Тетя Шура и евреи

Все о взаимоотношениях с нашими любимыми и близкими
Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 20 дек 2019, 10:44

Когда в русско-еврейском инете поднимается очередная дискуссия на вечную тему антисемитизмa, его природы и источников, – я каждый раз вспоминаю тетю Шуру, нашу соседку по коммунальной квартире…

Изображение

Детство и начало отрочества я провел в старой питерской коммуналке на Пяти углах – знаменитом перекрестке Загородного проспекта, Разъезжей и улицы Рубинштейна. Классическая питерская коммуналка на пять семей, с маленькой кухней и общим туалетом, где у каждой семьи была своя лампочка и свой выключатель. Отопление было печное: во дворе стояли дровяные клетушки-сарайчики, и зимой моей обязанностью и развлечением были походы по черной лестнице за дровами. Ванной или душа, естественно, не было –

по воскресеньям ходили в баню, терпеливо выстаивая там многочасовые очереди. Нам с отцом, вернувшимся с войны без ноги, всегда приходилось ждать, пока освободится пара казенных банных костылей: заходить в моечную со своими запрещалось. Инвалидов было много, а казенных костылей – всего несколько пар. Собственно, очереди были повсюду, и стояние в них являлось обязательной и привычной составляющей бытия…



Центром квартирной жизни, конечно же, была кухня, слишком маленькая для такого количества жильцов. Поскольку, кроме плиты, там размещались еще пять кухонных столиков, – жизненного пространства почти не оставалось, и хозяйки стояли у плиты буквально вплотную, впритирку друг к другу. Разумеется, духота, теснота и скученность время от времени приводили к скандалам. Этому сильно способствовал тот факт, что на пять семей было всего четыре конфорки – при том, что на плите не только готовили, но и кипятили белье в больших цинковых баках. Очередь на конфорки занимали друг за другом; о дне стирки надо было договариваться с соседками заранее. Конфорки не простаивали ни минуты, и одним из воспоминаний моего детства остался деликатный стук в дверь комнаты и возглас «Ваш чяйник кипеля!» соседа Тойвонена, старого атлета-финна, бывшего циркового борца, боровшегося когда-то с самим Поддубным. Тойвонен и его русская жена были бездетны и время от времени приглашали меня в свою комнату поиграть. Как-то раз он предложил родителям учить меня финскому языку, без которого явно тосковал. Родители вежливо поблагодарили, но на всякий случай отказались. Большую часть жизни они прожили при товарище Сталине и хорошо усвоили, что знание иностранного языка, тем более – несанкционированное,– может оказаться путевкой в лагерь в качестве шпиона соответствующей разведки, а то и нескольких. Финский язык я так и не выучил; в 70-е, когда он был крайне востребован фарцовщиками и интердевочками, я не раз об этом жалел.



Но вернемся на кухню. Самой скандальной соседкой, с которой остальные предпочитали не связываться, была тетя Шура – крикливая деревенская баба, попавшая в Ленинград после войны и как-то зацепившаяся в городе. Ее комнатка была единственной, в которой я ни разу не был за все годы жизни в этой квартире. Если дверь в коридор была открыта, можно было видеть, что все свободное пространство занято какими-то сундуками, чемоданами и узлами – и еще один сундук стоял рядом с дверью в коридоре. Помню, что что тянуло из этой норы какой-то специфической кисловатой затхлостью – так не пахла ни одна из комнат нашей коммуналки. Стенка напротив двери была увешана иконами – тетя Шура была не на шутку набожной. Посередине иконостаса – суровый Иисус, рядом и чуть пониже – Богоматерь; вокруг были развешаны большие и малые лики святых. Иногда в коридоре было слышно, как она молилась, – почти так же громко, как и скандалила. В праздники (разумеется, православные, а не советские) она принаряжалась и шла в церковь – несмотря на хрущевские гонения, какие-то церкви еще действовали.



Бóльшую часть своего свободного времени тетя Шура толкалась на кухне, бдительно следя за порядком и соблюдением очереди пользования конфорками, – у себя в комнате ей было скучно. Ее также интересовало, кто и что готовит и вообще покупает, почем брали и где достали. Если кто-то из соседей приобретал то, что «простой человек», по ее разумению, позволить себе не мог, – в пространство летели филиппики о буржуйских замашках «некоторых там», которые «много о себе понимают». С ней старались не связываться, хотя скандал все равно мог вспыхнуть в любой момент и по любому поводу. Чаще всего тетя Шура сцеплялась с моей мамой – женщиной нервной и вспыльчивой. Больше всего тетю Шуру раздражало то, что мама готовила на настоящем сливочном – а не на постном – масле, и готовила с избытком: как у всех блокадников, еда у матери превратилась в навязчивую идею.



В какой-то момент мать не выдерживала – и начиналась свара, в которой припоминались все предыдущие разборки. Скандал всегда заканчивался одинаково: тетя Шура сворачивала на излюбленную еврейскую тему и и перечисляла все неискупимые вины евреев перед русским народом – от изготовления мацы на крови христианских младенцев до врачей-убийц. (Тот факт, что после смерти Сталина «дело врачей» закрыли и врачей реабилитировали, был для тети Шуры еще одним подтверждением еврейского заговора и всесилия евреев). В завершение речи тетя Шура выражала искреннее сожаление, что Гитлер не смог закончить свою работу. Ни одна из соседок не вмешивалась: по неписаному правилу, разборки всегда проходили по формуле «один на один», точнее, – «одна на одну». Мужчины, по тому же неписаному правилу, в кухонные скандалы женщин также не вмешивались – иначе жизнь в коммуналке стала бы просто невыносимой.



При упоминании Гитлера мать в бешенстве влетала в комнату, хлопнув дверью, какое-то время продолжала кричать, – потом, остыв, возвращалась к плите, плотно сжав губы, не глядя на торжествующую тетю Шуру.



Лет в шесть я уже вполне понимал, о чем идет речь. Во дворе, где в хорошую погоду я проводил все свободное время, «еврей» было словом оскорбительным – впрочем, не из самых обидных. «Евреем» назывался тот, кто «жидился», то есть жадничал – эти два слова были созвучны и казались однокоренными. Помню, я и сам совершенно естественно мог при случае обозвать «евреем» кого-нибудь из ребят – пока это случайно не услышал Тойвонен и не сообщил отцу. Сосед сам был «нацменом», и национальный вопрос был для него чувствительным.



Со мной провели беседу, в результате которой я узнал, что и я сам, и папа с мамой, и старшая сестра, и мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры – все мы евреи. Помню, как ошеломило меня это открытие: быть евреем совсем не хотелось. «И дядя Яша – еврей? И тетя Лиза – еврейка? И тетя Лена?» – переспрашивал я в тайной надежде, что кто-то из них окажется неевреем и мне можно будет каким-то образом к этому присоединиться. Вариантов не оставалось: евреями были решительно все…



Я очень хорошо помню этот разговор – тогда пролегла незримая черта между мной и окружающими.



В той или иной форме такое потрясение пережили, думаю, все мои российские соплеменники. Каждый, взрослея, решал эту проблему по-своему: одни пытались скрыть свое еврейство, уйти от него – иногда радикально; другие, напротив, демонстративно подчеркивали его и бравировали им. Некоторые просто строили вокруг себя защитную стену, создав чисто еврейский круг общения, – они, как правило, уходили потом в сионистское движение или в иудаизм.



Полностью освободиться от ощущения инаковости, стать «таким, как все», – я смог, разумеется, только здесь, в Израиле.



…Очередной скандал между тетей Шурой и моей мамой закончился не по традиционному сценарию. Когда тетя Шура, привычно перечислив все многовековые еврейские преступления, собралась уже перейти к финальному аккорду, – мать опередила ее:



– А раз ты так евреев ненавидишь – что же ты тогда евреям-то молишься? – крикнула она уже предвкушавшей победу тете Шуре. Та осеклась и уставилась на мать непонимающим взглядом.



– Так Иисус же твой – еврей! И Дева Мария – тоже еврейка! – разъяснила мать. – Что, не знала?



Ничего больше мать сказать не успела – тетя Шура бросилась на нее с каким-то звериным воем. По счастью, на кухне были еще соседи – тетю Шуру оттащили; мать, от греха подальше, увели в комнату.



– Не веришь мне – спроси у Натальи Андреевны! – успела крикнуть мать, уходя из кухни.



Наталья Андреевна, спокойная, очень интеллигентная и образованная женщина, – как я сейчас понимаю, из дворян, – была единственной из соседок, которую тетя Шура очень уважала и никогда с ней не ссорилась: она терпеливо помогала малограмотной тете Шуре с прочтением казенных бумаг, написанием писем деревенской родне, снятием показаний со счетчика и консультировала при необходимости какого-либо общения с властью.



В момент скандала Наталья Андреевна тоже была на кухне и подтвердила обезумевшей от маминого кощунства тете Шуре, что да – и Дева Мария, и сын ее Иисус были евреями, и что написавший псалтырь царь Давид, из рода которого происходил Иисус, – тоже еврей. Как, впрочем, и почти все персонажи и Ветхого, и Нового Завета, включая Иоанна Крестителя и всех двенадцать апостолов с Марией Магдалиной, – а не один только Иуда-предатель.



Потрясенная тетя Шура закрылась у себя.



Дня три после этого она практически не выходила из своей комнаты, покидая ее только в случае крайней необходимости; молча приготовив на кухне еду, она немедленно возвращалась. Проходя по коридору, я услышал, как она плачет.



Потом кризис закончился и тетя Шура вернулась к своей обычной жизни – с сидением на кухне и заглядыванием в чужие кастрюли. С моей мамой, правда, она больше не сцеплялась.



В очередной раз, когда я был в коридоре и дверь в ее комнатушку оказалась открыта – тетя Шура несла двумя руками горячую кастрюлю с супом, – я бросил взгляд внутрь. Икон на стенке больше не было – на их месте светлели пустые квадраты незакопченных обоев.



Теперь я понимаю, какую, без преувеличения, драму она пережила тогда и какой экзистенциальный выбор ей пришлось сделать. Мир рухнул: Иисус Христос и Богоматерь-заступница, которой тетя Шура привычно молилась с детства, оказались евреями – и с этим ничего нельзя было поделать. Совсем ничего. А молиться евреям было выше ее сил…



В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.



Автор: Юрий Фридман-сарид

CHDV
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1045
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 15:01
Ник: Дмитрий(CHDV)
Поблагодарили: 1 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение CHDV » 20 дек 2019, 16:34

Ruti писал(а):
20 дек 2019, 10:44
Когда в русско-еврейском инете поднимается очередная дискуссия на вечную тему антисемитизмa, его природы и источников, – я каждый раз вспоминаю тетю Шуру, нашу соседку по коммунальной квартире…
Изображение

Детство и начало отрочества я провел в старой питерской коммуналке на Пяти углах – знаменитом перекрестке Загородного проспекта, Разъезжей и улицы Рубинштейна. Классическая питерская коммуналка на пять семей, с маленькой кухней и общим туалетом, где у каждой семьи была своя лампочка и свой выключатель. Отопление было печное: во дворе стояли дровяные клетушки-сарайчики, и зимой моей обязанностью и развлечением были походы по черной лестнице за дровами. Ванной или душа, естественно, не было –

по воскресеньям ходили в баню, терпеливо выстаивая там многочасовые очереди. Нам с отцом, вернувшимся с войны без ноги, всегда приходилось ждать, пока освободится пара казенных банных костылей: заходить в моечную со своими запрещалось. Инвалидов было много, а казенных костылей – всего несколько пар. Собственно, очереди были повсюду, и стояние в них являлось обязательной и привычной составляющей бытия…



Центром квартирной жизни, конечно же, была кухня, слишком маленькая для такого количества жильцов. Поскольку, кроме плиты, там размещались еще пять кухонных столиков, – жизненного пространства почти не оставалось, и хозяйки стояли у плиты буквально вплотную, впритирку друг к другу. Разумеется, духота, теснота и скученность время от времени приводили к скандалам. Этому сильно способствовал тот факт, что на пять семей было всего четыре конфорки – при том, что на плите не только готовили, но и кипятили белье в больших цинковых баках. Очередь на конфорки занимали друг за другом; о дне стирки надо было договариваться с соседками заранее. Конфорки не простаивали ни минуты, и одним из воспоминаний моего детства остался деликатный стук в дверь комнаты и возглас «Ваш чяйник кипеля!» соседа Тойвонена, старого атлета-финна, бывшего циркового борца, боровшегося когда-то с самим Поддубным. Тойвонен и его русская жена были бездетны и время от времени приглашали меня в свою комнату поиграть. Как-то раз он предложил родителям учить меня финскому языку, без которого явно тосковал. Родители вежливо поблагодарили, но на всякий случай отказались. Большую часть жизни они прожили при товарище Сталине и хорошо усвоили, что знание иностранного языка, тем более – несанкционированное,– может оказаться путевкой в лагерь в качестве шпиона соответствующей разведки, а то и нескольких. Финский язык я так и не выучил; в 70-е, когда он был крайне востребован фарцовщиками и интердевочками, я не раз об этом жалел.



Но вернемся на кухню. Самой скандальной соседкой, с которой остальные предпочитали не связываться, была тетя Шура – крикливая деревенская баба, попавшая в Ленинград после войны и как-то зацепившаяся в городе. Ее комнатка была единственной, в которой я ни разу не был за все годы жизни в этой квартире. Если дверь в коридор была открыта, можно было видеть, что все свободное пространство занято какими-то сундуками, чемоданами и узлами – и еще один сундук стоял рядом с дверью в коридоре. Помню, что что тянуло из этой норы какой-то специфической кисловатой затхлостью – так не пахла ни одна из комнат нашей коммуналки. Стенка напротив двери была увешана иконами – тетя Шура была не на шутку набожной. Посередине иконостаса – суровый Иисус, рядом и чуть пониже – Богоматерь; вокруг были развешаны большие и малые лики святых. Иногда в коридоре было слышно, как она молилась, – почти так же громко, как и скандалила. В праздники (разумеется, православные, а не советские) она принаряжалась и шла в церковь – несмотря на хрущевские гонения, какие-то церкви еще действовали.



Бóльшую часть своего свободного времени тетя Шура толкалась на кухне, бдительно следя за порядком и соблюдением очереди пользования конфорками, – у себя в комнате ей было скучно. Ее также интересовало, кто и что готовит и вообще покупает, почем брали и где достали. Если кто-то из соседей приобретал то, что «простой человек», по ее разумению, позволить себе не мог, – в пространство летели филиппики о буржуйских замашках «некоторых там», которые «много о себе понимают». С ней старались не связываться, хотя скандал все равно мог вспыхнуть в любой момент и по любому поводу. Чаще всего тетя Шура сцеплялась с моей мамой – женщиной нервной и вспыльчивой. Больше всего тетю Шуру раздражало то, что мама готовила на настоящем сливочном – а не на постном – масле, и готовила с избытком: как у всех блокадников, еда у матери превратилась в навязчивую идею.



В какой-то момент мать не выдерживала – и начиналась свара, в которой припоминались все предыдущие разборки. Скандал всегда заканчивался одинаково: тетя Шура сворачивала на излюбленную еврейскую тему и и перечисляла все неискупимые вины евреев перед русским народом – от изготовления мацы на крови христианских младенцев до врачей-убийц. (Тот факт, что после смерти Сталина «дело врачей» закрыли и врачей реабилитировали, был для тети Шуры еще одним подтверждением еврейского заговора и всесилия евреев). В завершение речи тетя Шура выражала искреннее сожаление, что Гитлер не смог закончить свою работу. Ни одна из соседок не вмешивалась: по неписаному правилу, разборки всегда проходили по формуле «один на один», точнее, – «одна на одну». Мужчины, по тому же неписаному правилу, в кухонные скандалы женщин также не вмешивались – иначе жизнь в коммуналке стала бы просто невыносимой.



При упоминании Гитлера мать в бешенстве влетала в комнату, хлопнув дверью, какое-то время продолжала кричать, – потом, остыв, возвращалась к плите, плотно сжав губы, не глядя на торжествующую тетю Шуру.



Лет в шесть я уже вполне понимал, о чем идет речь. Во дворе, где в хорошую погоду я проводил все свободное время, «еврей» было словом оскорбительным – впрочем, не из самых обидных. «Евреем» назывался тот, кто «жидился», то есть жадничал – эти два слова были созвучны и казались однокоренными. Помню, я и сам совершенно естественно мог при случае обозвать «евреем» кого-нибудь из ребят – пока это случайно не услышал Тойвонен и не сообщил отцу. Сосед сам был «нацменом», и национальный вопрос был для него чувствительным.



Со мной провели беседу, в результате которой я узнал, что и я сам, и папа с мамой, и старшая сестра, и мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры – все мы евреи. Помню, как ошеломило меня это открытие: быть евреем совсем не хотелось. «И дядя Яша – еврей? И тетя Лиза – еврейка? И тетя Лена?» – переспрашивал я в тайной надежде, что кто-то из них окажется неевреем и мне можно будет каким-то образом к этому присоединиться. Вариантов не оставалось: евреями были решительно все…



Я очень хорошо помню этот разговор – тогда пролегла незримая черта между мной и окружающими.



В той или иной форме такое потрясение пережили, думаю, все мои российские соплеменники. Каждый, взрослея, решал эту проблему по-своему: одни пытались скрыть свое еврейство, уйти от него – иногда радикально; другие, напротив, демонстративно подчеркивали его и бравировали им. Некоторые просто строили вокруг себя защитную стену, создав чисто еврейский круг общения, – они, как правило, уходили потом в сионистское движение или в иудаизм.



Полностью освободиться от ощущения инаковости, стать «таким, как все», – я смог, разумеется, только здесь, в Израиле.



…Очередной скандал между тетей Шурой и моей мамой закончился не по традиционному сценарию. Когда тетя Шура, привычно перечислив все многовековые еврейские преступления, собралась уже перейти к финальному аккорду, – мать опередила ее:



– А раз ты так евреев ненавидишь – что же ты тогда евреям-то молишься? – крикнула она уже предвкушавшей победу тете Шуре. Та осеклась и уставилась на мать непонимающим взглядом.



– Так Иисус же твой – еврей! И Дева Мария – тоже еврейка! – разъяснила мать. – Что, не знала?



Ничего больше мать сказать не успела – тетя Шура бросилась на нее с каким-то звериным воем. По счастью, на кухне были еще соседи – тетю Шуру оттащили; мать, от греха подальше, увели в комнату.



– Не веришь мне – спроси у Натальи Андреевны! – успела крикнуть мать, уходя из кухни.



Наталья Андреевна, спокойная, очень интеллигентная и образованная женщина, – как я сейчас понимаю, из дворян, – была единственной из соседок, которую тетя Шура очень уважала и никогда с ней не ссорилась: она терпеливо помогала малограмотной тете Шуре с прочтением казенных бумаг, написанием писем деревенской родне, снятием показаний со счетчика и консультировала при необходимости какого-либо общения с властью.



В момент скандала Наталья Андреевна тоже была на кухне и подтвердила обезумевшей от маминого кощунства тете Шуре, что да – и Дева Мария, и сын ее Иисус были евреями, и что написавший псалтырь царь Давид, из рода которого происходил Иисус, – тоже еврей. Как, впрочем, и почти все персонажи и Ветхого, и Нового Завета, включая Иоанна Крестителя и всех двенадцать апостолов с Марией Магдалиной, – а не один только Иуда-предатель.



Потрясенная тетя Шура закрылась у себя.



Дня три после этого она практически не выходила из своей комнаты, покидая ее только в случае крайней необходимости; молча приготовив на кухне еду, она немедленно возвращалась. Проходя по коридору, я услышал, как она плачет.



Потом кризис закончился и тетя Шура вернулась к своей обычной жизни – с сидением на кухне и заглядыванием в чужие кастрюли. С моей мамой, правда, она больше не сцеплялась.



В очередной раз, когда я был в коридоре и дверь в ее комнатушку оказалась открыта – тетя Шура несла двумя руками горячую кастрюлю с супом, – я бросил взгляд внутрь. Икон на стенке больше не было – на их месте светлели пустые квадраты незакопченных обоев.



Теперь я понимаю, какую, без преувеличения, драму она пережила тогда и какой экзистенциальный выбор ей пришлось сделать. Мир рухнул: Иисус Христос и Богоматерь-заступница, которой тетя Шура привычно молилась с детства, оказались евреями – и с этим ничего нельзя было поделать. Совсем ничего. А молиться евреям было выше ее сил…



В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.



Автор: Юрий Фридман-сарид
Ruti, :give_rose:

Аватара пользователя
musatova
Зарегистрированный участник
Сообщения: 601
Зарегистрирован: 19 сен 2012, 18:07
Ник: Мусатова Светлана Леонидовна

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение musatova » 20 дек 2019, 16:59

Спасибо вам большое Рути. Очень поучительная история. Иногда нам легче отказаться от Бога, чем начать менятся.
А насчет тёти Шуры, интересная история... За что она так ненавидела евреев? Наверное у нее была какая то причина?.. Возможно надо было помочь ей с этим разобраться.. И тогда бы все было по другому..
Хвала тебе Боже За тех кто прощает,
Кого научил ты любви!
Сквозь все испытания, гоненья, страдания,
Венец твой их ждет впереди!

В сети
Аватара пользователя
Okeana
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:02
Ник: Okeana
Благодарил (а): 397 раз
Поблагодарили: 263 раза

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Okeana » 21 дек 2019, 12:19

Ruti писал(а):
20 дек 2019, 10:44

В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.

Автор: Юрий Фридман-сарид
Не участвуете, но создаете их, получается? Иначе зачем здесь эту историю выложили? Ибо это ни что иное, как предложение поговорить о природе антисемитизма, а заодно Православную Церковь и ее паству выставить мракобесами и человеконенавистниками. Так выходит?
Лично я здесь вижу именно это. Или что вы хотели сказать, Юрий Фридман?

А насчет этой пресловутой тети Шуры - просто историю русской Церкви и вообще, историю России если поизучать немного, то все недоумения разъяснятся. Да, был такой перекос - неприятие евреев как нации.
По той причине, что необразованному, неграмотному народу сложно было разъяснить все тонкости истории данной религии. Тем более, что и священство много веков также было малообразованно - богословские и служебные книги на русском языке стали массово появляться лишь в 17 веке. Поэтому в детали не вникали, но говорили в общем - Израиль не принял Христа и за то был проклят. Евангельский эпизод с бесплодной смоковницей. А также - дальнейшие события, когда через несколько десятков лет был разрушен Иерусалимский храм, разогнано священство и сам город уничтожен, засыпан солью, чтобы ничего не росло, а народ рассеян. Все произошло по предсказанию Христа. Вот и возникала мысль, что Христос-то наш Бог, а не еврейский, иначе как так?
Понятное дело, что современная Церковь уже по иному переосмысливает отношение к евреям, понимая, что дети за отцов не ответчики, и антисемитизм не приветствуется, а информация стала намного доступнее для паствы любого образовательного уровня. И вот отсюда вопрос: с какой целью вы, Юрий, данную тему подняли сейчас?
Оксана Альберти

Sasha554822107
Зарегистрированный участник
Сообщения: 193
Зарегистрирован: 06 окт 2019, 07:44
Ник: Aleksandra

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Sasha554822107 » 23 дек 2019, 17:08

Ruti писал(а):
20 дек 2019, 10:44
Когда в русско-еврейском инете поднимается очередная дискуссия на вечную тему антисемитизмa, его природы и источников, – я каждый раз вспоминаю тетю Шуру, нашу соседку по коммунальной квартире…

Изображение

Детство и начало отрочества я провел в старой питерской коммуналке на Пяти углах – знаменитом перекрестке Загородного проспекта, Разъезжей и улицы Рубинштейна. Классическая питерская коммуналка на пять семей, с маленькой кухней и общим туалетом, где у каждой семьи была своя лампочка и свой выключатель. Отопление было печное: во дворе стояли дровяные клетушки-сарайчики, и зимой моей обязанностью и развлечением были походы по черной лестнице за дровами. Ванной или душа, естественно, не было –

по воскресеньям ходили в баню, терпеливо выстаивая там многочасовые очереди. Нам с отцом, вернувшимся с войны без ноги, всегда приходилось ждать, пока освободится пара казенных банных костылей: заходить в моечную со своими запрещалось. Инвалидов было много, а казенных костылей – всего несколько пар. Собственно, очереди были повсюду, и стояние в них являлось обязательной и привычной составляющей бытия…



Центром квартирной жизни, конечно же, была кухня, слишком маленькая для такого количества жильцов. Поскольку, кроме плиты, там размещались еще пять кухонных столиков, – жизненного пространства почти не оставалось, и хозяйки стояли у плиты буквально вплотную, впритирку друг к другу. Разумеется, духота, теснота и скученность время от времени приводили к скандалам. Этому сильно способствовал тот факт, что на пять семей было всего четыре конфорки – при том, что на плите не только готовили, но и кипятили белье в больших цинковых баках. Очередь на конфорки занимали друг за другом; о дне стирки надо было договариваться с соседками заранее. Конфорки не простаивали ни минуты, и одним из воспоминаний моего детства остался деликатный стук в дверь комнаты и возглас «Ваш чяйник кипеля!» соседа Тойвонена, старого атлета-финна, бывшего циркового борца, боровшегося когда-то с самим Поддубным. Тойвонен и его русская жена были бездетны и время от времени приглашали меня в свою комнату поиграть. Как-то раз он предложил родителям учить меня финскому языку, без которого явно тосковал. Родители вежливо поблагодарили, но на всякий случай отказались. Большую часть жизни они прожили при товарище Сталине и хорошо усвоили, что знание иностранного языка, тем более – несанкционированное,– может оказаться путевкой в лагерь в качестве шпиона соответствующей разведки, а то и нескольких. Финский язык я так и не выучил; в 70-е, когда он был крайне востребован фарцовщиками и интердевочками, я не раз об этом жалел.



Но вернемся на кухню. Самой скандальной соседкой, с которой остальные предпочитали не связываться, была тетя Шура – крикливая деревенская баба, попавшая в Ленинград после войны и как-то зацепившаяся в городе. Ее комнатка была единственной, в которой я ни разу не был за все годы жизни в этой квартире. Если дверь в коридор была открыта, можно было видеть, что все свободное пространство занято какими-то сундуками, чемоданами и узлами – и еще один сундук стоял рядом с дверью в коридоре. Помню, что что тянуло из этой норы какой-то специфической кисловатой затхлостью – так не пахла ни одна из комнат нашей коммуналки. Стенка напротив двери была увешана иконами – тетя Шура была не на шутку набожной. Посередине иконостаса – суровый Иисус, рядом и чуть пониже – Богоматерь; вокруг были развешаны большие и малые лики святых. Иногда в коридоре было слышно, как она молилась, – почти так же громко, как и скандалила. В праздники (разумеется, православные, а не советские) она принаряжалась и шла в церковь – несмотря на хрущевские гонения, какие-то церкви еще действовали.



Бóльшую часть своего свободного времени тетя Шура толкалась на кухне, бдительно следя за порядком и соблюдением очереди пользования конфорками, – у себя в комнате ей было скучно. Ее также интересовало, кто и что готовит и вообще покупает, почем брали и где достали. Если кто-то из соседей приобретал то, что «простой человек», по ее разумению, позволить себе не мог, – в пространство летели филиппики о буржуйских замашках «некоторых там», которые «много о себе понимают». С ней старались не связываться, хотя скандал все равно мог вспыхнуть в любой момент и по любому поводу. Чаще всего тетя Шура сцеплялась с моей мамой – женщиной нервной и вспыльчивой. Больше всего тетю Шуру раздражало то, что мама готовила на настоящем сливочном – а не на постном – масле, и готовила с избытком: как у всех блокадников, еда у матери превратилась в навязчивую идею.



В какой-то момент мать не выдерживала – и начиналась свара, в которой припоминались все предыдущие разборки. Скандал всегда заканчивался одинаково: тетя Шура сворачивала на излюбленную еврейскую тему и и перечисляла все неискупимые вины евреев перед русским народом – от изготовления мацы на крови христианских младенцев до врачей-убийц. (Тот факт, что после смерти Сталина «дело врачей» закрыли и врачей реабилитировали, был для тети Шуры еще одним подтверждением еврейского заговора и всесилия евреев). В завершение речи тетя Шура выражала искреннее сожаление, что Гитлер не смог закончить свою работу. Ни одна из соседок не вмешивалась: по неписаному правилу, разборки всегда проходили по формуле «один на один», точнее, – «одна на одну». Мужчины, по тому же неписаному правилу, в кухонные скандалы женщин также не вмешивались – иначе жизнь в коммуналке стала бы просто невыносимой.



При упоминании Гитлера мать в бешенстве влетала в комнату, хлопнув дверью, какое-то время продолжала кричать, – потом, остыв, возвращалась к плите, плотно сжав губы, не глядя на торжествующую тетю Шуру.



Лет в шесть я уже вполне понимал, о чем идет речь. Во дворе, где в хорошую погоду я проводил все свободное время, «еврей» было словом оскорбительным – впрочем, не из самых обидных. «Евреем» назывался тот, кто «жидился», то есть жадничал – эти два слова были созвучны и казались однокоренными. Помню, я и сам совершенно естественно мог при случае обозвать «евреем» кого-нибудь из ребят – пока это случайно не услышал Тойвонен и не сообщил отцу. Сосед сам был «нацменом», и национальный вопрос был для него чувствительным.



Со мной провели беседу, в результате которой я узнал, что и я сам, и папа с мамой, и старшая сестра, и мои дяди, тети, двоюродные братья и сестры – все мы евреи. Помню, как ошеломило меня это открытие: быть евреем совсем не хотелось. «И дядя Яша – еврей? И тетя Лиза – еврейка? И тетя Лена?» – переспрашивал я в тайной надежде, что кто-то из них окажется неевреем и мне можно будет каким-то образом к этому присоединиться. Вариантов не оставалось: евреями были решительно все…



Я очень хорошо помню этот разговор – тогда пролегла незримая черта между мной и окружающими.



В той или иной форме такое потрясение пережили, думаю, все мои российские соплеменники. Каждый, взрослея, решал эту проблему по-своему: одни пытались скрыть свое еврейство, уйти от него – иногда радикально; другие, напротив, демонстративно подчеркивали его и бравировали им. Некоторые просто строили вокруг себя защитную стену, создав чисто еврейский круг общения, – они, как правило, уходили потом в сионистское движение или в иудаизм.



Полностью освободиться от ощущения инаковости, стать «таким, как все», – я смог, разумеется, только здесь, в Израиле.



…Очередной скандал между тетей Шурой и моей мамой закончился не по традиционному сценарию. Когда тетя Шура, привычно перечислив все многовековые еврейские преступления, собралась уже перейти к финальному аккорду, – мать опередила ее:



– А раз ты так евреев ненавидишь – что же ты тогда евреям-то молишься? – крикнула она уже предвкушавшей победу тете Шуре. Та осеклась и уставилась на мать непонимающим взглядом.



– Так Иисус же твой – еврей! И Дева Мария – тоже еврейка! – разъяснила мать. – Что, не знала?



Ничего больше мать сказать не успела – тетя Шура бросилась на нее с каким-то звериным воем. По счастью, на кухне были еще соседи – тетю Шуру оттащили; мать, от греха подальше, увели в комнату.



– Не веришь мне – спроси у Натальи Андреевны! – успела крикнуть мать, уходя из кухни.



Наталья Андреевна, спокойная, очень интеллигентная и образованная женщина, – как я сейчас понимаю, из дворян, – была единственной из соседок, которую тетя Шура очень уважала и никогда с ней не ссорилась: она терпеливо помогала малограмотной тете Шуре с прочтением казенных бумаг, написанием писем деревенской родне, снятием показаний со счетчика и консультировала при необходимости какого-либо общения с властью.



В момент скандала Наталья Андреевна тоже была на кухне и подтвердила обезумевшей от маминого кощунства тете Шуре, что да – и Дева Мария, и сын ее Иисус были евреями, и что написавший псалтырь царь Давид, из рода которого происходил Иисус, – тоже еврей. Как, впрочем, и почти все персонажи и Ветхого, и Нового Завета, включая Иоанна Крестителя и всех двенадцать апостолов с Марией Магдалиной, – а не один только Иуда-предатель.



Потрясенная тетя Шура закрылась у себя.



Дня три после этого она практически не выходила из своей комнаты, покидая ее только в случае крайней необходимости; молча приготовив на кухне еду, она немедленно возвращалась. Проходя по коридору, я услышал, как она плачет.



Потом кризис закончился и тетя Шура вернулась к своей обычной жизни – с сидением на кухне и заглядыванием в чужие кастрюли. С моей мамой, правда, она больше не сцеплялась.



В очередной раз, когда я был в коридоре и дверь в ее комнатушку оказалась открыта – тетя Шура несла двумя руками горячую кастрюлю с супом, – я бросил взгляд внутрь. Икон на стенке больше не было – на их месте светлели пустые квадраты незакопченных обоев.



Теперь я понимаю, какую, без преувеличения, драму она пережила тогда и какой экзистенциальный выбор ей пришлось сделать. Мир рухнул: Иисус Христос и Богоматерь-заступница, которой тетя Шура привычно молилась с детства, оказались евреями – и с этим ничего нельзя было поделать. Совсем ничего. А молиться евреям было выше ее сил…



В интернет-дискуссиях о природе антисемитизма я никогда не участвую.



Автор: Юрий Фридман-сарид
Интересная статья. Думаю что главная мораль совсем не о евреях, а о том что тётя Шура не любила Бога на самом деле. Её гордость и ненависть к евреям была сильнее любви к Богу. Пример того как человек стремится к духовности без любви в душе.
🐣

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 25 дек 2019, 15:51

Cловами Сергея Николаевича: "Ненавидят тех, кого обворовывают".

алексей котылевский
Зарегистрированный участник
Сообщения: 2812
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей
Поблагодарили: 1 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение алексей котылевский » 25 дек 2019, 17:53

Может любят не за исключительность или не только за нее ? Дело не в национальности или религиозной принадлежности , а в самом человеке . Хотя даже в самом плохом можно найти что-то хорошее .
Как поступить ? Человек живёт , пока заблуждается , это его двигает . Если сказать правду , его это остановит и возможно убьёт .

В сети
Аватара пользователя
Okeana
Зарегистрированный участник
Сообщения: 3154
Зарегистрирован: 20 май 2013, 18:02
Ник: Okeana
Благодарил (а): 397 раз
Поблагодарили: 263 раза

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Okeana » 25 дек 2019, 20:19

Рути, открытка некорректна! Те, кого на ней не хватает - уже не евреи, а христиане. Евреи сегодняшние - это те, кто Христа не приняли (хотя имели такую возможность), так что, нечего примазываться. ))
Оксана Альберти

В сети
Аватара пользователя
gvendilone
Зарегистрированный участник
Сообщения: 4851
Зарегистрирован: 17 май 2011, 12:06
Ник: gvendilone
Благодарил (а): 322 раза
Поблагодарили: 509 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение gvendilone » 26 дек 2019, 08:45

Ruti, напоминаю вам правила поведения на форуме. Словами можно говорить, что угодно, судят по делам. Вы пишете, что ничего не разжигаете, причем продолжая заострять внимание на межнациональных несовпадениях. Последнее китайское предупреждение :!:

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 26 дек 2019, 10:59

Если не заострять внимание на проблеме - то как ее решить?

Аватара пользователя
Nucy
Зарегистрированный участник
Сообщения: 1571
Зарегистрирован: 19 май 2011, 13:38
Ник: Нюся
Благодарил (а): 104 раза
Поблагодарили: 74 раза

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Nucy » 26 дек 2019, 11:19

Только как обратившись к Богу .
.

В сети
Аватара пользователя
gvendilone
Зарегистрированный участник
Сообщения: 4851
Зарегистрирован: 17 май 2011, 12:06
Ник: gvendilone
Благодарил (а): 322 раза
Поблагодарили: 509 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение gvendilone » 26 дек 2019, 11:58

Ruti писал(а):
26 дек 2019, 10:59
Если не заострять внимание на проблеме - то как ее решить?
все вы верно говорите, никак, если не поднимать. Но тут очень важен посыл - хочу ли я решить проблему или хочу лишний раз потоптаться, самоутвердиться? Причем, бывает, такой вопрос стоит задать своей душе и совести, и не раз..Мне понравилась первая история, но дальше вы развили тему, имхо, уже не в ту сторону :give_rose:

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 26 дек 2019, 22:34

Ну, да. Прежде, чем решить проблему - с ней надо ознакомиться, выслушать вторую сторону. Тут задавали вопрос - за что тетя Шура так относится к евреям? А как копнули глубже - так сразу "самоутверждение" и призывы к модератору (в данный момент потертые). Я представляю вторую сторону, так как знакома с ней не по наслышке, что я написала такого, что не соответствует истине?

Да, некоторым историческая действительность передана в извращенном виде, но что может заставить отбросить старые стереотипы, чтобы воспринять новое, как не факты? Ломоносов сказал: "У народа не помнящего прошлого - нет будущего". Станьте достойным будущего, найдите смелость.

алексей котылевский
Зарегистрированный участник
Сообщения: 2812
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей
Поблагодарили: 1 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение алексей котылевский » 26 дек 2019, 23:01

Ruti писал(а):
26 дек 2019, 22:34
Станьте достойным будущего, найдите смелость.
Жесть . Конструктивно , как это должно выглядеть ? Признать евреев избранными ?

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 14:12

алексей котылевский писал(а):
26 дек 2019, 23:01
... Конструктивно , как это должно выглядеть ? Признать евреев избранными ?

Вам это чем-то мешает? Хотите поговорить об этом?

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 14:17

Поясню: вы же не в претензии к Сергею Николаевичу, что он делает то, что делает, правда? Почему отношение к евреям должно быть другим? Спросите себя.

алексей котылевский
Зарегистрированный участник
Сообщения: 2812
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей
Поблагодарили: 1 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение алексей котылевский » 27 дек 2019, 14:51

Ruti писал(а):
27 дек 2019, 14:12
алексей котылевский писал(а):
26 дек 2019, 23:01
... Конструктивно , как это должно выглядеть ? Признать евреев избранными ?
Вам это чем-то мешает? Хотите поговорить об этом?
Мне нет . Зачем это надо Вам ? Вы далеко от зоны боевых действий ?
Ruti писал(а):
27 дек 2019, 14:17
Поясню: вы же не в претензии к Сергею Николаевичу, что он делает то, что делает, правда? Почему отношение к евреям должно быть другим? Спросите себя.
Я немного по-другому смотрю на вещи . Если рядом со мной что-то появилось , значит по законам природы или бога это оказалось рядом . Часть из этого или все находится внутри меня , в моем начале (имея в виду начало я подразумеваю бога) и оно проявляется на поверхности по мере того , что на ней происходит . Явленное рождается противоположностями , которые разносятся в разные стороны и со временем притягиваются , результатом своего взаимодействия , расщепления и соединения создавая мир между собой , как родители результатом актом физического слияния и отделением яйцеклетки и сперматозоида создают ребенка , плод отношений . Поэтому возникшее рядом есть невидимая часть меня . Появились рядом претензии в физическом образе ? Значит что-то похожее есть внутри . Где ? Вот это и можно выяснить в процессе общения . Почему у евреев не прекращается конфликт с окружением ? Куда их унесет без систематических неудобств ? Честно , положа руку на сердце . К чему и насколько есть предрасположенность , уносящая в никуда - в аннигиляцию и разрушение , настолько сильная рядом будет противоположность для равновесия . Представьте качели , на которых с одной стороны сидит тучный взрослый и с другой грудной ребенок . Равнозначные у них будут действия для движения ? Ведь вселенная - это движение .
Нет , то что нет осознания причины и видимости ее на поверхности дело не сильно меняет . Значит в глубине сидит настолько много , что даже до сознания нельзя допускать , а то увидев причину эго поймет , как можно манипулировать . В таком случае остаётся одно - доверие , богу , чувства без подтверждения . Видимо этого у евреев и недостаточно . А! Ну да ! У горы Синай они моментом забыли о Боге и Моисее и создали себе видимого божка . И 40 лет после этого бродили по пустыне , потому что не поверили в победу на занявшими город , в который их вел Моисей . То есть верить они могут во что-то видимое или около того , не хватает глубины ! Ширины и масштаба !
Последний раз редактировалось алексей котылевский 27 дек 2019, 15:07, всего редактировалось 1 раз.

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 15:05

Ну, вы немного не правы, опуская последовавший за этим эпизод наказания согрешивших. Те, кто действительно согрешил, были убиты, остальные, получившие свою долю наказания в соответствии со своим сочувствием поклонявшимся тельцу, вместе с теми, кто вообще не имел к этому греху отношения, продолжили к Земле Обетованной, т. е. стране Израиля, продолжая нести бремя Завета.

Заметьте, мы не подчеркиваем свою избранность, не называем себя ни православными, ни правоверными, но все окружающие отдают себе в ней отчет. Реакцию это вызывает разную и очень важно разобраться в ней. Чтобы тоже не пасть жертвой какого-нибудь соблазна, который оторвет его от приобретенного такой дорогой ценой Единобожия.

алексей котылевский
Зарегистрированный участник
Сообщения: 2812
Зарегистрирован: 09 апр 2017, 03:24
Ник: Алексей
Поблагодарили: 1 раз

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение алексей котылевский » 27 дек 2019, 15:12

Ruti , посмотрите честно , зачем вам это ? Получить спокойствие или какие-то плюшки ? Я не был гоним , не еврей и никакого отношения к Христу не имею . И меня это не сильно тревожит . На избранных накладывается ответственность и бремя лидерства и правильного направления человечества . Потянете ? Иисус имея доступ к Богу и безграничным возможностям не делал акцент на себе , по сути имея все и ничего . Дервиш , оборванец с верой .
Дело ещё в том , что даже на 40 лет в пустыне евреев обрёк Бог , в том не было их личной заслуги , - мол "Мы погуляем , подумаем и вернёмся" - их заставили . Не было записи в днк личного устремления и веры .
Последний раз редактировалось алексей котылевский 27 дек 2019, 15:25, всего редактировалось 1 раз.

Ruti
Зарегистрированный участник
Сообщения: 65
Зарегистрирован: 11 май 2013, 15:29
Ник: Ruti

Re: Тетя Шура и евреи

Сообщение Ruti » 27 дек 2019, 15:18

Евреи не изолированны от общества. Если после всего, что они прошли, они существуют - значит, по большому счету они выполняют свою функцию. Не смотря и вопреки.

Повторяю - к евреям есть разное отношение, в целом оно негативно. И так как не часто тети Шуры имеют предствление о теме обсуждения (или осуждения), то я хочу представить и вторую сторону, чтобы можно было наладить диалог.

Если у вас с отношением к евреям все нормально, то все отлично, консенсус достигнут.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 76 гостей