20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; 21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. 22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. 23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. 24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, 25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. 26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; 27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
В чём может быть смысл этого эпизода? Второго эпизода по Библии, где идёт речь о
наготе?
Как в плане первых людей - Адама и Евы - речь о наготе, так и в плане "второго Адама" - Ноя - точно также речь о наготе - и приблизительный - по сути - контекст во многом схож - там они вкусили плод "добра и зла", здесь Ной напивается...
В чём смысл?
Какие люди стали перед потопом?
5 И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.
А какой был в это же время Ной?
8 Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога].
9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом.
То есть - Ной - исключение из правил - ПРАВЕДНЫЙ и НЕПОРОЧНЫЙ - ДУХОВНЫЙ и НРАВСТВЕННЫЙ.
Не говоря уже о том, что там могло "накрутиться" в подсознании Ноя ПОСЛЕ потопа - когда его Праведность и Непорочность ещё и в такой результат вылилась - единственный, кто (с семьей) оказался спасённым...
То есть Ной достаточно ВЫСОКО поднялся по
ступеням праведности к Богу...
А значит что должно произойти, если на подсознании этому пошло поклонение?
Подсознание САМО сделает так, чтобы человек как бы в НЕКОТОРОЙ степени типа ОТКАЗАЛСЯ от этой "праведности и непорочности" - хотя бы в каком-то виде этого...
И вот - Ной напивается - валяется голый - как "последний алкаш" - тут и Хам подспевает и - ОТКАЗЫВАЕТСЯ внутренне от "
праведности и непорочности" - видимо - с потомками у Ноя тут уже пошло определённое неблагополучие...
И после этого Ной проклинает - НЕ своего младшего сына Хама - который это сделал - а СЫНА Хама Ханаана (где, к слову, Ханаан был не единственным сыном Хама) - возможно - в Ханаане уже шла ЕЩЁ БОЛЬШАЯ тенденция
отречения от "праведности и непорочности" своего деда Ноя, где было уже важно как бы ЗАБЛОКИРОВАТЬ эту опасную тенденцию в Ханаане (то есть ЕЩЁ БОЛЕЕ опасную, чем даже в самом ХАМЕ) через ПРОКЛЯТИЕ - чтоб были рабами у других - чтобы дети Ханаана хотя бы смогли родиться - пусть и с униженной судьбой - где им уже будет сложнее ПОКЛОНЯТЬСЯ БЛАГОПОЛУЧИЮ - благополучной судьбе - как одной из ФОРМ ОТКАЗА от той ДУХОВНОСТИ и ПОРЯДОЧНОСТИ (от той
СТУПЕНИ, которой пошло поклонение в ущерб Высшему), что сформировалась в их предке Ное...
6 Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. 7 Сыны Хуша: Сева, Хавила, Савта, Раама и Савтеха. Сыны Раамы: Шева и Дедан. 8 Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; 9 он был сильный зверолов пред Господом [Богом], потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом [Богом]. 10 Царство его вначале составляли: Вавилон, Эрех, Аккад и Халне в земле Сеннаар. 11 Из сей земли вышел Ассур и построил Ниневию, Реховоф-ир, Калах 12 и Ресен между Ниневиею и между Калахом; это город великий. 13 От Мицраима произошли Лудим, Анамим, Легавим, Нафтухим, 14 Патрусим, Каслухим, откуда вышли Филистимляне, и Кафторим. 15 От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, 16 Иевусей, Аморрей, Гергесей, 17 Евей, Аркей, Синей, 18 Арвадей, Цемарей и Хифамей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, 19 и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши. 20 Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам их, в землях их, в народах их.