В одной из тем мы обсуждали чувство презрения к другим и к себе. И вышли на негласные установки, которые действуют на нас с детства или из прошлого.
Некоторые такие установки мы получаем из детских книг. Захотелось создать отдельную тему, где можно было бы обсудить конкретные примеры из детской литературы (отечественной и не только): как они действуют на нас и наших детей.
Может быть, кто-то поделится опытом - как "выкручиваться" из ситуации, когда читаешь (или ребенок уже сам читает) книгу, в которой пропагандируются вроде бы понятные с человеческой точки зрения чувства - например, чувство презрения к несовершенным людям. Но ведь из ДК и своего опыта мы уже знаем, к чему такие "понятные" и "благородные" чувства могут привести.
Здесь скопирую сообщения, из которых получилась данная тема:
Astra-polyaris - 23 Май 2014 10:52
...Хотя советское наследие в виде негласных установок “жалость унижает человека” и т.п. презрение вроде как считало “благородным” чувством. Почему-то мне это хорошо запомнилось.
НБИ78
Недавно читала детям “Королевство кривых зеркал” В.Губарева. И вот что там:
Оля сжалась, однако не опустила перед Нушроком своих чистых голубых глаз. Наоборот, она широко открыла их и, не мигая, смотрела в хищные глаза человека-коршуна.
- Нет, я не опущу перед тобой глаз, проклятый Коршун! - вдруг крикнула она. - Я не боюсь тебя, потому что презираю!
Хорошая книга (и фильм хороший), но ведь такие установки проходят детям в подсознание, тем более талантливо написанные.
НаталияТЮ-18
При социализме приветствовалось презрение к врагам. Хотя враги понимались очень широко. Коллективно (и даже публично) презирали тунеядцев, пьяниц...
А советская детская талантливая литература - это вообще отдельная “песня”. Помню, отлавливала там такой атеистический мрак - просто убийство души...