Мастерская по конфликтологии

Делимся собственными осознаниями, собираем, обсуждаем и высказываем мнения.
Правила форума
m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 09:24

Мы порой не замечаем, что гордыня сквозит в наших фразах, которые мы пишем, вроде, с искренним добродушием (как нам кажется), а воспринимают нас, вроде бы, неадекватно. Но дыма без огня не бывает. Можно, конечно, клясться, что "не в одном глазу", по конструктивнее проверить себя на "чистоту помыслов и речи".

Друзья, у меня в голове давно крутится в голове идея этой мастерской. Хочу попробовать её реализовать здесь.


Чтобы не вдаваться в полемику по общефилософским вопросам, скажу сразу, что в данной теме:
конфликт - это неконструктивное общение на повышенных тонах.

А это значит, что я прошу не обсуждать здесь идею того, что развитие без конфликтов невозможно. С этим я согласна априори, но конфликтовать можно без оскорблений. И тогда он действительно ведёт к взаимному развитию.


Предлагаю в этой теме поработать с теми конфликтогенами, которые мы тут разбросали, которыми так пестрит наша речь и обеспечивает нам незатухающие костры конфликтов.

То есть найти их в темах (лучше в своих постах, но чужие тоже подойдут) и построить на их основе "фразы-синтоны", то есть переформулировать их так, чтобы не обидеть собеседника, а мысль свою донести в полном объёме.

________________________________________________________________________________________

Правка: уменьшено количество прочерков, сбивающих размер окна в малоразмерных экранах мониторов.

куся
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 12:16
Ник: куся

Сообщение куся » 14 ноя 2012, 09:30

ЗдОрово! Интересно, что получится?

Давно знаю: следует обращать внимание на слова. Иной раз такое сказанешь (напишешь) - сам потом ужасаешься. Недаром написано: "вначале было слово".

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 09:33

Начнём с теории:



Важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов заключается в том, что ...
мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.
Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями. И позволяем себе слова-конфликтогены.


Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту.

Дословный перевод этого слова — “рождающий конфликт”, ибо окончание “ген” в сложном слове означает “рождающийся”.

-------------------------------------------------------------------------------------------
Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются

-открытое недоверие;

-перебивание собеседника;

-принижение значимости его роли;

-подчеркивание различий между собой и собеседником не в его пользу;

-устойчивое нежелание признавать свои ошибки и чью-то правоту;

- заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;

-постоянное навязывание своей точки зрения;

- неискренность в суждениях;

-резкое ускорение темпа беседы и ее неожиданное свертывание;

-неумение выслушать и понять точку зрения собеседника и еще многое другое, что обычно воспринимается окружающими крайне негативно.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

Слова, выражающие недоверие: “вы меня обманываете”, “я вам не верю”, “вы не разбираетесь” и др.

Слова-оскорбления: негодяй, подонок, дурак, бестолочь, лентяй, ничтожество и др.

Слова-угрозы: “мы еще встретимся”, “я вам это припомню”, “ты еще пожалеешь” и др.

Слова-насмешки: очкарик, лопоухий, мямля, дистрофик, коротышка и др.

Слова-сравнения: “как скотина”, “как свинья”, “как попугай” и др.

Слова, выражающие отрицательное отношение: “я тебя ненавижу”, “я не хочу с тобой разговаривать”, “ты мне противен” и др.

Слова-долженствования: “вы обязаны”, “ты должен” и др.

Слова-обвинения: “вы все испортили”, “вы обманщик”, “ты во всем виноват” и др.

Слова, выражающие категоричность: “всегда”, “никогда”, “все”, “никто” и др.

---------------------------------------------------------------------------------
Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.
----------------------------------------------------------------------------------

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 09:40

Куся, спасибо за поддержку! :handshake:


Продолжаю:

Типы конфликтных действий


Большинство причин конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов:

1) стремление к превосходству;
2) проявление агрессивности;
3) проявление эгоизма.
___________________________________________________________
Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов.


Стремление к превосходству

Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

-прямое проявление превосходства в виде приказания, угрозы, замечания (или другой негативной оценки), обвинения, насмешки, издевки и т.п.;

-снисходительное отношение, которое демонстрируется с особым оттенком как бы доброжелательности: "Успокойтесь", "Не обижайтесь", "Вы умный человек, а поступаете..." и др.;

-хвастовство в виде восторженного рассказа о собственных успехах и достижениях. Обычно это в среде людей, "таких же, как я", вызывает вполне очевидное раздражение, ибо среди равных не терпят превосходства;

-излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа "я уверен", "я считаю", "однозначно", "вне сомнения" и др.



Использование таких утверждений обычно вызывает у оппонента желание усомниться в этом либо опровергнуть данное безальтернативное утверждение;

-навязывание своих советов. Когда собеседник навязывает свое мнение в виде советов, у окружающих в большинстве случаев возникает желание сделать все наоборот, а не следовать им. Советующий в данном случае, заняв позицию превосходства, как правило, достигает обратного эффекта - недоверия и желания поступить иначе. Более того, не следует, видимо, забывать, что совет, данный в присутствии других, чаше всего воспринимается как упрек;

-перебивание собеседника, а также повышение голоса или стремление поправить другого. Тот, кто это делает, всем видом показывает, что слушать нужно только его, что его мысли более ценные, чем мысли других. Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может, хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Проявление агрессивности

Этимологически слово "агрессия" (от лат. agression) означает "нападение". Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо, ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от "ведущего" (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что, во-первых, человек с повышенной природной агрессивностью конфликтен, является как бы ходящим конфликтогеном; во-вторых, человеке абсолютно нулевой агрессивностью, не обладающий "здоровой злостью", чтобы добиться цели, и желанием превзойти своих оппонентов, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой "разумной" агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Это могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген. По принципу "подобное рождает подобное" (типа "сам такой", "от такого слышу" и т.д.) ответная агрессивность провоцирует, в свою очередь, еще больший накал страстей и обмен "любезностями" в еще более агрессивной форме.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


Проявление эгоизма

Слово "эгоизм" имеет латинский корень "ego", что означает - "я".

Проявление "махрового" эгоизма обычно выступает сильным конфликтогеном для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало - "себялюбие" - свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном "я" и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению. Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

Правка: уменьшено количество прочерков, сбирающих размер окна в небольших экранах мониторов.

куся
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 12:16
Ник: куся

Сообщение куся » 14 ноя 2012, 09:41

А вот часто встречается: Вы еще мало книг читали, нужно лучше над собой работать...

Во-первых, вывод необоснован (можно все книги прочитать, просто не заметить там того, о чем спрашиваешь). А уж "нужно работать лучше" - вообще неконструктивно. Перечислить нужно по пунктам.
И категорично слишком.
(ой, я тож в конфликт вступила.)

А вот стала ловить недавно себя на том, что очень обижаюсь, когда муж меня например, обзовет как-то так ... унижая меня. А потом смотрю: а я-то чего? тоже не лучше. Считаю, что обижаться не на что, а он обижается. А и правда, если с его т.зр. посмотреть, то и обидеться можно...

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 09:47

Значит, задачка простая:

1. взять первый попавшийся пост, который, вроде бы и не хамство, но слух режет и неприятные ощущения вызывает (авторство приводить не надо, мы тут не ссориться собираемся, а наоборот)

2. выделить слова-конфликтогены

3. попытаться классифицировать конфликтогены по приведенной выше теории (тип проявления конфликтогенного поведения и типы конфликтных действий

4. реконструировать исходный посыл, необидный смысл, который вкладывался в пост и (высший пилотаж) - придумать фразу, которая донесла бы мысль без конфликтогенов.

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 09:52

куся писал(а):А вот часто встречается: Вы еще мало книг читали, нужно лучше над собой работать...

Во-первых, вывод необоснован (можно все книги прочитать, просто не заметить там того, о чем спрашиваешь). А уж "нужно работать лучше" - вообще неконструктивно. Перечислить нужно по пунктам.
И категорично слишком.
(ой, я тож в конфликт вступила.)...
Вот и начнём с "Вы еще мало книг читали, нужно лучше над собой работать". Только надо найти такие посты и сюда скопировать. Они по-разному написаны. Можно посмотреть, какие аккуратненько, а какими можно обидеть.

куся
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 12:16
Ник: куся

Сообщение куся » 14 ноя 2012, 10:36

Нашла. Мое.
,,, не заморачивайте голову ни себе ни другим. Не ищите зацепок. А то точно зацепитесь. За свою значимость.


проявления конфликтогенного поведения (как я думаю):
-принижение значимости роли партнера;
- заниженная оценка вклада партнера в общее дело и преувеличение собственного вклада;
-постоянное навязывание своей точки зрения;

это второй критерий, как называется, не помню:
Стремление к превосходству
-излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме типа “я уверен”, “я считаю”, “однозначно”, “вне сомнения” и др.
-навязывание своих советов.

Можно было ",,, Искать зацепки, по-моему, не главное. Главное - сохранить любовь в душе в любой ситуации."

Ну или как-то так.

А знаете, дело в том, что "партнер", которому это писалось, "мягких" слов не воспринимал. Тогда, по крайней мере. Ему отвечают "ласково", а он опять те же вопросы задает.

inxs
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 15:33
Ник: Am I Evil?

Сообщение inxs » 14 ноя 2012, 10:57

Ну и бред :-)
Сочинили теорию и собираетесь под нее факты подтасовать?

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 11:06

Куся, классно!

А вот мой "перл": А не кажется, что цирк уехал, а клоуны остались :zip: ?

Вся фраза - конфликтоген
Принижение значимости роли собеседника через слова-сравнения;
тип конфликтного действия - стремление к превосходству.


Да, эта фраза не добавила ничего конструктивного к общению.

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 11:17

Френсис Крозье писал(а):Ну и бред :-)
Сочинили теорию и собираетесь под нее факты подтасовать?
Френсис, это не моя теория, это из психологии.

И спасибо за пример! А то далеко в другие темы ходить, искать.

"Ну и бред"
- недоверие, принижение значимости роли собеседника, насмешка;

тип конфликтного действия - стремление к превосходству

_________________________________________________
Сочинили теорию и собираетесь под нее факты подтасовать?
- открытое недоверие;

-принижение значимости роли собеседника;

-неумение выслушать и понять точку зрения собеседника.

Слова-обвинения: “собираетесь факты подтасовывать”

Прямое проявление превосходства в виде замечания.

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 11:24

куся писал(а): ...А знаете, дело в том, что "партнер", которому это писалось, "мягких" слов не воспринимал. Тогда, по крайней мере. Ему отвечают "ласково", а он опять те же вопросы задает.

Так это именно та ситуация, когда ты понимаешь, что привычное не действует, поэтому "тебя сейчас выпорят и ты полюбишь меня, как миленький". В этот момент и надо останавливаться и трансформироваться.

svlana12
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2011, 11:06
Ник: Cветик*

Сообщение svlana12 » 14 ноя 2012, 11:26

Гм, интересная идея!

inxs
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 11 апр 2012, 15:33
Ник: Am I Evil?

Сообщение inxs » 14 ноя 2012, 11:27

А что тут проявлять? Я действительно превосходен :-)
ПСихология в вашей интерпритации совершено спокойно может нести бредовый оттеннок. Так называемая неопределенность гейзенберга.

svlana12
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2011, 11:06
Ник: Cветик*

Сообщение svlana12 » 14 ноя 2012, 11:33

Наверное, когда мы начинаем следить за своей речью, то это как-то воспитывает и наши чувства. И наоборот - наши чувства порождают развитие верной, правильной речи. Мы здесь все работаем по схеме чувства-речь, почему бы не поработать и над схемой речь - чувства. Все зависимо. Поддерживаю.

svlana12
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 03 июн 2011, 11:06
Ник: Cветик*

Сообщение svlana12 » 14 ноя 2012, 11:34

А что тут проявлять? Я действительно превосходен
Какая прелесть)))))))))))))))).

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 11:42

Френсис Крозье писал(а):А что тут проявлять? Я действительно превосходен :-)
ПСихология в вашей интерпритации совершено спокойно может нести бредовый оттеннок. Так называемая неопределенность гейзенберга.
Продолжаем разговор :)

Я действительно превосходен
Слова, выражающие категоричность: "я превосходен".

Стремление к превосходству: хвастовство, излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме.
ПСихология в вашей интерпритации совершено спокойно может нести бредовый оттеннок. Так называемая неопределенность гейзенберга
"бредовый оттенок" - слова-насмешки, снисходительное отношение - опять превосходство.

---------------------------------------------------------------

Вполне достаточно отследить парочку постов, чтобы понять, что конструктивное общение с человеком, который общается с целью подчёркивания своего превосходства, вряд ли будет конструктивным.

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 11:43

И, кстати, так как постоянная Планка мала, то неопределенности Гейзенберга в макромасштабах оказываются пренебрежимо малыми.

m.a.kovaleva
Зарегистрированный участник
Сообщения: 18
Зарегистрирован: 30 апр 2011, 13:37
Ник: Mari

Сообщение m.a.kovaleva » 14 ноя 2012, 11:46

Наверное, когда мы начинаем следить за своей речью, то это как-то воспитывает и наши чувства. И наоборот - наши чувства порождают развитие верной, правильной речи. Мы здесь все работаем по схеме чувства-речь, почему бы не поработать и над схемой речь - чувства. Все зависимо. Поддерживаю.
Светлана, я думаю, что это действительно так. В психологии есть такое направление как контент-анализ. Загоняют в программу речь президента, а на выходе получают: "человек в панике, он не знает, что делать". А по пятнадцати страницам текста на первый взгляд этого и не скажешь. А оно есть. И вычисляется это по тем словам, которые человек использует.

куся
Зарегистрированный участник
Сообщения: 0
Зарегистрирован: 16 ноя 2011, 12:16
Ник: куся

Сообщение куся » 14 ноя 2012, 11:56

Mari писал(а):
Френсис Крозье писал(а):А что тут проявлять? Я действительно превосходен :-)
ПСихология в вашей интерпритации совершено спокойно может нести бредовый оттеннок. Так называемая неопределенность гейзенберга.
Продолжаем разговор :)

Я действительно превосходен
Слова, выражающие категоричность: "я превосходен".

Стремление к превосходству: хвастовство, излишняя уверенность в своей правоте. Это демонстрируется безапелляционным высказыванием в достаточно категоричной форме.
ПСихология в вашей интерпритации совершено спокойно может нести бредовый оттеннок. Так называемая неопределенность гейзенберга
"бредовый оттенок" - слова-насмешки, снисходительное отношение - опять превосходство.

---------------------------------------------------------------

Вполне достаточно отследить парочку постов, чтобы понять, что конструктивное общение с человеком, который общается с целью подчёркивания своего превосходства, вряд ли будет конструктивным.
Бывают исключения. И мне кажется, что м-р Козье из их числа. Это у него юмор такой. А, может, система самозащиты...


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 38 гостей