С.Н. Лазарев о своем творческом пути в живописи

Копилка материалов. Спрашиваем и уточняем то, о чем говорит С.Н. Лазарев. Цитаты и вырезки приветствуются.
Аватара пользователя
w11bsavi
Зарегистрированный участник
Сообщения: 261
Зарегистрирован: 25 ноя 2016, 14:12
Ник: w11bsavi
Поблагодарили: 29 раз

С.Н. Лазарев о своем творческом пути в живописи

Сообщение w11bsavi » 02 июн 2023, 07:14

С.Н. Лазарев о своем творческом пути в живописи
(rutube.ru/video/3556332c23181bf9ca49a7da425c9b73/)

СНЛ. Здравствуйте дорогие читатели. Тут подготовлены ряд вопросов, заданных вами. Пожалуйста, зачитывайте. Я постараюсь ответить.

Собеседница. Перед тем, как задать вопросы, я хотела бы зачитать отзыв, который оставили читатели.

(начало отзыва) Доброго дня. Я далеко не искусствовед, и любое произведение (искусства) оцениваю для себя по принципу: нравится / не нравится. По возможности стараюсь посещать музеи и выставки в своём городе и в городах, в которых бываю. Да, многие картины потрясают своей красотой, техникой, но для меня они какие-то холодные. Картины же Сергея Николаевича (Лазарева), даже при условии просмотра по Интернету, дарят мне тепло, внутренний покой и радость. Огромная благодарность Сергею Николаевичу за его труд и пожелание ему здоровья, долгих-долгих лет счастливой жизни и творческих успехов (конец отзыва).

А теперь (неразборчиво) готова перейти к вопросам. Сергей Николаевич, скажите, пожалуйста, почему Вы решили писать картины?

СНЛ. Чтобы получить удовольствие. Это большое счастье, когда можешь творчески работать. Вообще, я в одной из лекций говорил о том, что для приведения души в нормальное состояние, состояние гармонии, полезно иметь какое-то увлечение, какую-то работу, где работаешь бесплатно. Потому что там, где деньги, там начинается понятие «надо», там начинается насилие над собой, (там начинаются) перегрузки, и прочее, и прочее. А когда ты работаешь только, что называется, из любви к искусству, тогда ты работаешь, пока есть Любовь, полёт в душе. И вот это очень помогает настроиться на состояние гармонии и нести его в себе. Поэтому я мечтал многие годы заняться живописью, но если заниматься (ею) и хотеть чего-то реального (в ней) добиться, то нужно отбросить всё остальное. Энергии не хватает (на живопись, если заниматься параллельно ещё чем-то). Сейчас, когда более-менее я основное, скажем так, исследование завершил, (когда) более-менее сейчас всё ясно, (когда) нет уже таких смертельных ситуаций с мощными перегрузками, можно заняться живописью. И это доставляет мне просто огромное удовольствие.

Собеседница. Что для Вас творчество и искусство?

СНЛ. Наслаждение.

Собеседница. Какие Ваши любимые темы для картин?

СНЛ. Моя любимая тема - это, в первую очередь, природа. Но любимой моей темой становится любой сюжет, который у меня созрел как образ, когда я чувствую, что я буду писать его. Это как живое существо, оно тёплое, оно дышит. С ним взаимодействуешь. А из чего образ получается: из взгляда на природу, или (из) мысли о натюрморте, или какая-то композиция (привлекла внимание), - это уже вопрос второй.

Собеседница. Почему Вы выбираете яркие краски?

СНЛ. Ну, я начал заниматься живописью несколько лет назад, так сказать, более-менее серьёзно, не отвлекаясь на посторонние дела, в Испании. А в Испании солнце (не договорил), всё пропитано солнцем. И мне хотелось вот это состояние передать.

Собеседница. Что Вы чувствуете, когда пишите картину?

СНЛ. Ну, что (я чувствую)? Я говорил, учитель Модильяни, скульптор Бранкузи, говорил: «Легко создать шедевр, трудно создать состояние, в котором появляются шедевры». Так вот, я должен чувствовать гармонию, радость и Любовь в душе, потому что они, как раз, руководят всей картиной.

Я говорил о том, что очень важно создать вокруг себя пространство. Вот, мы все увлекаемся феншуем: как что должно вокруг быть расположено. Это, действительно, очень важно: что находится вокруг нас, - потому что экология бытия - это экология не только тела, но и души. Вокруг меня предметы, картины должны находиться в таком соотношении, быть такими, чтобы у меня появлялось чувство радости и счастья. Это очень важно.

Вот, неслучайно замечено, что если фотографии, на которых люди улыбаются, радуются, (если их) вешать (на стены), то у человека (всё) улучшается, вплоть до судьбы и здоровья. Почему? Потому что, когда я вижу человека счастливого на фотографии или на картине, то у меня идёт резонанс, ответное чувство. И если каждый день я, как инструмент, настраиваю свою душу на Любовь, счастье, радость, добродушие, понимание, то мне легче существовать.

Поэтому создание вокруг себя микро-среды, которая помогает нашим чувствам быть добрее, развиваться, наполняться, - это очень важно. И в этом плане картины имеют большое значение. Поэтому я после того, как напишу картину (не договорил). Во-первых, я должен писать её при определённом состоянии; во-вторых, после того, как я написал (картину), я вешаю её (на стену), и подхожу (к ней), и наблюдаю, какое чувство у меня возникает. Должно возникать равномерное тёплое чувство счастья: как будто встретил хорошего человека. Если картина даёт такую реакцию, (то) (это) значит, эта картина нормальная. Если чего-то не хватает: я вижу только форму, - (то) (это) значит, надо работать (над картиной) (дальше).

Поэтому картина, она (не договорил). Вот, как фотография связана с человеком, так (и) любая картина, она связана с художником. И она связана с тем, кто её купил. И она взаимодействует. Но это отдельный разговор.

Собеседница. Какие ощущения возникают, когда Вы смотрите на уже написанные картины?

СНЛ. У меня должно быть ощущение полёта, счастья, уважения к художнику, который создал такое чудное произведение (искусства). Если этого не хватает, (то) (это) значит, (что) надо выходить на это состояние.

Собеседница. Ваши картины висят по всему миру. Можно сказать, что эти картины меняют состояние всей планеты?

СНЛ. Не сомневаюсь (говорит с лёгкой иронией).

Собеседница. Могут ли Ваши картины лечить душу человека?

СНЛ. А для этого они и пишутся, я думаю. Обратите внимание, с чего началась живопись реальная? С религиозных сцен. И когда описывались сюжеты из Библии, тогда было всё прекрасно. А потом начинает, скажем так, европейская живопись уходить от идеалов, от нравственных канонов. Эпоха Возрождения становится эпохой Вырождения, когда всё бОльшее внимание уделяется не красоте, не душе человеческой, а его телу, удовольствиям и прочее. И на натюрмортах появляется всё бОльшее количество еды, а женщины начинают увеличиваться в размерах. И постепенно Божественное уходит, а человеческое начинает торжествовать. Но торжествует оно недолго. Потом оно начинает умирать. И такие картины, как «Чёрный квадрат» Малевича, с моей точки зрения, символизирующие остановку, прекращение искусства, и деятельность Сальвадора Дали - это всё приговор современному искусству, утратившему Любовь, веру и нравственность.

Собеседница. Все Ваши картины воздействуют одинаково? Или каждая картина направлена на определённое состояние?

СНЛ. Я думаю, у каждой картины свой характер. Вот я замечал, когда начинаю писать: сначала только я, холст не имеет значения. Что там (на холсте), как (не важно). Я, так сказать, безраздельно хозяин (положения). А потом вдруг холст начинает сопротивляться и требовать чего-то, у него появляются свои какие-то требования, свой характер. И я должен с ним взаимодействовать. И вот, взаимодействуя с тем, что я, так сказать, создаю, я чувствую (характер картины), и тогда начинается самый интересный процесс. Поэтому каждая картина, можно сказать, имеет свой характер, своё воздействие.

Собеседница. Как Вы выбираете тематику для написания картин?

СНЛ. Ну, то, что у меня в образ сложилось, (и даёт тему); (есть образ), (это) значит, (что) можно писать картину. Без образа, без ощущения, вот, единого целого, картина будет фотографией.

Собеседница. Где лучше всего вешать Ваши картины в доме? И подходят ли они для офисных помещений?

СНЛ. Ну, человек счастлив должен быть не только в квартире, но и на работе. Поэтому я не вижу никаких препятствий. Каждый человек интуитивно чувствует, что ему надо, и должен повесить (картину) там, где (для него) это будет лучше всего.

Собеседница. Откуда Вы черпаете своё вдохновение? Что Вас вдохновляет?

СНЛ. Желание быть счастливым.

Собеседница. Как Вы готовитесь? В какое время Вам нравится творить?

СНЛ. Ну, когда рано утром пишу, я (не договорил). Ещё сознание не включилось. Работаешь на чувствах, и гораздо лучше образ создавать, чувствовать цвет. А потом уже в течение дня можно то, что называется, уже с логикой, с анализом смотреть (с рассуждением). Но здесь главное – не переусердствовать (с рассуждением): можно потушить картину. Чувство должно быть всегда ярким, сочным и свежим.

Собеседница. Что Вы вкладываете в свои картины?

СНЛ. Желание других сделать счастливыми.

Собеседница. Как Ваши исследования отражаются в Ваших картинах?

СНЛ. Раньше я лечил руками: начинал с этого. Потом понял: это дело бесполезное, если человек не меняется. Я стал (затем) лечить пониманием: достаточно длинный был период. А сейчас я понял, что нужно лечить устремлением. А это (не договорил). Понимание, оно связано только с сознанием, с интеллектом. А устремление, оно связано и с интеллектом, и с чувствами. Поэтому сейчас чувства на первом месте, и я пытаюсь всё соответственно выстроить; так сказать, соответствовать первой заповеди, главной (заповеди) Христа: «блаженны нищие духом».

Собеседница. Сколько всего картин Вы бы хотели написать?

СНЛ. Всё равно. Совершенно не имеет значения. Я хотел бы написать столько картин, сколько у меня будет чувства радости и полёта. Пока оно есть, я создаю картину. Если его нет, нет смысла их (картины) создавать.

Собеседница. Для кого Вы пишите картины?

СНЛ. Я картины писал для своей души. Это как лекарство для души, я (не договорил). Когда мир изображаешь, то нужно его почувствовать.

Я помню, мне один художник сказал: «Вот, сколько (я) ни любовался природой, (сколько ни) думал, что я любуюсь, (а, оказалось), (что) на самом деле я её не видел. Когда маленький этюдик начал писать, всё совершенно изменилось».

Так вот, когда пытаешься заниматься творчеством, когда пишешь (картины), то совершенно по-другому воспринимается мир. И вот это ощущение, оно даёт чувство счастья. Так вот, я начинал (не договорил).

Когда (я) написал первую картину, (была) выставка (картин), и (моя картина там выставлялась), и я сказал, что картины не хочу вообще продавать. Меня спросили: «Почему?» Я говорю: «Ну, как, потом картины будут дорогими, детям оставлю. А сейчас продавать?» Как-то мне жалко было. Я говорю: «Я писал не для того, чтобы продавать». И у меня было условие (участия в этой выставке): картины не продавать. Я помню, мне говорили (не договорил). Пришла одна женщина и говорит: «Вот эта картина мне нравится. Я хочу (её) купить». Ей говорят: «Картина не продаётся». Она говорит: «Я хочу купить, за любые деньги». Ей говорят: «Картина не продаётся». Она говорит: «Вы меня не поняли. Я приехала из Якутии. Я могу Вашу картину купить за любые деньги». Ей говорят: «Картина не продаётся». Ну, я так и не хотел продавать. А потом мне директор выставки, (она) подошла (ко мне), с (моей) женой. Они меня, так сказать, обрабатывали и говорят: «А почему Ты считаешь, что картины не нужно продавать. Картины должны делать людей счастливыми, они должны у кого-то висеть». Я подумал: «Действительно, ведь главное предназначение картины не только себя радовать, а, в первую очередь, других».

И потом я не ожидал, что я достаточно быстро начну писать (картины). Я думал: «Напишу одну-две картины в месяц, и мне достаточно». Потом я понял, что их куда-то нужно пристраивать. И после этого на выставках я махнул рукой и сказал: «Можно покупать». Ну, и когда покупают, мне приятно, что мои картины востребованы.

Собеседница. Кто из классических художников Вам нравится больше?

СНЛ. Мне нравится Густав Климт, мне нравится Амадео Модильяни, мне нравится (Михаил) Врубель, мне нравится Рафаэль (Санти). Мне нравятся импрессионисты.

Собеседница. Пишите ли Вы целенаправленно картины для улучшения какого-то состояния и преодоления каких-то проблем?

СНЛ. Ну, я с этого начинал: рисунками выравнивал состояние эмоциональное человека, общее. Ну, в принципе, я считаю, что, в первую очередь, нужно добиваться состояния общей гармонии. Но целенаправленно, в принципе, (не договорил). Я помню по заказу интересно (было) работать, т.е. человек попросил какую-то конкретную тематику, и я должен в этой тематике выразить то, что я хочу. И это усложняет задачу и делает её более интересной. Поэтому когда есть тема, о которой, скажем, кто-то попросил или (которую) все хотят, (то) в этом плане работать интересно.

Я думаю, что (в плане здоровья) одной из главных тем сейчас (становится), (т.е.) на первое место в мире выходят по смертности, не сердечно-сосудистые заболевания, а депрессия и суициды. Это принимает (повальные масштабы), (есть) повальное явление, и, вот, в этом плане поработать, чтобы привести человека в чувство: ребёнка и взрослого, - я думаю, будет интересно и важно.

Собеседница. Пишите ли Вы картины для детей?

СНЛ. Ну, я для своей внучки написал несколько работ (неразборчиво), в этом направлении, для ребёнка. Думаю, что этим нужно заняться более серьёзно.

Собеседница. Сейчас Ваши картины становятся всё популярнее. Не чувствуете ли Вы в себе звёздную болезнь от этого?

СНЛ. Ну, я помню, (про) одного музыканта кто-то (неразборчиво) сказал, что он гений. И он (этот музыкант) оскорбился: «Как вы можете так говорить? Я тут столько лет пахал, повышал свой уровень. А вы меня гением обозвали». Так вот, слава придавливает тогда, когда делаешь меньше, чем тебя оценивают. А когда, скажем так, главное - не признание, а совершенствование, то оценивают тебя или нет - непринципиально. Мне главное - создать хорошую картину, сделать счастливым того, кто её купит. А дальше есть ли известность, или есть ли популярность - меня это очень мало волнует. Ну, и потом, я (уже) в том возрасте, когда деньги и слава особо уже не волнуют. Слава меня вообще по жизни не интересовала. А в нынешнем возрасте остаётся только радоваться творчеству и радоваться за тех, кто купит картины.

Собеседница. Сергей Николаевич, спасибо Вам большое за Ваши ответы.

СНЛ. Пожалуйста. Я надеюсь, что всё-таки я сумею передать то, что я чувствую, и сумею создать такие образы, которые реально помогут ощутить радость жизни, гармонию души. Я помню, как я рисовал какие-то знаки, какие-то рисунки, и я видел, как они воздействуют на подсознание человека. И в этом плане правильно сделанная картина, она может, ну, реально, так сказать, эмоционально выстраивать внутренний мир (человека).

Если есть картины, которые то, что называется, проклятые, (т.е.) которые люди вешают дома, (а) потом начинают умирать родственники и случаться несчастья, то это говорит о том, что картина имеет очень мощное воздействие. Но мы все знаем, какие картины приносят несчастье, мы, так сказать, про это слышим, а мне хотелось бы, чтобы появились картины, которые приносят счастье, гармонию, радость и всё остальное. Вот в этом плане я (уже сейчас) работаю и надеюсь, (что) у меня ещё (и в будущем) (что-то) получится. Спасибо.

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 37 гостей