Досмотрел наконец фильм...
Честно говоря - удивляет комментарий критиков (ещё раз продублирую) -
М. Туровская
Сюжет картины, в основном, концентрируется вокруг троих героев, их споров и действий. Их образы несут каждый своё философское начало. Профессор — научный материализм, Писатель — мировоззрение художника, выродившееся в цинизм; сам Сталкер — это вера.[38] Вера троих главных героев подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают его. Сталкер возвращается из Зоны к жене и больной дочери разочарованным в людях[39].
Равно как и некоторые комментарии самого Тарковского:
Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…
— Тарковский[17]
Здесь уже лучше у Тарковского:
Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке.
Фильм Сталкер о Любви и Катарсисе...
Люди, что были в начале фильма - и люди, что в конце фильма - это уже совершенно
РАЗНЫЕ люди...
У людей в начале фильма не было будущего.
У людей в конце фильма будущее появилось...
Чем жил Сталкер? Сталкер жил
ОДЕРЖИМОСТЬЮ,
СТРАСТЬЮ (здесь также можно вспомнить вставленные в фильм цитаты о преодолении страсти).
Зона - его
"Миссия" - как одержимость - как
смысл жизни...
Зачем ему идти в Комнату просить исполнения желания, когда сама его роль Сталкера УЖЕ даёт ему это исполнение?
Он боится, что без этой своей миссии он окажется никому не нужным. Роль и миссия Сталкера даёт ему ощущение хоть какого-то смысла жизни... Любить он по настоящему не умеет... Вбил себе в голову кучу каких-то самасбродных концепций - носится с ними - пытается их навязать всем окружающим -
осчастливить всех... Эта его роль "юродивого" - такого вот всего из себя
никакого - видимо - обратная сторона медали как противокрен от той гордыни, что в молодости привела в тюрьму...
Чтобы выжить - он идёт в другую сторону - в юродство... Но дочь всё равно не выздоравливает...
Это говорит о том, что хрен редьки не слаще - и одно не сильно лучше другого - НО: просто в этом
самоуничижении ХОТЯ БЫ идёт блокировка смертельно опасной для него и ребёнка гордыни... Юродство хоть как-то позволяет это заблокировать... Это как механизм классически-религиозной концепции на Руси - о чём много говорилось в ДК - что гордыня блокируется самоуничижением, но от этого КОРЕНЬ гордыни не исчезает...
Топтание других сменяется топтанием себя... Но - всё же ЛУЧШЕ - на каком-то этапе Пути - чем классическая гордыня...
Он себя внутренне топчет - не верит в свои силы - ибо если поверит - то снова вырастет гордыня и превосходство - из-за этого накручивает кучу комплексов - для их преодоления начинает погружаться в разные идеи-фикс, одной из которых становится роль и миссия Сталкера... Ему больше ничего не надо - ему не нужна ни жена, ни ребёнок... Он бежит от всего этого... Жена это чувствует - и, соответственно, это даёт её ответную реакцию...
Писатель и Профессор - также запутавшиеся каждый по своему люди... Кто в чём - тут из контекста фильма это более-менее понятно...
И вот они идут в
ЗОНУ...
Зону как символ прихода Царствия Небесного в понимании ДК... Там все процессы ускоряются - грязь поднимается из глубин - и люди начинают срывать со своих душ маски, которыми они до этого прикрывались... И правильно Писатель говорит Сталкеру, что тот
гнида - что эта зона для него - это его ТАЙНАЯ СТРАСТЬ... Его СМЫСЛ ЖИЗНИ... Способ ощутить себя чем-то ЗНАЧИМЫМ в этом мире... Сталкер пытается оправдаться - сказать, что это не так - хотя ясно, что это так и есть...
При этом, также происходят трансформации и с Писателем и Профессором... Они тоже - каждый из них - что-то для себя ПОНИМАЮТ - встречаются лицом к лицу со своим Я - тем, которое есть на самом деле... И... что-то в них
меняется...
Когда показывается сцена из бара - показывают лицо Писателя - это лицо - лицо совершенно ДРУГОГО человека - он ИЗМЕНИЛСЯ - он изменился после прохождения Пути...
Видимо - также и Профессор...
Сталкер наконец возвращается - не только по
форме - но и по
сути - к своим жене и детям -
Здесь и Сейчас...
Да - у него всё ещё
ПРОИСХОДЯТ периодически
приступы чего-то
этакого - НО: это уже не приступы
страсти или проявления того ранее имевшегося
равнодушия, что было показано вначале фильма - а это уже как бы как когда человек самую ОПАСНУЮ стадию болезни переболел - а сейчас ещё предстоит долгое и мучительное постепенное
изменение-выздоровление - но самый
опасный период уже миновал... Он стал
другим...
И эта сцена с собакой - где жена сказала -
Вы любите собак? Это хорошо...
Эта жена - тоже стала ДРУГОЙ...
В сценах фильма появляется простое человеческое
тепло (вместе с
Собакой из
Зоны)... И жена как бы
зрителю делится о том, как она
полюбила...
Полюбила вот такого - да - недотёпу - юродивого - со своими мышами в голове... Но несмотря на это - несмотря ни на какие ТРУДНОСТИ - о которых она знала с самого начала - все равно пошла за
любовью...
И ребёнок - у ребёнка появляется
будущее... Будущее ребёнка
изменилось... Не говоря об открывшихся сверхспособностях...
Теперь становится понятным
КОНТРАСТ в технике кадров фильма - начальных кадров фильма, где приближалась их комната - всё плыло - изображение было
СЮРРЕАЛИСТИЧНЫМ... Этот сюрреализм как бы говорит о том, что - как говорил Христос - эти люди уже мертвы - их НЕТ - у них
нет будущего... Они -
ФАНТОМЫ -
МИРАЖ...
И в конце - кадры той же самой комнаты - и те же самые - отмечу -
черно-белые кадры - НО: эти кадры - они уже не
сюрреалистичны - они есть
ЧЁТКИМИ и РЕАЛЬНЫМИ - как реальна ЖИЗНЬ -
РЕАЛЬНОСТЬ, которая
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС...
Да - и та сцена после
Катарсиса - начинает идти
ДОЖДЬ и появляется
СИЯНИЕ...