Драманализ фильма А.Тарковского "Сталкер"

Делимся собственными осознаниями, собираем, обсуждаем и высказываем мнения.
Правила форума
urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 19 окт 2015, 21:07

Оксана Д писал(а):хотели переключить со словами - муть какая-то,
Это да - тоже приходилось встречаться с такой реакцией окружающих... :)
А мне наоборот - всегда именно такие - трансцендентные фильмы нравились... :)

Оксана Д писал(а):А ваш анализ ещё больше это подтверждает :)
Ну - тут - в фильме - каждый - думаю - сможет увидеть что-то своё... :) Ибо талантливые фильмы всегда многоплановы... :)

______________
Фраза Писателя - "Раньше будущее было только продолжением настоящего ..., а теперь будущее слилось с настоящим... Разве они готовы к этому???!!!"

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 19 окт 2015, 21:09

Больше всего с первых кадров поражает музыка /Эдуарда Артемьева/...
Потом - присутствие чего-то запредельного в том черно-белом “андерграунде” - ХАОСЕ - НАГВАЛЕ - который буквально просачивается с первых кадров экрана и звуков..

Но почему-то в том, КАК это было снято и показано - почему-то НАОБОРОТ - чувствуется, что за гранью ИМЕННО ЭТОГО - вроде бы как обыденного - Мира - скрывается какая-то НЕВЕДОМАЯ ТАЙНА, Неведомая Энергия..
Да, музыка, его манера съёмки с самого начала погружают в такую отрешенность.
Мне ещё переход из черно-белого в цветное навевает ассоциации о том, что весь привычный видимый рациональный мир это все сон, нереальность на самом деле, поэтому он и лишён настоящих красок, это всего лишь отблеск Другого мира, который за пределами... А истинное бытие, где царствие Божие уже в цвете.

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 19 окт 2015, 21:14

Ну - тут - в фильме - каждый - думаю - сможет увидеть что-то своё.
Тарковский так и говорил, когда его спрашивали о смыслах - каждый увидит своё. И я поражаюсь, как в разные периоды жизни видишь разные смыслы фильма.
А мне наоборот - всегда именно такие - трансцендентные фильмы нравились
:) И в детстве, что бы мы понимали?, но учуяли ведь уже тогда :cheese:

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 19 окт 2015, 21:23

Akress писал(а):Дикобраз... Учитель Сталкера...

Был учителем... Потом разбогател.... Повесился...

Аллюзии с Иудой - ходил с Христом - который Путь и Истина и Жизнь (Зона) - потом "разбогател" и повесился...
Разменял Истину на (на одном из уровней) деньги...
А у меня такие мысли сейчас пришли - он был учителем, водил всех к комнате, обучал Сталкера, то есть был знающим все законы этого мира зоны, то есть был един с Богом, был проводником. А в какой-то момент загадал желание разбогатеть, то есть разменял истинное единство с Богом на блага, дары, способности, то есть появилась корысть, а потом осознал, на что разменял блаженство и повесился.
Когда Сталкера спросили, почему не воспользуется Комнатой - сказал, что ему и так хорошо..
Вот, Сталкеру и так хорошо, а Дикообразу захотелось попользоваться, отвлекся от главного на сиддхи, сверхспособности.

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 19 окт 2015, 21:34

Когда Сталкер сказал, что ему и так хорошо - подошла Чёрная Собака - типа аллюзии на снисхождение Белого Голубя от Духа Святого в сцене Крещения Христа... И там, кстати, полно воды вокруг.
Про воду да, похоже что и на крещение намёк, посвящение, там момент будет перед самой комнатой, когда они очень глубоко в воду должны погрузиться.
Вообще у Тарковского во всех фильмах очень много воды, буквально везде вода-вода-вода. Когда у него спрашивали - почему, зачем? он не отвечал конкретно на этот вопрос, говорил - думайте сами))

А вы как думаете, Akress, почему так много воды?

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 19 окт 2015, 21:36

Сталкер: "И Дикобраз был - такой тонкий - талантливый... Вот послушайте: «Вот и лето прошло, словно и не бывало…» - цитируется стих, написанный ОТЦОМ Тарковского Арсением Тарковским...

Получается интересный момент - с одной стороны - Дикобраз - разговор у Фонарного Столба - Креста на цветовом терминаторе - взял ДЕНЬГИ - с другой стороны - был тонким и талантливым, где в уста Дикобраза вкладываются стихи отца Тарковского... Если Дикобаз - учитель Сталкера - то по этой логике Тарковский проводит параллель между Сталкером и собой...

Решил глянуть - попалось пока только - http://www.russkoekino.ru/books/tarkovs ... 0020.shtml -
Корни отца и тайна сына (9)

"Священное и есть след ушедших богов, - писал Хайдеггер, тонко и даже родственно чувствовавший Гёльдерлина, Новалиса, Тракля, Рильке. - Но кто в силах чуять такой след? Часто эти следы невзрачны, и всегда они - отзвуки едва уловимых намеков. Быть поэтом в скудное время (в наше время "заката Европы". - Н. Б.) - значит, воспевая, указывать на следы ушедших богов..."

Но это буквально и делает Сталкер у Тарковского в одноименном фильме, как, впрочем, и весь Тарковский с головы до пят своей личности и своего творчества.

В фильме Сталкер, измученный, с риском для жизни вышедший к комнате, которую он хочет, чтобы все считали священной, стоя у окна, произносит вслух свое любимое стихотворение, сочиненное будто бы его учителем Дикобразом, - "Вот и лето прошло..." Но это стихи Арсения Тарковского.

Меня всегда занимало, почему Андрей Арсеньевич дал Сталкеру именно эти стихи.


Вот и лето прошло,
Словно и не бывало.
На пригреве тепло.
Только этого мало.

Все, что сбыться могло,
Мне, как лист пятипалый,
Прямо в руки легло,
Только этого мало.

Понапрасну ни зло,
Ни добро не пропало,
Все горело светло,
Только этого мало.

Жизнь брала под крыло,
Берегла и спасала,
Мне и вправду везло.
Только этого мало.

Листьев не обожгло,
Веток не обломало...
День промыт, как стекло,
Только этого мало.

Сталкеру-Тарковскому мало того природно-языческого благополучия (Сталкера судьба, кстати, и этим не одарила), с которого начинается обычно почти любая жизнь - переживания материально-душевного комфорта. "Все, что сбыться могло... прямо в руки легло...", "Все горело светло...", "Жизнь брала под крыло...", "День промыт, как стекло..." Kaзалось бы, чего еще, если есть эта прозрачность промытости... Но нет - неизменный рефрен "Только этого мало"! Сталкер хочет, чтобы и листья обожгло, и ветки пообломало. Он жаждет перехода в новое свое качество, из чисто природного существа он хочет стать сверхприродным, хочет войти в свое "сверх Я".

Многое унаследовав от отца, Андрей Арсеньевич пошел Дальше него - в жизнестроительном смысле. С того места, где

лирический герой Арсения Тарковского останавливается, герои Андрея начинают свое действие.

В стихотворении "Стань самим собой" Арсений писал:

...Найдешь и у пророка слово,
Но слово лучше у немого,
И ярче краска у слепца,
Когда отыскан угол зренья
И ты при вспышке озаренья
Собой угадан до конца.

Дойти (сквозь всю невозможность немоты и слепоты) до внутреннего взрыва озаренья, дабы "угадать" свою подлинную сущность...*

* "Вот почему, когда мы умираем, / Оказывается, что ни полслова / Не написали о себе самих" ("Дерево Жанны").
Ибо то, что нам казалось нами, наше эго, на самом деле в смерти исчезает, а наше подлинное "я", чистое сознание, наблюдающее в нас за "нами", было нами не замечено.

Все это так, однако отец Тарковского никогда не переходил черты внутреннего житейского равновесия и довольства своим статусом-кво. В сыне же он чувствовал этот "пассионарно-пророческий" максимализм, страшась его - страшась за сына.

Андрею надо было и это "слишком человеческое" в себе превозмочь, выстрадать в себе ангела, а если не ангела, то реализовать все свои иные потенциальные личины: чтобы однажды они упали разом, как истлевшие одежды, и вышел ты в новое пространство уже совершенно нагой, то есть свободный.

То, что отец проповедовал поэтически ("Я прощаюсь со всем, чем когда-то я был / И что я презирал, ненавидел, любил. / Начинается новая жизнь для меня, / И прощаюсь я с кожей вчерашнего дня. / Больше я от себя не желаю вестей / И прощаюсь с собою до мозга костей..."), сын пытался осуществить духовно-практически... Пытался, но не успел сделать до конца, надорвавшись в этой потрясающей по внутреннему драматизму борьбе.
Может кто ещё в курсе - что это за такой ход у Тарковского...

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 19 окт 2015, 22:18

В сыне же он чувствовал этот “пассионарно-пророческий” максимализм, страшась его - страшась за сына.
Андрею надо было и это “слишком человеческое” в себе превозмочь, выстрадать в себе ангела, а если не ангела, то реализовать все свои иные потенциальные личины: чтобы однажды они упали разом, как истлевшие одежды, и вышел ты в новое пространство уже совершенно нагой, то есть свободный.
Недавно читала структурный гороскоп, виртуальные знаки. Он по этому гороскопу Вектор (у меня дочь тоже, поэтому стала изучать этот знак, чтобы знать, что это за оно) Вектор это всегда против течения, смута, вихри, революционность, все новое, нестандартный взгляд на все, встряска от привычного.

Сейчас взяла его дневники, есть у меня такая книга, мне её подарили когда-то. Может найду что интересное про Сталкера, что сам он писал. Встретились такие слова:

Любовь-это-бросить одного ради другого, или ради себя. Все равно конфликт. И диалог. Жертва - единственная форма существования личности.

Когда меня "разрешат".
Мне скучно будет снимать " Сталкера", хотя я знаю как.
Мне скучно будет снимать "Идиота".
Я хочу истины собственной.

Перечитал Кастанеду: " Уроки Дона Хуана". Замечательная книга!
И очень правдивая, потому что
1) мир совсем не такой, как нам он представляется и
2) он вполне может стать другим при определённых условиях.

А что если развить "Сталкера" в следующей картине - с теми же актёрами? Сталкер начинает насильно тащить людей в Комнату и превращается в "жреца" и фашиста. "За уши к счастью". А есть ли путь такой - " за уши к счастью"?
:-)

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 19 окт 2015, 22:29

Оксана Д писал(а):А что если развить "Сталкера" в следующей картине - с теми же актёрами? Сталкер начинает насильно тащить людей в Комнату и превращается в "жреца" и фашиста. "За уши к счастью". А есть ли путь такой - " за уши к счастью"?
Хм - в неосуществившемся альтернативном варианте Тарковский - получается - хотел всё равно вылепить в Сталкере не НИЩЕГО ДУХОМ, а того, каким Сталкер был раньше - но в ещё более усиленном варианте... :) Вот она - вылазит непреодолённая гордыня Тарковского... :) Юродивый Сталкер его не устраивал до конца... :)

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 19 окт 2015, 22:32

Оксана Д писал(а):Перечитал Кастанеду: " Уроки Дона Хуана". Замечательная книга!
И очень правдивая, потому что
1) мир совсем не такой, как нам он представляется и
2) он вполне может стать другим при определённых условиях.
Тоже интересный момент... :) И в этом бомбоне Профессора Тарковский интуитивно верно уловил (сам того не подозревая) концепцию Кастанеды/Дона Хуана про захваченный иномирным хищником 7-й верхний центр человека... :) Хоть, разумеется, об этом Кастанеда писал уже в более поздних книгах... :)

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 19 окт 2015, 22:36

Почему при приходе Царствия Небесного это оказывается также связано с ЖЕЛАНИЯМИ - как в Комнате - в ДК подробно описано - приходит энергия - и начинает направляться туда, куда устремлена душа человека, его подсознание... Кому сверхспособности - кому деньги - кому власть над миром - кому что...

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 19 окт 2015, 22:39

Ещё:

Боже! Чувствую приближение Твоё. Чувствую руку Твою на затылке моём. Потому что хочу видеть Твой мир, каким Ты его создал, и Людей Твоих, какими Ты стараешься сделать их. Люблю Тебя, Господи, и ничего не хочу от Тебя больше. Принимаю все Твоё, и только тяжесть злобы моей, грехов моих, темнота низменной души моей не дают мне быть достойным рабом Твоим, Господи! Помоги, Господи, и прости!
Образ - впечатление от Истины, на которую Господь позволил взглянуть нам своими слепыми глазами.

Кажется, действительно, "Сталкер" будет моим лучшим фильмом. Это приятно, не более. Вернее, это придаёт уверенности. Это вовсе не значит, что я высокого мнения о своих картинах. Мне они не нравятся - в них много суетливости, преходящего, ложного. ( В "Сталкере" этого меньше всего.) Просто другие делают картины во много раз хуже. Может быть это гордыня? Может быть. Но раньше это правда.

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 19 окт 2015, 23:00

Оксана Д писал(а):Образ - впечатление от Истины, на которую Господь позволил взглянуть нам своими слепыми глазами.
Да - Зона - как Царство Небесное и как Истина...

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 20 окт 2015, 07:41

Двигающееся блюдо в начале фильма - сдвинулось туда - потом сюда - как и судьба героев фильма - вначале ушли - потом пришли обратно... А также как ТОЧКА СБОРКИ кастанедовская - двигается туда-сюда - изменяя внешнюю реальность...

Писатель - его реакция на ДВЕ СПИЧКИ - которые одинаковые ему подсунул Сталкер для жребия - он его не осудил - хотя это как бы типа БЕЗНРАВСТВЕННЫЙ поступок... Писатель постфактум повозмущался - но принял унижение нравственности, унижение идеалов и души - по сути - проявил качество НИЩЕГО ДУХОМ в этом плане...

Профессор - /когда зазвонил телефон/ - решил ОТОМСТИТЬ из-за того, что кто-то изменил с его женой - не смог принять измены...

Показаны две разные реакции...

Писатель - момент из фильма - чуть не подскользнулся вначале фильма... Потом - несмотря на его бурчание и недовольство и типа неверие во всё - ВСЁ ЖЕ - когда ему посоветовали не возвращаться - плохая примета - всё-таки ПРИСЛУШАЛСЯ к этому - то есть вера в неизвестное не полностью его оставила...

Наличие множества воды - вода - символ жизни - символ прихода ЭНЕРГИИ Царства Божьего - "...и поведу вас на ИСТОЧНИКИ ВОД"...

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 20 окт 2015, 09:03

Попалась хорошая рецензия.

"По словам самого Тарковского, его фильмы многослойны и воспринимаются людьми исходя из их мировоззрения. Каждый находит свои маркеры, свои ключи к пониманию. Это может быть философия, этика, социология... На мой взгляд на первом плане в понимании "Сталкера" стоит религиозная, мистическая тема.
Дважды мы слышим прямые отсылы к Евангелию. В первый раз Сталкер молится словами Евангелия о путешествующих во Еммаус, глаза которых "были удержаны" (Лк. 24:13–18), подразумеваются его спутники. Во второй раз жена Сталкера читает отрывок из Апокалипсиса (Откр. 6:12–17) о проклятиях и несчастьях, которые обрушились на людей за их неверие.
Основное место где происходят события - Зона. Некая образовавшаяся, загадочная реальность, охраняемая войсками, полная опасностей, внутри которой (как говорят)существует комната исполняющая желания. Вот к этой комнате и ведёт Сталкер двоих "туристов". На вопрос: "Зачем она появилась?" Сталкер отвечает: "Чтобы сделать нас счастливыми", и тут же предостерегает: "Зона – это… очень сложная система… ловушек, что ли, и все они смертельны". "…Тут не место для прогулок,– Зона требует к себе уважения. Иначе она карает". Сам он войдя в Зону произносит "Ну вот мы и дома". Мы видим Зону глазами Сталкера, для него мир вне её сер и уныл, а мир Зоны полон красок и ароматов, здесь Сталкер счастлив.
Откуда эта двойственность? "В каждый момент она такова, какой мы ее сами сделали… своим состоянием… все, что здесь происходит, зависит не от Зоны, а от нас!" - отвечает Сталкер. Зона реагирует на состояние души человека. Зона в фильме, - это живая реальность. Какие же требования предъявляет она к человеку? "Пропускает она тех, у кого… надежд больше никаких не осталось. Не плохих или хороших, а… несчастных?" Говорит Сталкер. Условиями являются вера и чистота души, поэтому он молится о своих спутниках: "Пусть исполнится то, что задумано. Пусть они поверят. И пусть посмеются над своими страстями… А главное, пусть поверят в себя и станут беспомощными, как дети, потому что слабость велика, а сила ничтожна…" Однако Комната исполняет не просто желания, а сокровенные желания человека. В человеке, в самой глубине его присутствует желание истинного счастья, неземного, Небесного счастья. В Христианском понимании это полнота богообщения.

Стругацкие несколько раз переписывали сценарий. Тарковского не устраивал главный герой. На вопрос "Кто же вам нужен?" он ответил: "Юродивый". Зона - главная ценность и смысл его жизни. Тюрьма не страшна, он не может без неё. Людей он водит сюда не из корысти а из стремления приобщить их к тому, что может дать им Комната. Он - её служитель. "Сталкер – в каком-то смысле призвание", поэтому он входит сюда с благоговением и ему чужды легкомыслие и дерзость спутников. "А сами вы никогда не хотели этой комнаткой, э... попользоваться? А?" – спрашивает Сталкера Писатель. "А... а мне и так хорошо." "Сталкеру… вообще нельзя входить в Зону с корыстной целью". Юродство Сталкера это не слабоумие, а жизнь по иным законам, тем законам которые предъявляет духовная реальность, однако для окружающих это безумие.
Жена Сталкера - жена служителя, так же как и он живущая не радостями комфорта, а причастностью к чему-то более важному, пожертвовавшая личными интересами но ощущающая полноту жизни. Дочь - ребёнок инвалид, исполненный однако внутренней силой, источником которой также является причастность к неотмирному. Дикобраз — образ служителя ставшего потребителем, попытка использовать Зону в корыстных целях обернулась ненавистью к ней и гибелью.

Писатель и Профессор не имеют собственных имён, - это собирательные образы интеллигентов советского времени, гуманитарий и учёный. Писатель - унылый скептик, разуверившийся человек, пресыщенный всеми "радостями" этой жизни, а потому – опустошенный изнутри. Профессор - прагматик, уповающий на голый разум. Этот разум и приводит его к мысли, что комнату надо уничтожить. Он видит в ней опасность для человечества. Скепсис и цинизм не позволяют писателю войти в комнату, и тогда Сталкер призывает его "сосредоточиться и постараться вспомнить всю свою жизнь. Когда человек думает о прошлом, он становится добрее". По сути он призывает его к покаянию. - "Едва ли… это пройдет. Во-первых, если я стану вспоминать свою жизнь, то вряд ли стану добрее. А потом, неужели ты не чувствуешь, как это все... Срамно?... Унижаться, сопли распускать, молиться", - слышим мы ответ писателя, а Сталкер снова обращается к нему: "А что дурного в молитве? Это вы из гордости так говорите. Вы успокойтесь, вы просто не готовы. Это бывает, довольно часто."

"Главное… верить!" - отсутствие веры не позволило спутникам Сталкера стать причастниками чуда. А самое главное чудо - преображение души человека, её единение с Богом. "Если б вы только знали, как я устал! Одному Богу известно! И еще называют себя интеллигентами. Эти писатели! Ученые! Они же не верят ни во что. У них же... орган этот, которым верят, атрофировался!.. За ненадобностью!.. Боже мой, что за люди. Они ведь каждую минуту думают о том, чтобы не продешевить, чтобы продать себя подороже! Чтоб им все оплатили, каждое душевное движение! Они знают, что "не зря родились"! Что они "призваны"! Они ведь живут "только раз"! Разве такие могут во что-нибудь верить?.. И никто не верит. Не только эти двое. Никто! Кого же мне водить туда? О, Господи! А самое страшное, что не нужно это никому. И никому не нужна эта Комната. И все мои усилия ни к чему!"

Подводя итоги можно сказать что, используя язык символов и аллегорий, автор показал духовный путь, полный различных опасностей, встать на который духовные пастыри (сталкеры) призывают всех отягчённых и измученных своим неверием, желая поделиться тем неземным счастьем и радостью (общением с Богом), служителями которого они являются."

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 20 окт 2015, 09:08

Наличие множества воды - вода - символ жизни - символ прихода ЭНЕРГИИ Царства Божьего - ”...и поведу вас на ИСТОЧНИКИ ВОД”...
Да, наверно.
Ещё вода это символ текучести, интуитивного восприятия и среда, откуда мы все вышли. Как бы корни, исток.

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 20 окт 2015, 18:18

Оксана Д писал(а):
Наличие множества воды - вода - символ жизни - символ прихода ЭНЕРГИИ Царства Божьего - ”...и поведу вас на ИСТОЧНИКИ ВОД”...
Да, наверно.
Ещё вода это символ текучести, интуитивного восприятия и среда, откуда мы все вышли. Как бы корни, исток.
Ага - кажется - вот оно -
Дао дэ цзин (разные варианты перевода):
8. Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется с ними. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на Дао. Поскольку человек, обладающий высшей добродетелью, так же как и вода, не борется с вещами, он не совершает ошибок.
----
8

Высшая добродетель подобна воде.

Вода дарит благо всей тьме существ, но не ради заслуг.

Жить в покое, вдали отдел — вот то, чего избегают люди,

но только так и можно приблизиться к истинному Пути[12].
Теперь по Трубе ("мясорубка") - вот этот вот Канал - судя по всему - ему тоже отведена в фильме какая-то значимость - уж больно как-то многое об этом говорит неявно - однако - Писатель - да и остальные - как-то так до безобразия простецки по нему проходят - как на прогулке - что это становится странным - столько разговоров про эту трубу - и нате...
Значит - смысл не в ФОРМЕ - внешней - а в том, что это некое ПОНЯТИЕ...
Судя по всему - Тарковский - читавший Кастанеду - вставивший строки из Апокалипсиса и Дао дэ цзина - был знаком не только лишь с использованными в фильме отрывками из них... При этом - отец Тарковского много изучал Восток...

Видимо - Дао дэ цзин Лао цзы играет едва ли не ключевую метафизически-информационную роль в Сталкере...
Весь образ ЮРОДИВОГО Сталкера - это основа основ образа "благочестия" (в смысле - в широком смысле слова) Дао дэ цзина...

И есть там такой любопытный момент - к вопросу о Трубе:
6

Дух горной лощины[9] не умирает,

он есть Неведомая Праматерь, что скрыта во тьме[10].

Неведомая Праматерь — это проход[11],

она является корнем Неба и Земли.

Тянется беспрерывно, словно живая нить,


все в работе, в трудах, а не устает ничуть!
В тайных практиках Даосской алхимии этому некоему проходу придаётся значительная роль - это к слову...

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 20 окт 2015, 18:45

Это цитата из Дао дэ цзина, использованная в Сталкере (текст из Сталкера несколько видоизменён, но необходимо учитывать и разные переводы):
"Сталкер" (запись фильма): "Когда человек родится, он слаб и гибок, когда умирает, он крепок и черств. Когда дерево растет, оно нежно и гибко, а когда оно сухо и жестко, оно умирает. Черствость и сила спутники смерти, гибкость и слабость выражают свежесть бытия. Поэтому, что отвердело, то не победит".

Лао Цзы, "Даодедзин" (76): "Человек при своем рождении нежен и слаб, а с приходом смерти тверд и крепок. Все существа и растения при своем рождении нежны и слабы, а с приходом гибели сухие или гнилые. Твердое и крепкое это то, что погибает, а нежное и слабое это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает, и крепкое дерево погибает. Крепкое и могучее не имеет того преимущества, которое имеет нежное и слабое".
А вот тоже про ВОДУ ещё из Дао дэ цзина - уже в контексте смысла вышеуказанного отрывка:
78

Во всем мире нет ничего более мягкого и

податливого, чем вода,

но она точит твердое и крепкое.

Никто не может ее одолеть,

хотя любой может ее потеснить.

Податливое побежлает крепкое,

мягкое одолевает твердое, — все зто знают,

но никто не осмеливается действовать так.


Вот почему мудрый ограничивается следующими словами:

«Принять на себя всю грязь Поднебесной —

вот что значит занять трон государя.

Принять на себя все несчастья страны —

вот что значит быть правителем Поднебесной».

Истинные речи трудно отличить от лживых.

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 20 окт 2015, 18:49

Получается ВОДА в Сталкере может нести несколько смыслов - если брать по Дао дэ цзину - то с одной стороны - это ВЫСШАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ - ДАО, а с другой - образ мягкого и податливого, разрущающего твердое и крепкое. По сути во 2-м своём качестве ВОДА выступает как проекция ЮРОДИВОСТИ самого главного героя - Сталкера...

urconsul@yandex.ru
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 09 сен 2013, 11:37
Ник: Akress

Сообщение urconsul@yandex.ru » 20 окт 2015, 20:24

Досмотрел наконец фильм...

Честно говоря - удивляет комментарий критиков (ещё раз продублирую) -
М. Туровская
Сюжет картины, в основном, концентрируется вокруг троих героев, их споров и действий. Их образы несут каждый своё философское начало. Профессор — научный материализм, Писатель — мировоззрение художника, выродившееся в цинизм; сам Сталкер — это вера.[38] Вера троих главных героев подвергается тяжёлому испытанию. И они, остановившись на пороге комнаты, не выдерживают его. Сталкер возвращается из Зоны к жене и больной дочери разочарованным в людях[39].
Равно как и некоторые комментарии самого Тарковского:
Что касается идеи «Сталкера», то её нельзя вербально сформулировать. Говорю тебе лично: это трагедия человека, который хочет верить, хочет заставить себя и других во что-то верить. Для этого он ходит в Зону. Понимаешь? В насквозь прагматическом мире он хочет заставить кого-то во что-то поверить, но у него ничего не получается. Он никому не нужен, и это место — Зона — тоже никому не нужно. То есть фильм о победе материализма…

— Тарковский[17]
Здесь уже лучше у Тарковского:
Мне важно установить в этом фильме то специфически человеческое, нерастворимое, неразложимое, что кристаллизуется в душе каждого и составляет его ценность. Ведь при всём том, что внешне герои, казалось бы, терпят фиаско, на самом деле каждый из них обретает нечто неоценимо более важное: веру, ощущение в себе самого главного. Это главное живёт в каждом человеке.

Фильм Сталкер о Любви и Катарсисе...
Люди, что были в начале фильма - и люди, что в конце фильма - это уже совершенно РАЗНЫЕ люди...
У людей в начале фильма не было будущего.
У людей в конце фильма будущее появилось...

Чем жил Сталкер? Сталкер жил ОДЕРЖИМОСТЬЮ, СТРАСТЬЮ (здесь также можно вспомнить вставленные в фильм цитаты о преодолении страсти).
Зона - его "Миссия" - как одержимость - как смысл жизни... Зачем ему идти в Комнату просить исполнения желания, когда сама его роль Сталкера УЖЕ даёт ему это исполнение?

Он боится, что без этой своей миссии он окажется никому не нужным. Роль и миссия Сталкера даёт ему ощущение хоть какого-то смысла жизни... Любить он по настоящему не умеет... Вбил себе в голову кучу каких-то самасбродных концепций - носится с ними - пытается их навязать всем окружающим - осчастливить всех... Эта его роль "юродивого" - такого вот всего из себя никакого - видимо - обратная сторона медали как противокрен от той гордыни, что в молодости привела в тюрьму...
Чтобы выжить - он идёт в другую сторону - в юродство... Но дочь всё равно не выздоравливает...
Это говорит о том, что хрен редьки не слаще - и одно не сильно лучше другого - НО: просто в этом самоуничижении ХОТЯ БЫ идёт блокировка смертельно опасной для него и ребёнка гордыни... Юродство хоть как-то позволяет это заблокировать... Это как механизм классически-религиозной концепции на Руси - о чём много говорилось в ДК - что гордыня блокируется самоуничижением, но от этого КОРЕНЬ гордыни не исчезает...
Топтание других сменяется топтанием себя... Но - всё же ЛУЧШЕ - на каком-то этапе Пути - чем классическая гордыня...

Он себя внутренне топчет - не верит в свои силы - ибо если поверит - то снова вырастет гордыня и превосходство - из-за этого накручивает кучу комплексов - для их преодоления начинает погружаться в разные идеи-фикс, одной из которых становится роль и миссия Сталкера... Ему больше ничего не надо - ему не нужна ни жена, ни ребёнок... Он бежит от всего этого... Жена это чувствует - и, соответственно, это даёт её ответную реакцию...

Писатель и Профессор - также запутавшиеся каждый по своему люди... Кто в чём - тут из контекста фильма это более-менее понятно...

И вот они идут в ЗОНУ...

Зону как символ прихода Царствия Небесного в понимании ДК... Там все процессы ускоряются - грязь поднимается из глубин - и люди начинают срывать со своих душ маски, которыми они до этого прикрывались... И правильно Писатель говорит Сталкеру, что тот гнида - что эта зона для него - это его ТАЙНАЯ СТРАСТЬ... Его СМЫСЛ ЖИЗНИ... Способ ощутить себя чем-то ЗНАЧИМЫМ в этом мире... Сталкер пытается оправдаться - сказать, что это не так - хотя ясно, что это так и есть...
При этом, также происходят трансформации и с Писателем и Профессором... Они тоже - каждый из них - что-то для себя ПОНИМАЮТ - встречаются лицом к лицу со своим Я - тем, которое есть на самом деле... И... что-то в них меняется...

Когда показывается сцена из бара - показывают лицо Писателя - это лицо - лицо совершенно ДРУГОГО человека - он ИЗМЕНИЛСЯ - он изменился после прохождения Пути...

Видимо - также и Профессор...

Сталкер наконец возвращается - не только по форме - но и по сути - к своим жене и детям - Здесь и Сейчас...

Да - у него всё ещё ПРОИСХОДЯТ периодически приступы чего-то этакого - НО: это уже не приступы страсти или проявления того ранее имевшегося равнодушия, что было показано вначале фильма - а это уже как бы как когда человек самую ОПАСНУЮ стадию болезни переболел - а сейчас ещё предстоит долгое и мучительное постепенное изменение-выздоровление - но самый опасный период уже миновал... Он стал другим...

И эта сцена с собакой - где жена сказала - Вы любите собак? Это хорошо...

Эта жена - тоже стала ДРУГОЙ...

В сценах фильма появляется простое человеческое тепло (вместе с Собакой из Зоны)... И жена как бы зрителю делится о том, как она полюбила...
Полюбила вот такого - да - недотёпу - юродивого - со своими мышами в голове... Но несмотря на это - несмотря ни на какие ТРУДНОСТИ - о которых она знала с самого начала - все равно пошла за любовью...

И ребёнок - у ребёнка появляется будущее... Будущее ребёнка изменилось... Не говоря об открывшихся сверхспособностях...

Теперь становится понятным КОНТРАСТ в технике кадров фильма - начальных кадров фильма, где приближалась их комната - всё плыло - изображение было СЮРРЕАЛИСТИЧНЫМ... Этот сюрреализм как бы говорит о том, что - как говорил Христос - эти люди уже мертвы - их НЕТ - у них нет будущего... Они - ФАНТОМЫ - МИРАЖ...

И в конце - кадры той же самой комнаты - и те же самые - отмечу - черно-белые кадры - НО: эти кадры - они уже не сюрреалистичны - они есть ЧЁТКИМИ и РЕАЛЬНЫМИ - как реальна ЖИЗНЬ - РЕАЛЬНОСТЬ, которая ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС...

Да - и та сцена после Катарсиса - начинает идти ДОЖДЬ и появляется СИЯНИЕ...

Оксана Д.
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 06:33
Ник: Оксана Д

Сообщение Оксана Д. » 20 окт 2015, 21:06

С водой проясняется вроде))

А Дао дэ цзин это по сути китайская йога.
Профессор - осторожный, подозрителный и крадущийся - как наше СОЗНАНИЕ - с этакой шапочкой с бумбоном на голове (как наш захваченный иномирным хищником 7-й верхний центр)..
У шапочки смешная форма и правда))
А где у Кастанеды можно почитать о седьмом центре? Я пока вот это нашла в статье по его книгам:

"Самый тонкий слой ауры и седьмая чакра связаны с Высшим Космическим Разумом… Последний покров называется каузальным телом…"

Я спрашиваю, потому что слышала это ещё от одного человека, с Кастанедой не знакомого.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 104 гостя