый», но и «смуглый». Сходное слово «карен» есть в чувашском языке («светло-рыжий»). Таким образом, прозвище Карена получил смуглый, либо рыжий человек.

Согласно еще одной, менее правдоподобной версии, это прозвище состоит из двух коми-пермяцких слов: «кар» - «город» и «ен» - «бог; божий».

Не исключено также, что в основе данной фамилии лежит арабское имя Карен, которое на русский язык переводится как «щедрый», «великодушный». Вполне вероятно, что родители, нарекая своего ребенка таким именем, желали ему стать бескорыстным, благородным человеком. Карена, со временем получил фамилию Каренин.
А вот "Вронский":
Фамилия Вронский образована от прозвища Врон. Оно ведет свое начало от польского нарицательного «wrona» - «ворона».

У славян вороны издревле считались символом греха. В то же время они были олицетворением мудрости и долголетия. Ворон — вещая птица, он живет сто или триста лет и владеет тайнами: предсказывает смерть, нападение врагов, в былинах дает советы героям, в сказках указывает зарытый клад. Известно, что, являясь одним из древнейших символов Руси, ворон изображался на династическом знаке Рюриковичей.
Не известно точно, насколько Толстой вложил в фамилию Вронского смысл именно в контексте ассоциации с ВОРОНОЙ, и насколько он отдавал отчёт, что Ворона у славян - символ ГРЕХА, но в ЛЮБОМ случае - с чем или кем может ассоциироваться такая фамилия - чисто с т. з. возможных ВАРИАНТОВ?!...
Если ВОРОНА, ВОРОН - ассоциация действительно с чем-то таким - тёмненьким, как бы - в т. ч. вороны и ВОРУЮТ - см. выражение "Ворона - воровка". И, само собой, ассоциация с ВОРОМ. А воровство - тоже ГРЕХ.
То есть как ни крути...

Левин:
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%9B% ... %B8%D1%8F)
Левин — фамилия еврейского или, реже, русского происхождения. Еврейская фамилия родственна вариантам Леви, Левинсон, Левинзон и многим другим.

Этимология

Русская фамилия Левин образована от отчества из крестильного имени Лев и его производной формы Ле́ва. Это имя, пусть и не часто, применялось в крестьянской среде, давалось священниками. Фамилия Левин могла также образоваться от фамилии Лёвин (аналогичным образом произошедшей от разговорных форм того же имени Лёв и Лёва) в результате непростановки точек над буквой ё[1].
Что мог хотеть этим самым сказать ЛЕВ Толстой?!...
Сложно сказать. Или некие ассоциативные связи с самим собой, или ассоциации с ЛЕВИТАМИ (из Библии), или...

Если обобщить и, опираясь на комментарии других участников, попытаться ощутить некую возможную общую логику.
Каренин - производное от ГОЛОВЫ, СОЗНАНИЯ - в противоположность "сердечному" человеку.
Вронский - производное от (?) вороны, ворона, вора, греха - где Вронский - греховный, и при этом СТРАСТНЫЙ человек. Его СТРАСТЬ толкает его ко греху, образно говоря. В понимании (?) Толстого.

Каренин - как я понял - старается соблюдать порядок, правильность, заповеди (?) - т. к. роман не читал, мне сложно ориентироваться в материале и деталях. Но просто пока в качестве СХЕМЫ.

То есть - один - Каренин - голова, сознание, порядок, заповеди (? - мораль, нравственность) - а второй - Вронский - страстность, грех.
У одного сознание и т. п. переходит где-то в омертвение чувств (?), у второго чувства, страстность переходит в грех и преступление.

Если ориентироваться на комментарии, получается, что есть в романе вроде бы как гармоничная фигура Левин.
Вопрос - быть может он каким-то образом сумел объединить в себе на высшем уровне эти две условные противоположности - то есть И сознание, И чувства. Возможно, когда Бог пытался привести в "сознание и чувство" тех же евреев - левитов (?) - то если всё получалось, то мог происходить на высшем уровне синтез И того, И другого. С одной стороны - соблюдение заповедей давало развитие способностей, сознания, но с другой уводило в бесчувственность и гордыню. С третьей стороны, когда при повышении гордыни Бог обрушивал на носителей неприятности, душа (при правильном прохождении ситуаций) приводилась в порядок и в ней возникало чувство любви. Тогда сохранялось И сознание, И чувство.
Но это уже, как бы, наверное, больше мои вольные интерпретации, поскольку в самом материале я пока слабо ориентируюсь. Но такие вот предположения/версии на всякий тоже случай, может в чём-то и пригодятся.

Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 29 апр 2017, 20:12

Но, как бы, оказался забытым один персонаж - самый главный.
А́нна (от ивр. ‏חַנָּה‏‎, Хан(н)а — «расположение, благосклонность, благоволение»[1]; тж. др.-греч. Άννα) — женское имя еврейского происхождения.

Анна — библейское имя; встречается 13 раз в первой книге Самуила (см. Книга Самуила). Библейский мужской вариант имени — Ханан.

Классический словарь библейского древнееврейского языка под редакцией Брауна, Драйвера и Бригса переводит корень חן имени Анна как «favour», «grace» (благосклонность, благоволение); при этом эта благосклонность может означать как благосклонность со стороны Бога, так и благосклонность со стороны людей[2].
С одной стороны - главная героиня именно КАРЕНИНА - то есть присутствует аспект сознания, морали и т. п., где в итоге это проявляется в том, что она-таки да бросается под поезд.
Но с ДРУГОЙ стороны - она та, у которой БЛАГОВОЛЕНИЕ. Тут можно вспомнить момент из Евангелий, где Бог говорит о Христе "Это есть Сын Мой возлюбленный, в котором моё БЛАГОВОЛЕНИЕ". Благоволение, по сути, это БЛАГОДАТЬ, благодать, как производное ЛЮБВИ. Но почему тогда назвали, всё же, НЕ ЛЮБОВЬ, а АННА?
Благосклонность может быть как со стороны БОГА, так и со стороны ЛЮДЕЙ. АН-НА - как выше в теме интересно подметили про симметрию имени - Божественный аспект и человеческий.
Со стороны Бога благосклонность будет тогда, когда человек идёт к любви, но не к страсти. А со стороны людей часто благосклонность переходит в потакание низменным инстинктам.

И вот Анна Каренина РАЗДИРАЕМА между ДВУХ ТЕНДЕНЦИЙ - с одной стороны - её аспект КАРЕНИНОЙ - аспект сознания и морали, с другой стороны - она хочет ощутить и аспект БЛАГОДАТИ, ЧУВСТВА ЛЮБВИ.
Но в итоге аспект БЛАГОДАТИ переходит в убийственную СТРАСТЬ, а аспект МОРАЛИ приводит к непринятию и осуждению себя (?), программе самоуничтожения и самоубийству. Противоположности, в отличие от Левина, в Анне Карениной не смогли соединиться на высшем уровне единства.

И получается, есть 4 (?) главных действующих лица - Каренин - сознание, мораль, Вронский - страстность и грех, Левин как образ (?) соединения высших аспектов соблюдения заповедей и сохранения в душе чувства любви (благодати Божьей), и Анна Каренина, в которой противоположности не смогли соединиться как у Левина на высшем уровне, и рассыпались (разбились) на две отдельных, противостоящих друг другу, противоположности на их низшем - как у Каренина и Вронского по отдельности, - уровне.

Аватара пользователя
Alla.Va
Зарегистрированный участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 13 апр 2012, 10:11
Ник: Alla.Va

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Alla.Va » 30 апр 2017, 17:00

Левин как образ (?) соединения высших аспектов соблюдения заповедей и сохранения в душе чувства любви (благодати Божьей)
Где-то читала, что образ Левина Толстой рисовал с себя. Может, поэтому и такая фамилия? Левин - Лев Николаевич Толстой.
Вот, погуглила:
"Константин Левин является одним из первостепенных героев романа «Анна Каренина». По сравнению с сюжетной линией, затрагивающей Вронского или Каренина, его жизнь кажется более спокойной, без особенно резких поворотов. Но тонко выписанные движения души Левина свидетельствуют о том, что автор наделял его своими переживаниями и считал их столь же важными, как события внешнего мира. О сходстве героя и его создателя свидетельствует и созвучие имён (Лев — Левин), и внешнее описание: «сильно сложенный широкоплечий человек с курчавою бородой», «умное, мужественное лицо».
http://goldlit.ru/tolstoy/309-obraz-levina
Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен

Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 30 апр 2017, 17:25

Alla.Va писал(а):
Левин как образ (?) соединения высших аспектов соблюдения заповедей и сохранения в душе чувства любви (благодати Божьей)
Где-то читала, что образ Левина Толстой рисовал с себя. Может, поэтому и такая фамилия? Левин - Лев Николаевич Толстой.
Вот, погуглила:
"Константин Левин является одним из первостепенных героев романа «Анна Каренина». По сравнению с сюжетной линией, затрагивающей Вронского или Каренина, его жизнь кажется более спокойной, без особенно резких поворотов. Но тонко выписанные движения души Левина свидетельствуют о том, что автор наделял его своими переживаниями и считал их столь же важными, как события внешнего мира. О сходстве героя и его создателя свидетельствует и созвучие имён (Лев — Левин), и внешнее описание: «сильно сложенный широкоплечий человек с курчавою бородой», «умное, мужественное лицо».
http://goldlit.ru/tolstoy/309-obraz-levina
Да, Alla.Va, спасибо за дополнительную информацию. С одной стороны, вроде, мысли тоже были в этом направлении, -
Что мог хотеть этим самым сказать ЛЕВ Толстой?!...
Сложно сказать. Или некие ассоциативные связи с самим собой, или
- а с другой стороны, тоже ещё немного дополнительной информации посмотрел, - да - вроде есть такая информация, что этот персонаж есть как бы в некотором роде автобиографическим.
Также возникли ещё некоторые кое-какие мысли, но вначале, всё же, попробую как-то да прочитать сам роман (а то как-то не сильно, вроде, хорошо что-то комментировать не ознакомившись с самой книгой), а потом уже может что получится дополнительное озвучить.

CHDV
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 15:01
Ник: Дмитрий(CHDV)
Поблагодарили: 1 раз

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение CHDV » 01 май 2017, 09:47

Немного о жизни Льва Толстого..

из статьи "НеЯсный побег.Пять мифов про Льва Толстого, некоторые из которых - не мифы!"

Миф I. Бегство

За 10 дней до смерти 82-летний Толстой ушёл из собственного имения в Ясной Поляне. От чего он бежал? Декаденты начала ХХ века считали его поведение изощрённой формой самоубийства. Коммунисты вслед за Лениным видели в этом поступке бунт против самодержавия. На самом же деле бег-ство Толстого из любимой Ясной Поляны с 50 рублями в кармане имело бытовые причины. За 3 месяца до смерти Толстой подписал тайное завещание, по которому все авторские права на произведения передавались не его жене Софье Андреевне, а дочери Александре и лучшему другу Черткову. После того как жена узнала об этом из украденного у Толстого дневника, жизнь в имении превратилась в ад. Истерики супруги, открытое противостояние почти со всеми взрослыми детьми склонили Толстого к тому, что он задумал ещё за 25 лет до этого, - к побегу. «Не могу переносить!», «они разрывают меня на части», «ненавижу Софью Андреевну», - писал он в те дни. Узнав о бегстве, жена дважды убегала на пруд и топилась, била себя в грудь тяжёлыми предметами и кричала: «Я его найду, я убегу из дому, побегу на станцию! Ах, только бы узнать, где он! Уж тогда-то я его не выпущу, день и ночь буду караулить, спать буду у его двери!»

Миф II. Злая жена

Но напрашивающийся вывод о том, что в смерти гениального писателя виновата одна лишь его истеричная жена, - тоже миф. Семейная жизнь Толстых была, прямо по цитате из «Анны Карениной», настолько «несчастлива по-своему», что в ней до сих пор пытаются разобраться исследователи всего мира. «Мученик и мученица» - так метко назвала сама Софья Андреевна одну из глав своей книги «Моя жизнь». До недавнего времени о литературных талантах Софьи Андреевны почти ничего не было известно. Она находилась как бы в тени своего великого мужа. Но после недавнего издания её повестей «Чья вина?» и «Песня без слов» оказалось, что в русской литературе XIX-XX вв. была ещё одна яркая «звезда». В определённой степени таланты жены признавал и сам Толстой - Наташа Ростова была во многом навеяна юношеской рукописью Софьи Андреевны «Наташа». К сожалению, это произведение было ею уничтожено - иногда рукописи всё-таки горят! Софья Андреевна была в отличие от мужа с «незаконченным высшим» прекрасно образованна. Она знала два иностранных языка и сама переводила философские труды Толстого. Кроме того, вела всё хозяйство и бухгалтерию «планово убыточной» Ясной Поляны, обшивала и обвязывала всю большую семью Толстых. При этом Софья Андреевна сознавала, что живёт под одной крышей с гением. «Сорок восемь лет прожила я с Львом Николаевичем, - говорила она вскоре после его смерти, - а так и не узнала, что он был за человек!»

Миф V. Бабник

О сексуальных «подвигах» Толстого мы знаем в основном с его же слов. «В молодости я вёл очень дурную жизнь, - писал он в дневнике, - а два события этой жизни особенно и до сих пор мучают меня... Эти события были: связь с крестьянской женщиной из нашей деревни до моей женитьбы... Второе - это преступление, которое я совершил с горничной Гашей, жившей в доме моей тётки. Она была невинна, я её соблазнил, её прогнали, и она погибла». Упомянутую крестьянку звали Аксиньей Базыкиной. «Влюблён, как никогда в жизни», - писал о ней Толстой в дневнике. За 2 года до женитьбы на Софье Андреевне у них родился сын Тимофей, который с годами превратился в здоровенного мужика. Он очень походил на отца и был не дурак выпить. Про «барского сына» и его мать в Ясной Поляне знали все, в том числе и законная жена. Софья Андреевна ходила даже смотреть на «соперницу» и записала потом: «Просто баба, толстая, белая, ужасно». Интимная жизнь - основной «сюжет» толстовских дневников молодых лет. «Хочу женщину», «сладострастие опять мучит», «женщину хочу ужасно», «была у меня девка вечером» - вот типичные записи тогда ещё начинающего духовного пророка и учителя нравственности. Правда, так или примерно так жили тогда почти все русские баре. Жили и не мучились запоздалыми раскаяниями. А вот Софья Андреевна была совсем иной. «Для него огромную роль играет физическая сторона любви, - писала она, - для меня - никакой». При этом она родила 13 детей, 5 из них потеряла. «Лёвочка» был её первым и единственным мужчиной. Он был ей верен все 48 лет их супружества.

http://www.aif.ru/culture/21662

iriss

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение iriss » 01 май 2017, 11:21

Досмотрела наконец сериал. Почему то никто не упомянул что Анна элементарно не женственна внутри. С таким характером и поведением она бы ни с кем не ужилась. Помните у нас был тема про сильную женщину, так вот там много было об истинной женственности. НЕт в Анне ни кротости, ни смирения, ни мягкости, ни любви к детям нет ничего от женщины.

Godislove2012

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Godislove2012 » 01 май 2017, 13:52

Так странно мне читать ответы на вопросы СНЛ.
Были конкретные вопросы, что вы увидели, что вы почувствовали, как вы думаете, что вы знаете, какое ваше мнение по поводу конкретного сериала Шахназарова.

Это как если у меня есть сегодня проблема, требующая моего немедленного вмешательства. Успела я прочитать и изучить Лазарева, не успела - всё, вот проблема и используй Ирина весь багаж для ее решения. А правильно-не правильно - узнаешь дорогая по факту катарсиса.

А я бы начала изучать биографии людей, с помощью которых я оказалась в затруднительном положении.
А еще бы прочитала всё, что имеет отношение к данному вопросу.
А еще бы стала доказывать другим, что я лучше прочитала, больше и сильнее всех разбираюсь в психологии, литературе, искусстве и в колбасных вообще обрезках.

Ну конечно моя проблема бы от этого разрешилась бы чудесным образом.

Суть разбора для нас в том, что наша страстная привязанность к жизни и близким приводит нас к апокалипсису, который вот уже на всех парах несется к нам.
Но мы пока не видим этого поезда, потому что заняты оччень важными делами. Почему же Толстой уехал из Ясной Поляны? И как же его угораздило остаться в анналах памяти свидетелей иеговы, и еще чего-то там.

Аватара пользователя
Okeana
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3146
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:02
Ник: Okeana
Благодарил (а): 388 раз
Поблагодарили: 250 раз

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Okeana » 01 май 2017, 19:52

Godislove2012 писал(а):Так странно мне читать ответы на вопросы СНЛ.
Были конкретные вопросы, что вы увидели, что вы почувствовали, как вы думаете, что вы знаете, какое ваше мнение по поводу конкретного сериала Шахназарова.

Это как если у меня есть сегодня проблема, требующая моего немедленного вмешательства. Успела я прочитать и изучить Лазарева, не успела - всё, вот проблема и используй Ирина весь багаж для ее решения. А правильно-не правильно - узнаешь дорогая по факту катарсиса.

А я бы начала изучать биографии людей, с помощью которых я оказалась в затруднительном положении.
А еще бы прочитала всё, что имеет отношение к данному вопросу.
А еще бы стала доказывать другим, что я лучше прочитала, больше и сильнее всех разбираюсь в психологии, литературе, искусстве и в колбасных вообще обрезках.

Ну конечно моя проблема бы от этого разрешилась бы чудесным образом.

Суть разбора для нас в том, что наша страстная привязанность к жизни и близким приводит нас к апокалипсису, который вот уже на всех парах несется к нам.
Но мы пока не видим этого поезда, потому что заняты оччень важными делами. Почему же Толстой уехал из Ясной Поляны? И как же его угораздило остаться в анналах памяти свидетелей иеговы, и еще чего-то там.
:good:
Оксана Альберти

CHDV
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 15:01
Ник: Дмитрий(CHDV)
Поблагодарили: 1 раз

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение CHDV » 01 май 2017, 20:38

В этой теме немало постов, из которых можно почерпнуть мудрости и более глубокое понимание романа.

Для меня также..в этом плане.. большое значение имеет то, какие страдания пришлось пережить Толстому по жизни, то, что мучило его.

Ведь, по сути, в жизни и он был, в некоторой степени, в роли, скажем, Вронского.. как и в роли Каренина..

Творения художников ..во многом .. - автопортрет..

Тем важнее это знание для многих из нас, переживающих в своей жизни аналогичные периоды..

..имхо.

Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 01 май 2017, 20:45

CHDV писал(а):В этой теме немало постов, из которых можно почерпнуть мудрости и более глубокое понимание романа.

Для меня также..в этом плане.. большое значение имеет то, какие страдания пришлось пережить Толстому по жизни, то, что мучило его.

Ведь, по сути, в жизни и он был, в некоторой степени, в роли, скажем, Вронского.. к,ак и в роли Каренина..

Творения художников ..во многом .. - автопортрет..

Тем важнее это знание для многих из нас, переживающих в своей жизни аналогичные периоды..

..имхо.
Благодарю, CHDV, за дополнительную интересную информацию по теме. Невозможно рассматривать то или иное произведение автора в отрыве от личности самого автора и той исторической и иной среды, в которой происходило формирование романа. Зачастую по этим моментам можно узнать больше (некоторой существенной, важной информации), чем из самого произведения. А эти моменты в плане этого романа тут ЕСТЬ (и их ещё, видимо, придётся коснуться).
Ну а то, что, как правило, женский взгляд тяготеет (не всегда, но в среднем) больше к тактике и взгляду ИЗНУТРИ на вопрос, а мужской - к стратегии и взгляду СНАРУЖИ на проблему, - Сергей Николаевич об этом говорил не раз. И в СИНТЕЗЕ этих двух подходов и состоит развитие.

prolga21
Зарегистрированный участник
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 07:50
Ник: prolga21

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение prolga21 » 02 май 2017, 02:47

"Божественное зерно" внутри, человеческое несовершенное - снаружи.
Согласна с тем, что сказала выше Alla.Va. Материальное плюс душевное ближе к Богу, чем духовность. Духовное - это будущее, а материальность и душевность - это любовь. Извиняюсь за утрированность.

Godislove2012

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Godislove2012 » 02 май 2017, 08:09

Akress писал(а):
Невозможно рассматривать то или иное произведение автора в отрыве от личности самого автора и той исторической и иной среды, в которой происходило формирование романа. Зачастую по этим моментам можно узнать больше (некоторой существенной, важной информации), чем из самого произведения. А эти моменты в плане этого романа тут ЕСТЬ (и их ещё, видимо, придётся коснуться).
Ну а то, что, как правило, женский взгляд тяготеет (не всегда, но в среднем) больше к тактике и взгляду ИЗНУТРИ на вопрос, а мужской - к стратегии и взгляду СНАРУЖИ на проблему, - Сергей Николаевич об этом говорил не раз. И в СИНТЕЗЕ этих двух подходов и состоит развитие.
Ок, конечно всё важно во взаимосвязи.
Но Akress, вот хотелось бы от вас прочитать ответы на поставленные Лазаревым вопросы в том формате, который он задал. С учетом ваших знаний об авторе, этимологии имен и прочего, о чем вы написали.

Godislove2012

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Godislove2012 » 02 май 2017, 08:12

prolga21 писал(а):"Божественное зерно" внутри, человеческое несовершенное - снаружи.
Согласна с тем, что сказала выше Alla.Va. Материальное плюс душевное ближе к Богу, чем духовность. Духовное - это будущее, а материальность и душевность - это любовь. Извиняюсь за утрированность.
Духовность дальше от Бога, чем материальность и душевность? Кхм... интересная точка зрения.

Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 02 май 2017, 11:38

Воспоминания жены Толстого о том, какой психологический смысл в роль Анны Карениной вкладывал сам автор. При этом, интересно отследить, какие проблемы характера САМОГО Толстого (как пророка, несущего тенденции общества) в той или иной мере отразились в романе.
Лёве представился тип женщины, замужней, из высшего общества, но потерявшей себя. Он говорил, что задача его сделать эту женщину только жалкой и не виноватой и что как только ему представился этот тип, так все лица и мужские типы, предоставлявшиеся прежде, нашли себе место и сгруппировались вокруг этой женщины. — С. А. Толстая, запись в дневнике 24 февраля 1870[19]

prolga21
Зарегистрированный участник
Сообщения: 213
Зарегистрирован: 07 мар 2013, 07:50
Ник: prolga21

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение prolga21 » 02 май 2017, 12:02

Godislove2012 писал(а):
prolga21 писал(а):"Божественное зерно" внутри, человеческое несовершенное - снаружи.
Согласна с тем, что сказала выше Alla.Va. Материальное плюс душевное ближе к Богу, чем духовность. Духовное - это будущее, а материальность и душевность - это любовь. Извиняюсь за утрированность.
Духовность дальше от Бога, чем материальность и душевность? Кхм... интересная точка зрения.
Даже, если просто логически. Материальность и душевность - им уже есть что единять, прошлое и настоящее, и что-то выработать своё, новое. Сознание черпает свою духовность на общей траектории, как например, в данной теме. Душа не задействуется, не объединяет и не вырабатывает личного мнения. а полагается на чужое.
Стива Облонский не изучал и не рассуждал о высоких материях, но как он мог всех объединить, найти общую тему для общения и был душой любой компании.

Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 02 май 2017, 13:07

↑ Суперанская, А. В. Чеверда — Чевер — Красивый // Наука и жизнь. — 2009. — № 2. — С. 79.

Левин — фамилия особая. Она может быть и русской и еврейской. Русская фамилия Левин образована от народных форм православного имени Лев — Лéва, Лёва. Это короткое имя имело также разговорную форму Лёв. Из-за того, что оно было слишком коротким, к нему добавилось конечное -а. Таким образом, от имени Лева получалась фамилия Левин, а от Лёва — Лёвин. Но поскольку мы не любим ставить точки над ё, и эта фамилия постепенно превратилась в Левин. Еврейская фамилия Левин образована от имени Лéви, или Лéвий. Согласно Библии, Левием звался третий сын патриарха Иакова, родоначальника двенадцати колен (родов) Израилевых.
Гусев, Н. Н. Лев Николаевич Толстой. Материалы к биографии : с 1870 по 1881 год / Академия наук СССР, Институт мировой литературы им. А. М. Горького; ответ. ред. А. И. Шифман. — М. : Издательство Академии наук СССР, 1963. — С. 296.

Что касается фамилии «Левин», то она образовалась или путём изменения одной буквы в прежней фамилии — Ленин, или же была произведена от имени автора — Лев или Лёва. В таком случае надо произносить — Лёвин. Сам Толстой, следуя народному произношению, выговаривал своё имя — «Лёв»; так же произносили его имя жена Софья Андреевна, сын Сергей Львович и В. Г. Чертков. По словам К. Н. Леонтьева («Книга и революция», 1921, 8—9, стр. 120), Толстой произносил фамилию героя своего романа — Лёвин.
Один такой небольшой, но примечательный, знаковый момент - трансформация с течением времени фамилии "Лёвин", - как это произносил сам автор Лёв Толстой, намекая на автобиографичность героя, - в "Левина". Толстой изначально хотел, чтоб был "Лёвин", а по итогам получился "Левин", - где если в мировоззрении (идеологическом) "родителя" есть некие перекосы, то "дети", чувствуя определённую погубность тенденции, отказываются от этого "родительского мировоззрения" и говорят, "а мы пойдём другим путём"...
3) Почему Анна Каренина покончила с собой так странно? Не утопилась, как Катерина в пьесе А. Островского «Гроза», не приняла яд, а именно бросилась под поезд.
Что это за (быть может) "поезд", который на тонком плане (как смотрел как-то Сергей Николаевич на семинаре) начал своё движение 2000 лет назад (ещё когда Аннушка разлила "мировоззренческое маслице") и прибыл на станцию назначения ровнёхонько под 1917 год?!...

Какие мировоззренческие перекосы привели к этому?
Какое мировоззрение исповедовал сам Л. Толстой? Кому он противостоял на внешнем плане, и какая внутренняя идеология под этим была? По отношению к какой глобальной мировоззренческой тенденции мировоззрение Толстого стало противостоять уже не в рамках самой России, а вне её?

Аватара пользователя
Alla.Va
Зарегистрированный участник
Сообщения: 45
Зарегистрирован: 13 апр 2012, 10:11
Ник: Alla.Va

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Alla.Va » 02 май 2017, 13:59

Godislove2012 писал(а):
prolga21 писал(а):"Божественное зерно" внутри, человеческое несовершенное - снаружи.
Согласна с тем, что сказала выше Alla.Va. Материальное плюс душевное ближе к Богу, чем духовность. Духовное - это будущее, а материальность и душевность - это любовь. Извиняюсь за утрированность.
Духовность дальше от Бога, чем материальность и душевность? Кхм... интересная точка зрения.
Когда С.Н. (давненько уже) сказал о том, что какой-нибудь гуляка и выпивоха, как ни странно - ближе к Богу, чем какой-нибудь высокодуховный товарищ, я тоже несколько удивилась) Потом стало понятно. Первый не рассуждает особо, он живет чувствами, хотя они ближе к животным - но это чувства, которые с инстинктами вложил в людей Господь. А духовный человек создает, по сути, свою параллельную вселенную, свою модель мира и действует сообразно ей. И далеко не всегда она совпадает с Божественным мироустройством. Вот и начинается гордыня - когда наша модель мира, наша правда, наша воля конкурирует с Божественной. И здесь агрессивность может быть тысячекратно выше, чем в первом случае. Если даже человек тела и убьет - то немногих, а борцы за идеи могут убить - и убивали миллионами.... Хотя бы с этой точки зрения вторые - намного более опасны, и возможность грешить у них неизмеримо выше.
Вспоминается еще один поразивший факт: С.Н. говорил, что видел, как душа одного праведника уже 40 лет не может войти в загробный мир из-за своей агрессивности, которую он накопил, защищая нравственность (ставя ее выше любви).
Наверное, нужно попросить модераторов разделить тему))
Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен

Наталья Федоровна
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1294
Зарегистрирован: 21 ноя 2016, 10:19
Ник: Наталья Федоровна
Поблагодарили: 5 раз

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Наталья Федоровна » 02 май 2017, 15:42

Ой, не надо разделять, абсолютно все вписывается.
Вера в Бога - это награда, а не просто наше желание верить. Это результат борьбы человека со своими привязанностями и страстями.

Godislove2012

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Godislove2012 » 02 май 2017, 16:01

Alla.Va писал(а):
Godislove2012 писал(а):
prolga21 писал(а):"Божественное зерно" внутри, человеческое несовершенное - снаружи.
Согласна с тем, что сказала выше Alla.Va. Материальное плюс душевное ближе к Богу, чем духовность. Духовное - это будущее, а материальность и душевность - это любовь. Извиняюсь за утрированность.
Духовность дальше от Бога, чем материальность и душевность? Кхм... интересная точка зрения.
Когда С.Н. (давненько уже) сказал о том, что какой-нибудь гуляка и выпивоха, как ни странно - ближе к Богу, чем какой-нибудь высокодуховный товарищ, я тоже несколько удивилась) Потом стало понятно. Первый не рассуждает особо, он живет чувствами, хотя они ближе к животным - но это чувства, которые с инстинктами вложил в людей Господь. А духовный человек создает, по сути, свою параллельную вселенную, свою модель мира и действует сообразно ей. И далеко не всегда она совпадает с Божественным мироустройством. Вот и начинается гордыня - когда наша модель мира, наша правда, наша воля конкурирует с Божественной. И здесь агрессивность может быть тысячекратно выше, чем в первом случае. Если даже человек тела и убьет - то немногих, а борцы за идеи могут убить - и убивали миллионами.... Хотя бы с этой точки зрения вторые - намного более опасны, и возможность грешить у них неизмеримо выше.
Вспоминается еще один поразивший факт: С.Н. говорил, что видел, как душа одного праведника уже 40 лет не может войти в загробный мир из-за своей агрессивности, которую он накопил, защищая нравственность (ставя ее выше любви).
Наверное, нужно попросить модераторов разделить тему))
Это наверное какие-то единичные случаи, когда бомж или гуляка с выпивохой настолько близок к Богу, что его инстинктивные чувства, вложенные Богом, совершенно чисты от преступлений против любви.
В-основном же бездуховность - это отпадение от Бога вследствие преступлений и неспособность к познанию и обучению.
Способности приходят туда, где любовь к Богу не слишком замарана грехом. Злоупотребление духовностью, когда она направлена на саму себя, и порождает гордыню, отнимающую разум. Это смотря как с духовностью обращаться же.

А так я согласна конечно. Чем проще человек, тем легче ему чувствовать других, а значит Бога. Вы же замечали, Алла, что чем выше социальный уровень человека, тем легче с ним общаться, тем проще он и интересней от этого?)

Akress
Зарегистрированный участник
Сообщения: 455
Зарегистрирован: 01 янв 2017, 17:54
Ник: Akress

Re: Вопросы от С.Н. Лазарева для драманализа фильма «Анна Каренина»

Сообщение Akress » 02 май 2017, 17:39

Пытался, значит, пытался собрать дополнительную информацию по биографии и т. п. Толстого в раскрытие мысли, - что там и как было в мировоззрении Толстого и др., - во взаимоувязке с романом, - часа 2-3 сидел всем этим занимался, потом браузер закрылся и всё накрылось...)) Конечно, несколько обидно, но ничего не поделаешь, принимаем Божью волю...)) Тем более что вопрос принятия Божьей воли во всей этой истории есть одним из ключевых...

Тогда сделаем так - здесь размещу несколько важных цитат, показывающих один очень интересный и важный, как представляется, момент, а по всему остальному, - без цитат, - потом, - просто изложение, что запомнилось и т. п...

Очень странный момент:
24 февраля 1870 года[19] Лев Николаевич Толстой задумал роман о частной жизни и отношениях современников, но к реализации своего замысла приступил лишь в феврале 1873 года[19].
...
Не менее драматичным и серьёзным произведением явился роман о трагической любви «Анна Каренина» (1873—1876 годы).
...
В своей работе «Исповедь» Толстой писал, что с конца 1870-х годов он стал нередко мучиться неразрешимыми вопросами: «Ну, хорошо, у тебя будет 6000 десятин в Самарской губернии — 300 голов лошадей, а потом?»; в сфере литературной: «Ну, хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, — ну и что ж!». Начиная думать о воспитании детей, он спрашивал себя: «зачем?»; рассуждая «о том, как народ может достигнуть благосостояния», он «вдруг говорил себе: а мне что за дело?» В общем, он «почувствовал, что то, на чём он стоял, подломилось, что того, чем он жил, уже нет». Естественным результатом была мысль о самоубийстве:

«Я, счастливый человек, прятал от себя шнурок, чтобы не повеситься на перекладине между шкапами в своей комнате, где я каждый день бывал один, раздеваясь, и перестал ходить с ружьём на охоту, чтобы не соблазниться слишком лёгким способом избавления себя от жизни. Я сам не знал, чего я хочу: я боялся жизни, стремился прочь от неё и, между тем, чего-то ещё надеялся от неё»[58].
...
Толстой показывает самоубийство как избавление от страдания. Мысли о самоубийстве — постоянные спутники Левина, который прячет от себя шнурок и преодолевает «угрозу отчаяния»;
...
Но в середине 1870-х он проявляет повышенный интерес к учению и богослужению Православной церкви[59]: «перечитал всё, что мог, об учении церкви, … строго следовал, в продолжение более года, всем предписаниям церкви, соблюдая все посты и посещая все церковные службы», следствием чего было полное разочарование в церковной вере. Поворотным в сторону от учения Православной Церкви временем для него стала вторая половина 1879 года.
...
В предпоследнем, девятом варианте рукописи романа, Л. Н. Толстой уже описывает кошмар Анны:
(...)
Работа над романом тяготила Л. Н. Толстого («я поневоле засел писать»), он часто откладывал его, занимаясь образовательными программами («я отрываюсь от людей реальных к вымышленным»); и был равнодушен к его успеху. В письме к А. А. Фету он говорил, что «скучная и пошлая Анна К. ему противна… Моя Анна надоела мне, как горькая редька»[40]
...
сам Толстой не без иронии писал: «Если близорукие критики думают, что я хотел описывать только то, что мне нравится, как обедает Облонский и какие плечи у Карениной, то они ошибаются»[130].
...
От брака Льва Николаевича с Софьей Андреевной родилось 9 сыновей и 4 дочери, пять детей из тринадцати умерли в детстве.

Дети:

Сергей (1863—1947), композитор, музыковед. Единственный из всех переживших Октябрьскую революцию детей писателя, кто не эмигрировал. Кавалер ордена Трудового Красного Знамени.
Татьяна (1864—1950). С 1899 года замужем за Михаилом Сухотиным. В 1917—1923 годах была хранителем музея-усадьбы Ясная Поляна. В 1925 году с дочерью эмигрировала. Дочь Татьяна Сухотина-Альбертини (1905—1996).
Илья (1866—1933), писатель, мемуарист. В 1916 году покинул Россию и уехал в США.
Лев (1869—1945), писатель, скульптор. С 1918 года в эмиграции — во Франции, Италии, затем в Швеции.
Мария (1871—1906). С 1897 года замужем за Николаем Леонидовичем Оболенским (1872—1934). Умерла от воспаления легких. Похоронена в с. Кочаки Крапивенского уезда (совр. Тул. обл., Щекинский р-н, дер. Кочаки).
Пётр (1872—1873)
Николай (1874—1875)
Варвара (1875—1875)

Андрей (1877—1916), чиновник особых поручений при тульском губернаторе. Участник русско-японской войны. Скончался в Петрограде от общего заражения крови.
Михаил (1879—1944). В 1920 году эмигрировал, жил в Турции, Югославии, Франции и Марокко. Скончался 19 октября 1944 года в Марокко[102][103].
Алексей (1881—1886)
Александра (1884—1979). С 16 лет стала помощницей отца. Начальник военно-медицинского отряда во время Первой мировой войны. В 1920 году была арестована ВЧК по делу «Тактического центра», приговорена к трём годам, ...
Иван (1888—1895).
То есть - странный и мистический момент - в 1870 у Толстого возникает мысль о написании романа.
Роман пишется в 1873-76 гг.
И ИМЕННО В ЭТО ВРЕМЯ, - 1872-75 гг., - у Толстого ПОДРЯД (!), - буквально СРАЗУ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ, - умирает 3 (!) ребёнка. Потом умерли ещё 2 ребёнка, - в 1886 и 1895 гг. - но это было не подряд, и эти дети, в отличие от рождённых в период написания романа, - всё же умерли не сразу, а прожили по 5 и 7 лет. А вот этот конкретно период, - прям получается мистический. Написание романа идёт очень тяжко - Толстой не сильно хочет его писать, меняется аж 10 (!) вариантов романа.
И получается странная картина, - с одной стороны, - Толстой пытается создать образ Анна Карениной, которая "ни в чём не виновата и её жалко", а с другой - сценарии постоянно меняются и работа его тяготит.
Как раз в середине 70-х - именно в период написания романа (о котором, как он сказал, он описывал отнюдь не "плечи Карениной"), - он увлекается изучением Православия, разочаровывается в нём, и в 1879 г. окончательно с Православием рвёт (но не с Христианством).
И именно с конца 70-х у него плотно возникают периодически мысли о самоубийстве (где аналогичные были и у авторского прототипа Левина/Лёвина).

Возникает закономерный вопрос - как весь этот ряд фактов (буквально мистических) связан между собой, в т. ч. с канвой романа, а также с мировоззрением самого Толстого?


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 6 гостей